Гоночная рулетка

 Гран-при Монако «Формулы-1» и не только…

 Главный атрибут королевского убранства – это, без сомнения, корона. А в короне – большая и красивая жемчужина. Так и для «Королевы Автоспорта», которой уже 62-й год является «Формула-1», существует своё украшение под названием «Гран-при Монако». Раз в год жемчужина на средиземноморском побережье вновь и вновь играет своими красками, создавая по-настоящему азартную и гоночную атмосферу.

Впервые гоночные болиды пронеслись по этим улицам ещё в далёком 1929 году, «Формула-1» пришла сюда в год своей коронации – в 1950 году. С 1955 года этап был включён в календарь на постоянной основе.

Трасса проложена по обычным улицам необычного города под названием Монте-Карло. С первого взгляда «Circuit de Monaco» совершенно не вписывается в регламент: её длина составляет 3,34 километра, а полная дистанция гонки насчитывает 260,5 километров против установленного минимума в 305. Это самая медленная трасса в календаре, средняя скорость на круге здесь не превышает 150-160 километров в час. В то же время есть самый медленный участок – шпилька «Гранд Отель», где пилоты оттормаживаются со 130 до 40 километров в час, и самый быстрый – известнейший тоннель, на выходе из которого скорость может достигать 280 километров в час. Кроме того, обгоны в Монте-Карло чрезвычайно затруднительны, что, впрочем, не мешает некоторым пилотам успешно обгонять своих соперников.

Несмотря на то, что городские этапы в автоспорте – не такая уж и редкость, уличная трасса в Монте-Карло стоит особняком не только для «Формулы-1», но и вообще среди мировых гоночных трасс. Уникальная атмосфера Истории, уникальная узкая трасса, отсутствие зон безопасности, множество кочек, постоянный контроль за траекторией для избегания контакта с барьером. Как и на любой другой трассе, чтобы быть быстрым, здесь нужно атаковать, но разница в том, что, как и в азартной игре, Монте-Карло не прощает ошибок и даже малейших оплошностей. Только невероятная концентрация и ювелирная точность в пилотировании позволяют здесь добиться успеха.

…26 мая, четверг. Монте-Карло.

В 2011 году Королевские гонки посетили Монте-Карло в последний майский уик-энд. Этап «Формулы-1» традиционно поделён на три дня в конце недели: тренировочный, квалификационный и гоночный. Но, в отличие от прочих этапов, Гран-при Монако включает в себя не три, а четыре дня, потому что свободные тренировки перенесены на четверг. Пятница же полностью предоставлена «королевским подданным» –сопровождающим чемпионатам, а пилоты «Формулы-1» могут позволить себе немного отдохнуть перед квалификационным боем.

«Формула-1» приехала на этот этап с целым ворохом новостей, накопившихся за несколько дней после прошедшего Гран-при Испании. Во-первых, впервые в сезоне участники должны были опробовать в реальных условиях новую пару комплектов покрышек: мягкую (Soft) и сверхмягкую (Supersoft). Как показывал опыт предыдущих Гран-при, шины фирмы Pirelli, ставшей с этого года новым официальным «обувным» поставщиком, имели свойство сильно изнашиваться по ходу дистанции, что заставляло пилотов совершать по три, а то и по четыре пит-стопа для их замены. Согласитесь, после 2010 года, когда многие умудрялись проезжать гонку и с одним  пит-стопом, это несколько напрягало и, как на Гран-при Турции, создавало полнейшую неразбериху. Но в Pirelli пообещали исправить ситуацию, и дело сдвинулось в лучшую сторону: сверхмягкая резина выдерживала и по 20 кругов, мягкая – и того больше. Но об этом чуть позже…

Гран-при Монако

Вторая новость недели – FIA наконец-то определилась с зонами на трассе для использования подвижного антикрыла (так называемого DRS), позволяющего снижать лобовое сопротивление, и, следовательно, увеличивать скорость на прямых. Это технологическое нововведение 2011 года уже неоднократно доказало свою эффективность при обгонах, и должно было разнообразить относительно спокойное течение гонки. Итак, на тренировках и в квалификации разрешалось использовать DRS на всём протяжении трассы, за исключением тоннеля (там было слишком опасно), а в гонке – только на прямой «старт-финиш». Кстати, на следующих Гран-при, в Монреале и Валенсии, определены уже по две гоночные зоны использования DRS. Третья новость – всё та же FIA, после протеста команд, разрешила-таки продолжить использование «выдувных диффузоров» (ещё одно устройство для повышения аэродинамической эффективности), но обещала вернуться к этому вопросу чуть позже.

Четвёртая новость – Альдо Коста был уволен с поста технического директора команды Ferrari. Якобы за «плохое выполнение обязанностей». Но то, что в Ferrari так или иначе «полетят головы», было понятно: после успешных тестов – совершенно неожиданный провальный старт сезона, только один подиум по ходу прошедших Гран-при и катастрофическое отставание от McLaren, но ещё больше от Red Bull, которые как дали старт – только их и видели. Третьей позиции Ferrari в Кубке Конструкторов мало что угрожало, но для самой легендарной и титулованной команды это сродни затяжному кризису, примерно такому же, какой они переживали в середине 90-х. Вот и нашли «крайнего и ответственного»… Кадровыми перестановками занялась и находящаяся в ещё более глубоком кризисе команда Williams, уволив Сэма Майкла и пригласив на пост технического директора скандального Майка Кофлэна.

Команда Ferrari намеревается догнать Red Bull и McLaren

26 мая прошли две тренировочные сессии. В Монте-Карло было солнечно и сухо, воздух в течение дня прогрелся до 26 градусов, полотно трассы – до 43-44 градусов. Утренняя сессия прошла под диктовку Себастьяна Феттеля – действующего чемпиона «Формулы-1» и безусловного фаворита нынешнего сезона. На Гран-при Монако он приехал с солидным запасом в 41 балл над ближайшим конкурентом в личном зачёте, имея 4 победы в пяти прошедших гонках. Сессия была приостановлена на 50 минуте из-за ремонта дренажной системы на стартовой прямой. Также стоит отметить аварию Витантонио Льюцци на выезде из тоннеля и очередное появление Даниэля Риккардо в составе команды Toro Rosso. Молодой австралийский пилот является участником юниорской программы Red Bull. Для «младших быков» из Toro Rosso он ещё и официальный тестер, участвующий в пятничных тренировках. Для Риккардо этот опыт был полезен ещё и потому, что он участвует в «молодёжном» чемпионате «Формулы-Рено», также приехавшим в эти выходные в Монте-Карло.

Команда Red Bull — неоспоримый фаворит сезона

Во второй сессии пилоты смогли опробовать сверхмягкие покрышки, и здесь быстрейшими оказались уже Фернандо Алонсо (Ferrari) и Льюис Хэмилтон (McLaren). Вновь не обошлось без инцидентов. Виталий Петров повредил свой болид в шикане после выхода из тоннеля, на болиде Пола ди Ресты отказал двигатель, а Витантонио Льюции вообще не принимал участия в тренировке.

Было отмечено, что шины Supersoft в своём лучшем состоянии имеют преимущество над Soft примерно на 1,5 секунды. То есть разница между «соседними» комплектами уже не столь существенна, как это было, например, в Испании, где разрыв по времени мог достигать по 2-2,5 секунды с круга.

…27 мая, пятница. Монте-Карло.

В пятницу в паддок «Формулы-1» пришли новости с английской земли. В этот день, по решению Высокого Суда в Лондоне, был закрыт спор за обладание легендарным брендом «Lotus», между компаниями Malaysia Racing Team (её владельцем является Тони Фернандес, глава команды Team Lotus) и Group Lotus (спонсирует команду Renault). Однако решение оставило множество вопросов. Этот уик-энд в целом вообще получился какой-то противоречивый…

Самое забавное, что ни та, ни другая сторона не имели никакого отношения к фирме Lotus, основанной в конце 50-х Колином Чепмэном, и на протяжении более чем 30 лет выставлявшей свою команду в «Формуле-1». «Настоящий» Lotus ушёл из Королевских гонок ещё в 1994 году, но сейчас времена изменились. Помимо физической борьбы на трассе происходит ещё и не менее ожесточённая борьба брендов и за бренды.

