«Harley-Davidson»: дорога длиною в жизнь

…1903 год, промышленный городок Милуоки, американский штат Висконсин. В маленьком гараже работают два молодых человека – друзья детства Уильям Харли и Артур Дэвидсон. Помещение завалено грудой деталей, из которых энтузиасты собирают свой первый мотоцикл, даже не строя никаких глобальных планов на будущее. Это просто воплощение их мечты о быстром и компактном средстве передвижения…

Американская мечта

Всё началось с того, что Уильяму Харли пришла в голову мысль установить бензиновый двигатель на собственный велосипед. Совместно с Артуром Дэвидсоном был разработан проект такого двигателя объёмом всего 7 кубических дюймов. В работе им помогал брат Артура – Уолтер Дэвидсон. Когда же готовый аппарат был впервые испытан, оказалось, что мощность двигателя была явно недостаточна – во-первых, не удавалось взять даже небольшие подъёмы, а во-вторых, для запуска двигателя требовалось разогнаться с помощью велосипедных педалей до определённой скорости.

И тогда было решено радикально переработать проект, чтобы построить уже настоящий мотоцикл. В дело вмешался старший из братьев – Уильям Дэвидсон, работавший слесарем в мастерской на железной дороге Западного Милуоки. Он помогал с изготовлением основных узлов мотоцикла и двигателя, которое производилось прямо на его рабочем месте. Окончательная сборка была сделана в сарае, стоявшем во дворе дома Дэвидсонов. Во всём обходились собственными силами, поскольку с одной стороны, начинающие конструкторы не хотели приобретать чужие детали (которые могли оказаться весьма низкого качества), а с другой – незавидное финансовое положение, при котором приходилось экономить буквально на всём. Всё-таки мотоцикл был пока именно что роскошью, но никак не средством передвижения, да ещё и с туманными перспективами.

Основатели Harley-Davidson: Уильям Харли, Уильям Дэвидсон, Артур Дэвидсон, Уолтер Дэвидсон

Новый мотоцикл имел уже стандартную трубчатую раму и был оснащён более мощным двигателем объёмом 400 кубических сантиметров. Он был построен 8 октября 1904 года и в тот же день состоялся его полноценный дорожный дебют – участие в гонке на стадионе «State Fair Park». Мотоциклом управлял Эдуард Хильдебранд, который и занял в гонке четвёртое место. В следующем году «Harley-Davidson» одержали победу на гонке «15 Mile Race In Chicago». Теперь марка была на слуху и на виду, новыми мотоциклами заинтересовались покупатели, и в том же году начались первые продажи.

Однако Харли и Дэвидсон, уже всерьёз приступившие к производству мотоциклов, понимали, что без дальнейшего развития и внедрения инноваций они так и останутся «гаражной» фирмой. В 1906 году была построена первая фабрика на Честнет-Стрит (впоследствии – Авеню Джуно), где по сей день располагается штаб