Судебная тяжба шла ещё с предыдущего сезона. Официальным владельцем марки «Lotus» признана именно Group Lotus, на самом деле являющаяся отделением концерна Proton. Также ей принадлежит право на использование фирменной золотисто-чёрной окраски. Тони Фернандес и его Malaysia Racing Team некоторое время сотрудничали с Group Lotus на основании лицензионного соглашения. Однако конфликт между ними произошёл ещё перед самым стартом сезона 2010 года. С тех пор Фернандес неоднократно пытался добиться права на бренд «Team Lotus» (так официально называлась «формульная» команда Колина Чепмэна), и ему это в некотором роде удалось. Также он приобрёл фирму Caterham, когда-то уже сотрудничавшую с Lotus.

Но Group Lotus, начиная с этого года, является генеральным спонсором команды Renault, переставшей быть заводской относительно недавно. Ещё большую путаницу вносит тот факт, что и болиды команды Фернандеса оснащены французским моторами. То есть, существует две команды Lotus Renault: одна англо-малайзийская, золотисто-чёрного цвета, и другая чисто малайзийская, зелёно-жёлтого цвета.

«Официальным» Lotus сейчас именуется малайзийская команда Тони Фернандеса (сверху)

Теперь же, начиная с 27 мая 2011 года, Team Lotus – официальное название малайзийской команды Тони Фернандеса в «Формуле-1». Впрочем, этим его выигрыш и ограничивается. Group Lotus сохранила права на бренд во всё остальном и даже получит от Фернандеса большую денежную компенсацию за нарушения лицензионных соглашений в прошлом. По сути, две стороны сыграли вничью, но каждая  из них всё-таки считает победителем именно себя. Ждём продолжения…

***

Там же, в Монте-Карло, проходил третий этап «молодёжного» чемпионата GP2, с 2005 года традиционно сопровождающего «Формулу-1» в Европе. GP2 представляет собой моносерию, то есть пилоты соревнуются на совершенно одинаковой гоночной технике, что предоставляет им равные условия для борьбы. Здесь используется шасси марки «Dallara GP2/11» с четырёхлитровыми атмосферными двигателями Renault. Фирма Dallara считается одним из ведущих производителей шасси для младших формульных чемпионатов. В этом году в GP2 представлено уже третье поколение подобных болидов. Для молодых пилотов GP2 служит, как правило, последней, очень серьёзной ступенью перед «Формулой-1». Например, к нынешнему году, в Королевских гонках выступают уже 10 выпускников этого чемпионата, в том числе четыре чемпиона.

Лучшее время на квалификации в четверг показал голландец Гидо ван дер Гарде из команды Barwa Addax, но был оштрафован судьями за допущенные нарушения. С поула в пятничной гонке стартовал британец Сэм Бёрд из команды iSport. Компанию ему на первом ряду составил Давиде Вальсекки (тест-пилот «формульной» Team Lotus). Считавшиеся фаворитами накануне сезона Жюль Бьянки (тест-пилот Ferrari) и Ромен Гросжан (тест-пилот Lotus Renault), заняли лишь восьмое и двадцать шестое места соответственно. Михаил Алёшин не смог принять участия в гонке из-за финансовых проблем (спонсоры не внесли нужную сумму, а ездить на честном слове в большом спорте не принято), и его место в команде Carlin занял Оливер Тёрви (тест-пилот McLaren).

Во время старта гонки, Бёрд не смог вовремя тронуться с места, и весь пелетон мигом обошёл его. Гонку возглавил Вальсекки и удерживал преимущество до самого финиша, одержав, таким образом, первую победу в сезоне.

Давиде Вальсекки лидирует на старте первой гонки GP2

Два остальных места на подиуме были разыграны между Альваро Паренте и Лукой Филиппи, опередившего за счёт более позднего пит-стопа Стефано Колетти. Но настоящий подвиг совершил Ромен Гросжан, прорвавшийся с последнего места на четвёртое! И даже в конце гонки он сумел побороться с Филиппи, но тот грамотно оборонялся, пусть и на изношенных шинах, и сумел защитить свою позицию.

Сэм Бёрд всё-таки смог стартовать, и даже выбрался было на десятое место, но столкнулся со своим напарником, Маркусом Эрикссоном в повороте «Антони Ногэ», как раз перед выходом на финишную прямую.

Зачётную восьмёрку тем временем замкнул француз Шарль Пик – напарник неудачно проведшего гонку ван дер Гарде.

…27 мая, пятница. Аргентина.

На другом конце Земли в эти же выходные состоялся шестой этап Чемпионата мира по ралли – World Rally Championship, или просто WRC. В этом году продолжилось ставшее уже традиционным противостояние команд Citroen и Ford. Семикратный чемпион WRC француз Себастьян Лёб на Citroen приехал в Аргентину лидером общего зачёта, и намеревался одержать здесь очередную победу. Ему противостояли: собственный напарник, соотечественник и тёзка Себастьян Ожье, пилоты Ford финны Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала, а также экс-чемпион мира норвежец Петер Сольберг на своём частном Citroen.

На отдалённый заокеанский этап заявилось очень мало пилотов основной категории (собственно, WRC) – всего одиннадцать. Из прочих участников им составили компанию пилоты категории Production на своих Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer, среди которых был украинец Юрий Протасов.

Яри-Матти Латвала лидировал в течение первого дня ралли в Аргентине

Первый день ралли Аргентины включал в себя семь спецучастков. Четыре из них удалось выиграть Латвале, который и обеспечил в себе комфортное лидерство по итогам первого дня с преимуществом в 18 секунд над соперниками. Спецучастки в этот раз оказались очень сложны, так как включали в себя гравийное покрытие вперемешку с асфальтовым. Большинство пилотов настроили свои болиды именно для гравийных трасс, поэтому, стоило им заехать на асфальтовую секцию, как управляемость резко терялась. «Хотел бы я посмотреть на этих организаторов, которые придумали нам такое!!!», – примерно так прокомментировал ситуацию Себастьян Лёб в своём блиц-интервью. В довершение к проблемам с пилотированием, Лёб в итоге получил ещё и штрафную минуту за нарушение очереди прибытия на контрольный пункт, и откатился на пятое место. Теперь ему предстояло пробиваться наверх.

…28 мая, суббота. Монте-Карло.

Третья тренировочная сессия проходила в субботу с утра, это была своеобразная репетиция перед квалификацией. Протокол неожиданно возглавил Фернандо Алонсо – похоже, что в Ferrari сумели подобрать оптимальные настройки. Более того, пилоты Red Bull совсем не блистали – только 4-й результат у Феттеля и 7-й у Уэббера. В первую десятку попали также Баттон (2-й), Масса (3-й), Шумахер, Хэмилтон, Альгерсуари, Буэми и Перес. Квалификация обещала быть очень интересной!

И снова сессия прерывалась авариями. В «Новой шикане» серьёзно пострадал болид Нико Росберга, а в «Сен Дево» угодил в ограждение многострадальный Витантонио Льюции. Оба пилота остались целы и невредимы, но машины требовали серьёзного ремонта. Возникали даже сомнения, смогут ли механики восстановить их к началу квалификации. Сомнения оправдались частично: болид Росберга вновь привели в состояние боеготовности, а у Льюции всё оказалось куда более скверно. Он не выехал ни на одну зачётную попытку, как и его напарник, Нараин Картикеян.

Погода не изменилась по сравнению с четвергом. Квалификация стартовала в 2 часа дня по местному времени. Уже шестой сезон квалификационные заезды проводятся по принципу «супер-поула», то есть с постепенным отсеиванием медленных участников. Сессия делится на три части: на 20, 15 и 10 минут соответственно. В первой части принимают участие все 24 пилота, во второй – 17 быстрейших, а в третьей – уже только 10 разыгрывают между собой поул-позишн.

Команда McLaren пытается не отставать от Red Bull

После первой части, в которой лучший результат показал Льюис Хэмилтон, традиционно выбыли самые медленные команды: Team Lotus, Marussia Virgin и Hispania. К ним присоединился Хайме Альгерсуари на Toro Rosso. Все пилоты, выезжавшие на трассу, преодолели барьер 107 %, допускающий на старт гонки. Нерешённым оставался вопрос с командой Hispania, вообще не показавшей никаких результатов.

Льюис Хэмилтон стал быстрейшим и во второй части квалификации. В первой десятке в полном составе оказались Red Bull, McLaren, Ferrari, Mercedes. Вместе с ними, дальше прошли два дебютанта — Серхио Перес и Пастор Мальдонадо, в прошлом году соперничавшие за титул в чемпионате GP2. Прекратили борьбу в квалификации Баррикелло, Кобаяси, Буэми и, в полном составе, команды Lotus Renault (которая с самого начала неудачно проводила этот этап) и Force India.

Но оказалось, что отставание Red Bull – это всё же блеф «красных быков». В третьей части Себастьян Феттель сходу разменял 1:14.0 и показал время 1:13.556! На трассе в этот момент находилось восемь пилотов – все, кроме Хэмилтона и Мальдонадо.

Однако за две с половиной минуты до окончания квалификации, в верхней части телеэкрана загорелся жёлтый цвет, сменившийся красным… Сессия остановлена, это означало серьёзные неприятности на трассе, наверное, снова кто-то вылетел?.. Следующий кадр поверг всех в шок: вдребезги разбитая машина Серхио Переса в «Новой шикане»… и никакого движения. Пилота зажало между обломками и заградительным барьером. «Скорая» и эвакуатор подъехали относительно быстро, но операция по спасению затянулась на 15 минут.  Кроме того, вокруг разбитого болида была натянута специальная ширма, закрывающая место происшествия от телекамер – мало ли что, знаете… Лишние взгляды тут совсем ни к чему.

Никто не крикнул «Тормози!..» (с)

Пилот не мог самостоятельно выбраться из болида

А дело было так. На злосчастном в тот уик-энд выезде из тоннеля, была маленькая кочка на асфальте. Именно на ней болид Переса подскочил во время квалификационной попытки. Заблокировались тормоза, болид резко дёрнулся вправо и врезался в ограждение, а потом на высокой скорости плашмя ударился о барьер.

Операция по спасению заняла 15 минут

Когда на трибунах послышались аплодисменты, стало ясно, что сейчас-то с пилотом точно всё в порядке. И действительно, к счастью, при такой серьёзной аварии Серхио Перес отделался лишь сотрясением мозга и небольшим вывихом бедра. Он не будет принимать участия в воскресной гонке, но, забегая вперёд, скажу, что из госпиталя его выписали уже в понедельник, а сам пилот полон решимости выступить на предстоящем Гран-при Канады.

После такой серьёзной аварии, Серхио Перес отделался лишь незначительными травмами

С момента аварии прошло 40 минут, и уже после того, как пилота отправили в медицинский центр, а разбитый болид на эвакуаторе – в боксы команды Sauber, трассу следом очистили от обломков, восстановили повреждённый барьер, и квалификацию продолжили. Но для Льюиса Хэмилтона оставшиеся две с половиной минуты означали только лишь одну возможную попытку показать своё лучшее время. В команде McLaren ошиблись в этот раз, приняв решение держать Хэмильтона в боксах чуть ли не до конца сессии, решив, что траектория уже будет достаточно накатанной. Они очень сильно рисковали, Дженсон Баттон уже показал второй результат, и Хэмилтону нельзя было отставать. Он всё-таки показал время 1:15.280, но спустя пару часов оно было аннулировано из-за того, что пилот по ошибке срезал шикану на зачётном круге.

К слову, другие пилоты тоже не смогли улучшить свои результаты на повторных попытках, а значит, с поул-позишн в завтрашнюю гонку должен был уходить Себастьян Феттель. Команде Red Bull снова повезло, и для них это шестой поул из шести возможных в этом году!

Чем занимались в течение уик-энда пилоты Hispania — осталось загадкой

Вопрос с командой Hispania был решён весьма неожиданно, причём неожиданно для всех. Организаторы гонки всё же допустили их на старт, с формулировкой «пилоты Hispania в свободных тренировках показывали времена в пределах 107 % от лидера сессии». Я не поленился,  пересчитал собственноручно. И знаете, НИ В ОДНОМ СЛУЧАЕ эти пилоты не преодолели установленный временной барьер. Какой тогда смысл выпускать на старт «передвижные ретардеры», или как их ещё жестче называют «вёдра с болтами»? Или какой смысл тогда в 107 процентах? Двойные стандарты поучаются… Ведь Монте-Карло – оно тем более не для лузеров, и в эпоху предквалификаций, а затем и первого периода действия 107 % (1996-2002) поблажек почти никому не делали (таковых был единицы, например, Педро Диниц на Гран-при Австралии 1997 года). Но, как выяснилось в воскресенье, традиционно ни один из шести «передвижных ретардеров» (а это, напомню, Team Lotus, Marussia Virgin и Hispania) на судьбу гонки не повлиял никоим образом.

***

В тот же вечер прошла вторая гонка чемпионата GP2. Согласно правилам реверсивного старта (зачётная восьмёрка из протокола первой гонки разворачивалась в обратном порядке), первый ряд стартового поля заняли Шарль Пик и Макс Чилтон.

В первый послестартовый поворот пилоты вошли в следующем порядке: Шарль Пик, Йозеф Краль, Ромен Гросжан… Лидирующая тройка сохранила свои позиции до самого финиша. Шарль Пик выиграл вторую гонку в сезоне, и вторую же на улицах в Монте-Карло (в 2008 году он побеждал здесь, выступая в чемпионате «Формула-Рено»).

Шарль Пик — победитель субботней гонки GP2

Места в зачётной шестёрке (во второй гонке присуждается меньше баллов) также заняли пятничные призёры Филиппи и Вальсекки, следом за ними – Чилтон, не сумевший сдержать напора соперников.

Таким образом, в общем зачёте GP2 ситуация обострилась до предела. Лидерство делят между собой Ромен Гросжан и Сэм Бёрд, у которых по 23 балла. Далее – Шарль Пик с 22 баллами, а также Гидо ван дер Гарде и Давиде Вальсекки, с 21 баллом каждый. Стефано Колетти не блистал во второй гонке, и теперь только шестой с 14 баллами. Жюль Бьянки ни разу не финишировал в очках, и в зачёте откатился на 11 место. Сезон продолжится в конце июня, на городской трассе в Валенсии, и обещает быть интересным.

…28 мая, суббота. Аргентина.

В чемпионате WRC получился не менее насыщенным и драматичным, чем первый. Обычно случается так, что на гравийной трассе пилот, стартующий первым, неизменно теряет время из-за «расчистки» траектории. Латвала поначалу несколько нарушил эту традицию, продолжая оставаться в лидерах и не подпуская близко Сольберга с Ожье.

Но не было печали, как говорится… На 13-м спецучастке финн задел камень на обочине и сломал подвеску. По итогам второго дня он скатился аж на восьмое место, с отставанием от вырвавшегося в лидеры Ожье на 12 минут! У Сольберга также возникли проблемы – на машине отказал гидроусилитель руля, и пилоту приходилось прикладывать немало физических усилий на поворотах – под конец последнего спецучастка он был полностью измождённым. Его отставание от Ожье было уже слишком велико – 1 минута и 16 секунд!

Себастьян Ожье воспользовался проблемами у соперников и вышел в лидеры

 А Себастьян Лёб продемонстрировал фантастическую скорость, выиграв пять спецучастков из восьми, и оказался третьим, отставая от Ожье на 47,7 секунд, а от идущего вторым Хирвонена – всего на четыре! Развязка гонки должна была наступить на следующий день.

…29 мая, воскресенье. Монте-Карло. Утро.

Воскресное утро в Монте-Карло началось под шум моторов ещё одной младшей гоночной серии – «Формулы-Рено». Как и GP2, она представляет собой моносерию (шасси марки «Dallara T08» и моторы Renault на 3,5 литра), и здесь гоняются потенциальные будущие пилоты «Формулы-1». Продуктивность у неё, правда, меньше, чем у конкурирующего чемпионата – всего двое пилотов Королевского класса. Зато один из них – Себастьян Феттель! Это именно из «Формулы-Рено» он был оперативно призван посреди сезона 2007 года, и, стремительно прогрессируя, добился успеха, став чемпионом «Формулы-1» в 2010 году.

Пойти по стопам Феттеля намерен в скором времени другой подопечный Red Bull – австралиец Даниэль Риккардо, о котором я уже упоминал. В следующем году ему уже практически обеспечено место в «формульной» команде Toro Rosso, а это значит, что кому-то, либо Буэми, либо Альгерсуари, придётся потесниться.

Риккардо подтвердил свой высокий пилотажный уровень, выиграв квалификацию для единственной гонки уик-энда (в «Формуле-Рено», как и в GP2 обычно проводятся по две гонки, но для Монте-Карло делается исключение). Рядом с ним на старте расположился новозеландец Брендон Хартли, на своём болиде в цветах Lotus Renault. Второй ряд заняли канадец Роберт Уикенс (тест-пилот Marussia Virgin) и американец Александр Росси. На третьем ряду оказались молодой эстонец Кевин Корьюс, триумфально выигравший две гонки в этом году, и испанец Альберт Коста. Антон Небылицкий и Даниил Мове заняли только десятое и двадцатое места соответственно. Лидер общего зачёта, Жан-Эрик Вернь (ещё один тест-пилот Red Bull) стал одиннадцатым.

Даниэль Риккардо уже готовится к «Формуле-1»

Даниэль Риккардо взял отличный старт, и сохранил своё лидерство. Уикенс прорвался на второе место, Хартли оказался третьим. Александр Росси решил обогнать Хартли по внешнему радиусу, но ошибся, и пропустил вперёд Косту. Первая тройка начала отрываться далеко вперёд…

В дальнейшем, на протяжении тридцати кругов дистанции, происходило множество событий. Так, Антон Небылицкий и Ян Хароуз на 15 круге столкнулись на выходе из шпильки «Гранд Отель», что привело к эффектному прыжку последнего на спуске к «Портье», и выходу сэфити-кара на трассу. Александр Росси смог обогнать Альберта Косту и уверенно шёл четвёртым, но в затяжном повороте «Маснэ» ошибся, и, как и ровно год назад, врезался в стену. Под занавес гонки произошло стокновение между шедшими где-то в середине пелетона Цезарем Рамосом и Серхио Канамазасом. Произошло это на спуске из поворота «Мирабо», болид Канамазаса даже взмыл в воздух, но приземлился на все четыре колеса.

А Риккардо, не допустив ни одной ошибки, выиграл эту гонку. Уикенс, как ни пытался его атаковать, но в итоге стал вторым, отстав на четыре десятых секунды. Хартли стал третьим, но он отстал уже на 11 с лишним секунд. Из отличившихся в этот день пилотов «Формулы-Рено» можно выделить Кевина Корьюса (стал 4-м), Артура Пика (младший брат Шарля Пика из GP2, стал 6-м) и дебютанта Адриана Тамбэ (стал 7-м), сына экс-пилота «Формулы-1» Патрика Тамбэ.

Жан-Эрик Вернь из-за штрафа по ходу гонки не смог набрать ни одного очка, но сохранил свою лидирующую позицию в общем зачёте чемпионата. У него 90 баллов, однако Уикенс на второй позиции теперь имеет 89. Росси с 73 баллами занимает третью позицию, дальше расположились Коста (64), Корьюс (62) и Риккардо (61)…

«Формула-1» берёт под своё крыло «Формулу-Рено» лишь раз в году, в остальное время чемпионаты едут своими дорогами. Для «реношников» (уже вместе с их собственными младшими гоночными сериями) следующим этапом станет немецкий Нюрбургринг 18-19 июня.

…29 мая, воскресенье. Монте-Карло. 13:55 по местному времени.

До старта гонки Гран-при Монако остаётся пять минут! Воздух прогрелся до 23 градусов, температура трассы сейчас 42 градуса, и участники готовятся к старту. В гонке принимают участие 23 пилота «Формулы-1». Они расположились на стартовом поле следующим образом:

2. Дженсон Баттон
(McLaren)
1. Себастьян Феттель
(Red Bull)
4. Фернандо Алонсо
(Ferrari)
3. Марк Уэббер
(Red Bull)
6. Фелипе Масса
(Ferrari)
5. Михаэль Шумахер
(Mercedes)
8. Пастор Мальдонадо
(Williams)
7. Нико Росберг
(Mercedes)
10. Виталий Петров
(Lotus Renault)
9. Льюис Хэмилтон
(McLaren)
12. Камуи Кобаяси
(Sauber)
11. Рубенс Баррикелло
(Williams)
14. Адриан Зутиль
(Force India)
13. Пол ди Реста
(Force India)
16. Себастьян Буэми (Toro Rosso) 15. Ник Хайдфельд
(Lotus Renault)
18. Ярно Трулли
(Team Lotus)
17. Хейкки Ковалайнен
(Team Lotus)
20. Тимо Глок
(Marussia Virgin)
19. Хайме Альгерсуари
(Toro Rosso)
22. Нараин Картикеян
(Hispania)
21. Жером Д’Амброзьо (Marussia Virgin)
23. Витантонио Льюцци
(Hispania)

 Для Пастора Мальдонадо восьмая позиция на старте стала лучшей с момента его дебюта в «Формуле-1». На прошлой гонке в Испании он стартовал девятым. Его напарник, Рубенс Баррикелло, квалифицировался одиннадцатым и повторил свой лучший результат с Гран-при Турции. Есть небольшая надежда, что Williams, за первые пять гонок не набравшие ни одного балла, начнут понемногу выбираться из кризиса.

Почти все пилоты в топ-10 стартовали на сверхмягкой резине, на которой и закончили квалификацию. И только Льюис Хэмилтон был на мягкой. Это давало ему возможность дольше продержаться на старте до первого пит-стопа, и, таким образом, отыграть несколько позиций, что в Монте-Карло было очень важно.

С точки зрения старта с поул-позишн, Гран-при Монако весьма противоречиво в разное время. Например, начиная с 2004 года обладатель поула практически всегда выигрывал и гонку (за исключением дождевого этапа 2008 года). А вот с 1992 по 2003 год такое случалось только дважды – в 1994-м для Михаэля Шумахера и в 1998-м для Мики Хаккинена. Для Себастьяна Феттеля этот поул стал двадцатым в его стремительной карьере пилота «Формулы-1».

Старт гонки Гран-при Монако. Себастьян Феттель лидирует

Своим стартом с поула Феттель воспользовался сполна, и с первых же метров дистанции захватил лидерство. Баттон устремился за ним, стараясь не проигрывать. Фернандо Алонсо, видимо, учёл стартовую ошибку Александра Росси из «Формулы-Рено», и вместо внешнего радиуса пошёл по внутреннему. И таки опередил зазевавшегося Уэббера! Для Марка Уэббера старты, похоже, остаются самым слабым местом ещё с прошлого сезона.

К концу первого круга отрыв Феттеля составил 2,4 секунды, следом за ним шли Баттон, Алонсо, Уэббер, Росберг, Масса, Мальдонадо, Петров, Шумахер и… Хэмилтон. Британец, стартовав девятым, даже провалил старт, но, учитывая разницу в резине, это было допустимо. И он бросился догонять впереди идущих.

Первой его жертвой пал Шумахер, однако не сразу. Дело доходило порой чуть ли не прямых контактов, но на десятом круге в «Сен Дево» Хэмилтон опередил его. Так же поступил шедший позади них Баррикелло (в повороте «Мирабо»). И тут оказалось, что состояние резины на болиде Шумахера стало крайне плачевное, и немец поспешил свернуть в боксы за новым комплектом.

Где-то перед ними уже кипела борьба за пятое место – Масса активно наседал на Росберга, и на 14 круге даже повредил об него переднее крыло. На том же круге ему удалось совершить обгон, следом Росберга прошёл и Мальдонадо. Получается, что на болидах Mercedes резина «съедалась» быстрее всего…

Баттон поехал на пит-стоп на 16 круге, а Феттель, Алонсо и Уэббер – на 17-м. Что удивительно, именно Баттон начиная с 18 круга возглавил гонку, так как ехал на сврехмягком комплекте. Алонсо и пилоты Red Bull предпочли мягкий тип, а у «быков» возникли ещё и заминки на пит-стопах, что отбросило Феттеля на второе, а Уэббера – аж на четырнадцатое место! Баттон, с преимуществом по полторы-две секунды с круга, начал наращивать отрыв…

Хэмилтону с его поздним пит-стопом явно не повезло. Когда он на 21 круге заехал в боксы, его там, оказывается, не ждали! Команда полагала, что Льюис проведёт на своём мягком комплекте ещё несколько кругов. Хэмилтон выехал только пятнадцатым.

Тем временем страсти накалялись. Основным местом разборок на трассе стал поворот «Гранд Отель». На 21 круге там произошёл контакт между откатившимися далеко назад Росбергом и Шумахером, а на 25 круге Пол ди Реста врезался в Хайме Альгерсуари. Контакт был настолько жёстким, что стюарды (в число которых входил, среди прочих, экс-пилот «Формулы-1» Аллан МакНиш) оштрафовали ди Ресту проездом по пит-лейн как виновника инцидента. Интересно, но когда тот же ди Реста на 46 круге врезался в том же повороте в Жерома Д’Амброзьо, этот случай остался без внимания.

А не заехавший на пит-стоп Себастьян Буэми к тридцатому кругу собрал за собой целый «паровоз» в лице Уэббера, Массы и Хэмилтона. Между двумя последними и развернулась борьба. Два давних соперника, боровшихся за титул в памятном 2008 году, не хотели уступать друг другу ни сантиметра. Но места на трассе и так мало, а в «Гранд Отеле» и подавно… В общем, Хэмилтон протиснулся в щель, Масса довернул руль влево, закрывая калитку… и лишился ещё одного элемента переднего крыла. Это и сыграло свою роль в дальнейшем течении гонки.

Столкновение Хэмилтона и Массы имело неприятные последствия для обоих пилотов

В поворот «Портье» пара дуэлянтов зашла бок о бок, и Хэмилтон смог опередить  Массу в тоннеле. Но там, на скоростном участке, повреждённое крыло дало о себе знать, болид бразильца соскользнул с траектории и врезался в стену. Всё, что было дальше – красный болид медленно выезжает из тоннеля на набережную, уныло волоча по асфальту левое переднее колесо… Такая авария, естественно, привела к появлению машины безопасности – кстати, первому в этом сезоне.

Михаэль Шумахер тем временем остановил свой задымившийся болид в повороте «Раскасс», как раз напротив въезда на пит-лейн. Для семикратного чемпиона этот Гран-при обернулся неудачей, и это при лучшей стартовой позиции в сезоне.

Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо сразу смекнули, что к чему, и оба ринулись на пит-стоп за свежей резиной, отпустив Феттеля в лидеры. И тут стало ясно, что команда McLaren, просчитавшись с Хэмилтоном, выбрала для Баттона весьма оригинальную тактику трёх пит-стопов, таким образом поддерживая высокую скорость при минимальном износе. Зная умение Дженсона беречь резину, это было очень кстати. Однако, насчёт общего количества пит-стопов у Алонсо и Феттеля, «серебряным стрелам» ещё ничего не было известно.

Появление сэфити-кара на Гран-при Монако было первым в этом сезоне

Сэфити-кар, управляемым Берндом Майландером, собрал за собой пелетон в следующем порядке: Феттель, Баттон, Алонсо, Зутиль, Кобаяси, Уэббер, Хэмилтон, Мальдонадо, Петров, Хайдфельд и все оставшиеся. Рестарт был дан на 39 круге, однако общий порядок не изменился, так как между лидерами вклинились многочисленные круговые пилоты.

Тогда же поступило известие, что инцидент между Хэмилтоном и Массой рассматривается стюардами. И результат не заставил себя долго ждать: проезд по пит-лейн для британца. Хотя и логично (ди Ресту ведь наказали), но в то же время непонятно… На видео было чётко заметно, как Масса открыто блокировал его, поворачивая болид внутрь шпильки. То есть, либо вина бразильца всё равно была больше, либо это вообще стоило признать обычным гоночным происшествием. Впоследствии Хэмилтон раскритиковал судей, обвиняя их в предвзятости:

«Я ехал намного быстрее Массы и занял внутренний радиус, но он повернул очень рано и просто направил машину на меня. Чтобы увернуться, я попытался проехать по поребрику, и мы столкнулись. Разумеется, меня оштрафовали, как обычно».

Как бы там ни было, но такие решения оспариванию не подлежат, и пилот поехал отбывать наказание, после чего выехал девятым. На 50 круге он совершил и свой второй плановый пит-стоп. Кругом ранее Баттон в третий раз заехал в боксы, и оказался позади Феттеля и Алонсо. И вот тут началось самое интересное.

Напоминаю, Феттель сменил резину на 17 круге, Алонсо на 33-м, Баттон – на 49-м. Таким образом, возникла ситуация, когда за 25 кругов до финиша Феттель, у которого ничего не было понятно с грядущим пит-стопом, начал проигрывать Алонсо по секунде с круга, а Баттону – даже по две секунды!

Пилоты из тройки лидеров имели равные шансы на победу

К 60 кругу первая десятка пелетона выглядела так: Феттель, Алонсо, Баттон, Зутиль, Кобаяси, Петров, Уэббер, Мальдонадо, Хэмилтон, Хайдфельд…

Адриан Зутиль на своей Force India выбрал тактику с одним пит-стопом, и на изношенной резине постепенно начал сдавать позиции – сначала Кобаяси (поворот «Мирабо», не обошлось без контакта), а затем и Уэбберу (поворот «Раскасс»). А между пилотами в лидирующей тройке было не более секунды! «Когда у Феттеля пит-стоп?», – спрашивал Баттон по радио у своей команды. Там отвечали: «Этого мы не знаем, и неизвестно, будет ли он вообще…» Феттель сдерживал более быстрого Алонсо, но не желал уступать, аналогично Алонсо сдерживал более быстрого Баттона.

И тут возникает вопрос: а что же там с системой DRS, так облегчающей обгоны? А ничего. В Монте-Карло она, если и действовала эффективно, то очень редко. То ли сама конфигурация трассы такая, то ли старт-финишной прямой недостаточно для хорошего разгона… Результативные обгоны происходили большей частью на других участках трассы, но уже без DRS, как бы ни хотелось видеть эту систему в действии.

На 68 круге лидеры уже догнали на круг пилотов, занимающих места с четвёртого по девятое. Скорости на изношенной резине и без того упали, малейшая ошибка в этом трафике могла стоить многого. Но лидеры пока что не решались обгонять эту группу.

Дальнейшую картину можно себе представить так. Вид из поворота «Бассейн» на поворот «Табак»… Выезжают Кобаяси и Уэббер, а следом… выползает куча мала из трёх болидов. Причём выползает явно не по траекториям!!! В боксах Red Bull, McLaren и Ferrari механики схватились за головы… Но все три лидера благополучно миновали возникший завал.

Вверху: авария в повороте «Бассейн». Внизу: последствия для Льюиса Хэмилтона

Что же произошло? На самом деле, сложно определить, кто именно заварил всю кашу. Всё началось ещё на прямой, после «Новой шиканы», когда Хэмилтон атаковал Петрова. Следом полез Мальдонадо. Зутиль, защищаясь от них, зашёл в «Табак» слишком широко, задел стену и повредил колесо. Его болид потерял управление, пересёк шикану в «Бассейне».., а дальше как по цепной реакции: существенно отстававший Альгерсуари решил вернуться в круг, но не рассчитал и въехал прямо в Хэмилтона, покосив набок тому заднее антикрыло. Петров приложился как раз между Альгерсуари и стеной…

На трассу снова выехал сэфити-кар, а за Петровым отправилась «скорая». Но здесь авария была уже не столь серьёзна, как у Переса в субботу. Никаких физических повреждений у пилота обнаружено не было, лишь лёгкие ушибы ног. Как и Переса, его выписали из госпиталя в понедельник.

Виталий Петров стал одним из пострадавших в завале

Куда более существенными были последствия аварии на самой трассе. Сэфити-кар водил за собой пелетон, а обломки болидов всё никак не могли разобрать. У Льюиса Хэмилтона возникла очередная проблема: после аварии он промахнулся мимо въезда на пит-лейн, и теперь ехал с очень сильно повреждённым задним антикрылом, еле удерживая болид на трассе. Зато для Себастьяна Феттеля это показалось настоящим спасением – он ехал на одном комплекте резины уже 56 кругов! Такого с ним не было с прошлогоднего Гран-при Италии, когда он проехал так почти всю дистанцию.

На трассе осталось 18 болидов. Они ехали в следующем порядке: Феттель, Алонсо, Баттон, Кобаяси, Уэббер, Мальдонадо, Хэмилтон, Зутиль, Хайдфельд, Баррикелло… Два болида Williams виртуально были в очковой зоне, имея возможность сразу заработать 9 баллов и опередить таким образом Force India и Toro Rosso в Кубке Конструкторов.

И тут… красный флаг! «Рестарта, наверное, не будет», – таковы были мысли у многих. Действительно, уже пройдено не то, что 75 % дистанции, достаточных для полного начисления баллов, но и все 90 %! Болиды останавливаются на стартовой прямой. Получается, Феттеля можно объявлять победителем? Нет, пока что рано. Так и есть: дирекция гонки назначает рестарт на 16:04 по местному времени! Но в этот момент на часах – без пяти минут! Выходит, что двухчасовой лимит, отведённый регламентом, будет уже исчерпан. Вот лично мне стало непонятно, не проще ли было остановить гонку совсем?.. Впрочем, всем известно, для чего пишут правила.

Гонка была приостановлена на 72 круге

Механики, вышедшие с пит-лейн, крутятся вокруг машин, мы видим, что Хэмилтону пытаются поправить крыло. Но что, наверное, сильно удивило, а некоторых и возмутило – то, что пилотам меняют покрышки на более свежие! Эх, а мы так надеялись на интригу под занавес гонки! Уже и так всё ясно: после рестарта всё преимущество у преследователей Феттеля исчезнет, и неудержимый чемпион сможет уехать восвояси. Однако ничего не поделаешь – в случае красных флагов, регламентом разрешено обслуживание болидов вне трассы. И это не будет засчитано как дополнительные пит-стопы.

Уже после гонки Пол Хэмбри, руководитель Pirelli Motorsport, сделал заявление по этому поводу:

«Соображения безопасности очень важны, но с точки зрения болельщиков всё это выглядело странно. Меня многие спрашивали о том, почему в этой ситуации разрешена смена резины, ведь в тот момент вопрос был в том, сколько лидеры продержатся на трассе при выбранной ими стратегии. До финиша оставалось шесть кругов, и никто не знал, сможет ли Феттель отражать атаки на изношенной резине.

Мы не понимаем этих правил, возможно, стоит спросить команды – нужно ли в такой ситуации разрешать менять резину? Дистанция гонки осталась прежней, машины остановились по соображениям безопасности, и я действительно не понимаю, почему в такой ситуации разрешено сменить резину.

Обгон в Монако – большая редкость, но в этой гонке многое решает стратегия, и трое гонщиков выбрали разные варианты – один, два и три пит-стопа, что и стало главной интригой. Если бы не красные флаги, если бы они не смогли сменить резину, то финиш был бы фантастически интересным. Очень жаль, что мы не смогли увидеть развязку борьбы стратегий».

Через двадцать минут после аварии гонка была продолжена. Время остановки засчитали как полное время 72 круга, рестарт состоялся на 74-м. Феттель удержал лидерство, Алонсо и Баттон бросились в погоню, но шансов у них уже не было. Команды McLaren и Ferrari проиграли эту гонку не столько тактически – здесь всё было верно, и равные шансы на победу были у обоих пилотов. Но обстоятельства оказались сильнее них.

И снова жёлтые флаги… Вылет Мальдонадо в «Сен Дево»! Он столкнулся… догадайтесь с кем? С Льюисом Хэмилтоном! Нерадивый британец снова нашёл, что ответить:

«Я ехал по внутреннему радиусу, и по видеозаписи чётко видно, что он начал поворачивать слишком рано, чтобы помешать обгону, и врезался в меня».

Льюис Хэмилтон и Пастор Мальдонадо в момент столкновения. Нервы у британца понемногу сдают

Короче, «…невиноватая я, он сам пришёл…» Но Хэмилтон, как ни странно, прав. И тут стоит поговорить о нём отдельно. Возможно, судьи и относятся к нему слишком предвзято (особенно если посчитать количество штрафов, схваченных им за четыре с лишним года выступлений). Но дело ещё и в самом пилоте. Нельзя не заметить, что с конца прошлого сезона он стал пилотировать как-то менее уверенно. Да, он по-прежнему идёт на обгон до конца, по-прежнему агрессивен на трассе. Но это совсем не тот «взрослый» Хэмилтон, который под сильным дождём выиграл гонку в Монте-Карло три года назад. И даже не тот Хэмилтон, который выиграл Гран-при Китая в этом году, хотя было видно, что там он шёл на пределе. Он может сколько угодно говорить, что «старается сделать гонки более зрелищными», но пока он не разберётся с самим собой, что к чему и в чём причина, никакого положительного сдвига не будет. Возможно, нервы сдают (с кем не бывает, а при таком преимуществе Red Bull это вполне реально), а возможно, и мотивацию черпать неоткуда. Что ж, посмотрим.

Хэмилтону таки впаяли 20-секундный штраф после гонки, но на его позицию это никак не повлияло – он финишировал шестым и стал последним в одном круге с лидером. Так что наказание получилось чисто символическим и больше психологическим.

На гран-при Монако Камуи Кобаяси финишировал пятым

 Марк Уэббер на предпоследнем круге смог обогнать Кобаяси и вышел на четвёртое место, фактически ничего не потеряв после старта. Для японца же пятое место и так стало лучшим результатом в карьере. Для команды Sauber это, несомненно, триумф, и даже жалко становится Серхио Переса. Можно только представить, какой результат показал бы молодой, но уже очень быстрый дебютант сезона.

Ну а победителем – и это было ясно ещё на рестарте – стал Себастьян Феттель! За ним финишировали Алонсо и Баттон. Вся троица призёров удостоилась наград на ступенях княжеского дворца и праздничного шампанского.

Победный финиш Себастьяна Феттеля. Церемония награждения.

Результаты гонки Гран-при Монако. Зачётная десятка:

1. Себастьян Феттель;

2. Фернандо Алонсо;

3. Дженсон Баттон;

4. Марк Уэббер;

5. Камуи Кобаяси;

6. Льюис Хэмилтон;

7. Адриан Зутиль;

8. Ник Хайдфельд;

9. Рубенс Баррикелло;

10. Себастьян Буэми.

Без очков в этой гонке остались Нико Росберг и Пол ди Реста, финишировавшие одиннадцатым и двенадцатым соответственно. Остальные места на финише достались «передвижным ретардерам». Впрочем, среди них Team Lotus постепенно набирает силу, и Toro Rosso с Williams уже пора бы на них оглядываться с опаской. Но это до следующего сезона как минимум.

Призёры гонки делятся своими впечатлениями)))

Призёры гонки так прокомментировали ситуацию.

Себастьян Феттель:

«…Сложно описать сегодняшнюю гонку: она подарила мне яркие эмоции! Я понимаю, что нужно для победы на этой трассе. Трудно представить, что гонку в Монако можно проехать с одним пит-стопом, но, так или иначе, нам это удалось…

…Ближе к концу гонки шины были далеко не в лучшей кондиции, но я понимал, что единственный способ выиграть гонку – это оставаться на трассе. На протяжении 20 кругов я сдерживал натиск Фернандо и Дженсона, и последние шесть кругов обещали быть крайне сложными…

…Это безумная трасса. Думаю, вчера ночью была запущена рулетка, которая продолжала вертеться в течение всей гонки. Я просто счастлив. Фантастический результат, и для меня большая честь, что мое имя появится в списке победителей Гран-при Монако. Мы заслужили эту победу, рискнули и были вознаграждены».

Фернандо Алонсо:

«…Второе место – мой лучший результат в сезоне, который очень важен для нашей команды. Трассу в Монако нельзя назвать типичной, и по результатам этой гонки не стоит делать выводы – сейчас очень важно сократить отставание от лидеров…

…Я хорошо стартовал, если бы места там было чуть больше, возможно смог бы добиться того же, чего добился в Барселоне. Потом я следил за состоянием резины, а в конце гонки прессинговал Себастьяна, пока не появились красные флаги. В этот момент наша борьба и закончилась – когда у него свежая резина, бороться с ним невозможно».

Дженсон Баттон:

«…Если говорить о моей гонке, то я не допускал ошибок, в какой-то момент лидировал с большим отрывом… но в итоге заработал «всего» 15 очков. Это ведь Монте-Карло. Нам удалось опередить Себастьяна Феттеля на первом пит-стопе, после чего я атаковал на резине SuperSoft, как сумасшедший, пару раз даже чиркнув по ограждению. Машина выглядела отлично, и мне удалось создать большой отрыв, около 15 секунд – в тот момент все складывалось просто здорово…

…За 10 кругов до финиша на победу претендовали Себастьян, Фернандо и я: шины у Себастьяна были уже весьма изношены, и Фернандо наседал на него. Я видел, что он готовился провести обгон в первом повороте – было интересно наблюдать за этим поединком, так как они могли столкнуться или же предоставить мне возможность выйти вперед, увлекшись поединком между собой. В тот момент выиграть мог любой из нас…

На протяжении всего уик-энда команда отлично работала, и я очень доволен. Мы рассчитывали на успех, но чтобы одолеть Себастьяна, требовалось что-то другое. Все складывалось неплохо, но в итоге наш план не сработал…».

Кристиан Хорнер полагает, что команда и Себастьян Феттель сотворили невозможное

Но самый интересный и неожиданный комментарий дал Кристиан Хорнер, руководитель команды Red Bull:

«У нас возникли проблемы с радиосвязью. И решение, принятое на верхнем ярусе боксов, на командном мостике, не дошло до механиков внизу. Из-за этого на машину Себа поставили не те шины. Мы планировали использовать еще один мягкий комплект, а он вернулся в гонку на жёсткой резине».

Вот так, оказывается! В таком случае, команда Red Bull справилась с поставленной задачей на все 200 %! Ведь изначально они планировали два пит-стопа, то есть по аналогии с тактикой Алонсо, но вынуждены были буквально на ходу принимать стратегические решения, которые и привели их на верхнюю ступеньку подиума.

В общем зачёте Себастьян Феттель только укрепил своё лидерство. Теперь у него 143 балла. На втором месте – Льюис Хэмилтон, у него 85 баллов. Далее – Марк Уэббер (79), Дженсон Баттон (76), Фернандо Алонсо (61). Остальные отстают очень намного.

В Кубке Конструкторов безоговорочно лидирует Red Bull – 222 балла, за ними McLaren – 161 балл и Ferrari – 93 балла. Сейчас уже становится понятно, что Red Bull имеют неоспоримое преимущество. Как бы ни пытались мы с вами отгонять подобные мысли, но точно также лидировала McLaren в 1988 и 1989, Williams в 1992 и 1996, Ferrari в 2002 и 2004 годах…

Нынешняя ситуация даже напоминает именно 2002 год. Тогда Ferrari практически не пропускала соперников вперёд. Да, болиды Williams могли бороться с ними в квалификациях, но в гонках всё непременно сливали. Болиды McLaren же стабильно плелись третьими – ни дать ни взять. Просто поменяйте названия и фамилии пилотов – и получите сегодняшнюю картину.

Победное шампанское для Себастьяна Феттеля

И всё же Себастьяну Феттелю удаётся проводить этот сезон гораздо лучше Михаэля Шумахера в его лучшие годы. Подумайте только: при тотальном доминировании над остальными пилотами, ни в 2002-м, ни в 2004-м Шумахер в Монако не выиграл. А у Феттеля получилось! И, если снова обратиться к статистике, то, как минимум за последние двадцать лет пилот, выигрывавший стартовый этап сезона и в том же году – Гран-при Монако, становился чемпионом. Неудивительно, что одна букмекерская контора уже начала потихоньку выплачивать выигрыши тем, кто ещё зимой поставил на Феттеля. Но ставит на него, прежде всего Госпожа Удача.

…29 мая, воскресенье. Аргентина.

На кого поставила Госпожа Удача среди раллийных пилотов, предстояло ещё узнать. Себастьян Ожье открывал завершающий день этапа лидером, с более чем 40-секундным преимуществом над соперниками. Этого должно было хватить для уверенной победы. Ожье решительно настроился на неё, и отправился на первый из четырёх спецучастков дня. Но в очередном левом повороте ошибся на траектории… и, перевернувшись, слетел на обочину! К счастью, он смог вернуться в гонку, однако до финиша оставалось три спецучастка, а огромное преимущество растаяло до 11 секунд! Так что, не только в Монте-Карло малейшая ошибка может «подрезать крылья»… На его болиде Citroen был значительно повреждён корпус, и соответственно, нарушена аэродинамика.

После аварии Себастьян Ожье не мог поддерживать высокий темп

Лёб и Хирвонен, узнав от репортёров о неудаче Ожье, сначала удивлённо присвистнули, а потом, не расслабляясь, со всей силы дали по газам. К концу третьего спецучастка ситуация была следующей: лидировал по-прежнему Ожье, однако Лёб был позади него в 3,3 секундах, а Хирвонен – в 5,7 секундах!

Последний спецучасток, именуемый «Live Power Stage», и транслировавшийся в прямом эфире, поставил точку в этой захватывающей борьбе. Лучшее время здесь показал справившийся с проблемами Петер Сольберг (2:20,1), на 0,8 секунды отставал Латвала. Для Лёба и Хирвонена исход стал более чем неожиданный: оба показали совершенно одинаковое время, отстав от Сольберга ровно на полсекунды! Ожье должен был сказать последнее слово, для этого ему требовалось показать результат, по сравнению с соперниками не медленнее, чем на 3 секунды. И вот, он уже приближается к финишной черте, пересекает её… с отставанием от Сольберга на 11,1 секунды! Его наполовину разбитый Citroen уже чуть не разваливался на дистанции… И это из-за одной-единственной ошибки – ошибки ценой в победу.

Себастьян Лёб — победитель ралли Аргентины 2011!

Тем временем, раллийный «Супер Себ», как и его формульный коллега, праздновал свою очередную победу. Он показал настоящий чемпионский пилотаж, не допускал ошибок во второй и третий день, и по праву заслужил своё победное шампанское.

В чемпионате WRC Лёб сохранил лидерство – теперь у него 126 баллов. Далее – Микко Хирвонен (113), Себастьян Ожье (96), Яри-Матти Латвала (74), Петер Сольберг (61). В командном зачёте Citroen оставляет Ford позади: 207 баллов против 174. Следующий этап состоится в Греции через три недели.

…29 мая, воскресенье. Индианаполис.

«…Ladies and gentlemen! Start your engines!» Эта фраза неизменно открывает каждый гоночный этап по ту сторону океана. Так и в этот уик-энд, когда состоялась более чем легендарная гонка «500 миль Индианаполиса», в этом году отметившая 100-летний юбилей.

«500 миль Индианаполиса», или, как её ещё называют, «Инди-500», проводится в рамках ведущего «формульного» чемпионата в США – «Индикар». Этот чемпионат, как и всё американское государство, демократичен насквозь и сверху донизу. Он представляет собой моносерию (шасси Dallara IR-05 с атмосферными моторами Honda на 3,5 литра), где все пилоты равны, и гоняется преимущественно на американском континенте, так сказать, поближе к национальному потребителю. Американцам вообще мало интересны дела в старой доброй Европе. Зато у них есть свои национальные герои гоночных баталий.

Как для «Формулы-1» традиционным в некотором роде является противостояние Ferrari и McLaren, так и в «Индикаре» происходит своя борьба в голове пелетона. Здесь соревнуются команды Penske и Ganassi. Как в прошлом, так и в нынешнем сезоне, фаворитами являются австралиец Уилл Пауэр (Penske) и шотландец Дарио Франкитти (Ganassi).

Квалификация для «Инди-500» прошла предварительно ещё за неделю до самой гонки. Результаты оказались весьма неожиданными. Во-первых, из всех потенциальных лидеров только Пауэр, Франкитти и его напарник Скотт Диксон оказались в первой десятке, став соответственно пятым, девятым и вторым. Остальные откатились далеко назад. Другие пилоты Penske, Элио Кастроневес и Райан Бриско стали 16-м и 26-м. Пилоты команды Andretti, Марко Андретти и национальная героиня Даника Патрик стали 27-м и 25-й. Ветеран американских гонок Тони Канаан из команды Lotus KV, стал 22-м…

Во-вторых, наверх прорвались те, от кого этого точно не ожидали. Поул-позишн занял ветеран Алекс Тальяни, компанию ему с Диксоном на первом ряду (в «Инди-500» болиды стартовали по три в 11 рядов) составил Ориоль Сервиа. Заявившиеся только на одну гонку Таунсенд Белл, Дэн Уэлдон (победитель «Инди-500» 2005 года) и Бадди Райс (победитель 2004 года) тоже заняли места в первой десятке.

Старт гонки «Инди-500». Лидирует Скотт Диксон…

Старт гонки выиграл Скотт Диксон. На протяжении первой четверти дистанции они поочерёдно разменивались позициями с Тальяни. Однако большая часть гонки прошла всё же под флагом команды Ganassi. Диксон и Франкитти на двоих пролидировали в итоге 124 круга из двухсот! Третий пилот команды, Грэм Рейхол смог пробиться с конца пелетона наверх и добавил в «копилку» ещё 6 кругов лидерства.

Команда Penske, за последние 10 лет побеждавшая в «Инди-500» пять раз, провела гонку не самым лучшим образом. Пауэр и Кастроневес потеряли (в прямом смысле) по одному колесу каждый, и были вынуждены заезжать на дополнительные пит-стопы. Бриско столкнулся с Беллом на 158 круге и выбыл из гонки. Неудача постигла и обладателя поул-позишн Тальяни, повредившего подвеску при, с виду незначительном, контакте со стеной на 148 круге.

Но ни Penske, ни Ganassi, и даже ни Andretti не смогли разыграть финал этой гонки. За 30-35 кругов до финиша большинство пилотов совершило свои плановые пит-стопы, заправившись «под завязку». Некоторые из них рассчитывали финишировать, больше не останавливаясь. Настоящая драма начала разворачиваться за 21 круг до финиша, когда в лидеры вышла Даника Патрик, а через 10 кругов её сменил Бертран Багетт, экс-чемпион «Формулы-Рено»! Но у обоих всё же не хватило топлива, и они свернули в боксы, выпустив вперёд дебютанта сезона Джона Хильдебранда. Молодой американец, прежде не выступавший в «Инди-500», сумел сберечь горючее и теперь лидировал с комфортным отрывом.

Отмашка белым флагом означала уход лидера на последний круг… Хильдебранд преодолевает первый поворот, второй, выходит на обратную прямую… Комментаторы на ESPN и АВС уже не сдерживают эмоций, трибуны готовятся приветствовать соотечественника… Третий поворот… Слышны бурные аплодисменты… Хильдебранд не сбавляет скорость, входит в четвёртый поворот, пытаясь обойти кругового по внешнему радиусу… УДАР!!! Хильдебранд слетел с траектории… и врезается в стену всего за 500 метров до финиша. Он прошёл пять сотен миль, а не доехал, вдумайтесь только – каких-то 0,06 процентов всей дистанции!

Первым клетчатый флаг под взгляды вконец обалдевших зрителей встретил – что всех шокировало – Дэн Уэлдон! Это он грамотно пилотировал, не ошибаясь. Это он провёл на отлично все пит-стопы и сумел сберечь топливо до конца всей дистанции. И это он – победитель юбилейной гонки «Инди-500»! Выскочивший из небытия, как чёрт из табакерки, британец, наверное, и сам не предполагал такого. Ведь ни одна из команд основного состава чемпионата не взяла его к себе в этом году. Что ж, есть повод задуматься…

А вторым, но уже на двух колёсах, финишную черту на остатках своей машины пересёк Джон Хильдебранд, в то мгновение проклинавший сам себя больше всего на свете…

Финиш: всё или ничего…

Большие подвиги в этой гонке совершили Грэм Рейхол, поднявшийся на третью ступеньку подиума (с 29-й стартовой позиции!), и Тони Канаан, ставший четвёртым. В первой десятке также финишировали Скотт Диксон, Ориоль Сервия, Бертран Багетт, Томас Шектер, Марко Андретти и Даника Патрик. Из оставшихся пилотов, Дарио Франкитти приехал лишь 12-м, Уилл Пауэр – 14-м, а Элио Кастроневес – вообще 17-м.

Тем не менее, Пауэр сохранил лидерство в общем зачёте, и теперь со 194 баллами опережает Франкитти, у которого 178 баллов. Третье место – у Сервии (150), четвёртое – у Канаана (135), следом идут Диксон (129) и Рейхол (120).

А Дэн Уэлдон с размахом отпраздновал свою столь неожиданную, но заслуженную победу, поставив точку в этом гоночном уик-энде, полном происшествий и порой неожиданных обстоятельств для людей, которым везёт и которых везёт.

Главные победители гоночного уик-энда. Слева направо: Дэн Уэлдон, Себастьян Феттель, Себастьян Лёб

***

Новый круг на всех сторонах света преодолён. И насколько же интересна, азартна, бескомпромиссна и порой противоречива «Формула-1»! Возможно, как и в судьбе каждого из нас. Здесь трасса одна на всех, но в то же время, кажется, что каждый пилот едет по своей собственной. Сверкающий бриллиант в одно мгновение может потускнеть, а новая звезда вдруг засияет ещё ярче. Круг за кругом одни уходят, уступая заслуженное место другим. Это гонка на все времена. Это гонка жизни, которая не прощает ошибок. Это гонка, в которой холодный расчёт дождём смывает эмоции, а порой и наоборот. Это гонка двойных стандартов, гонка обстоятельств, гонка миллиардов нервных клеток. Это гонка, состоящая из поражений для одних и триумфа для других. А над всем этим сверкает жемчужная корона, принадлежащая Королеве Автоспорта, которую ещё иронично именуют Королевой Большого Цирка. Вот снова прямая, новый поворот… Переключение скоростей… Рывок за грань!.. И финиш… Гран-при!!! Но лишь до следующей гонки.

 Андрей Шабанов.

При использовании материалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

Обсуждение закрыто.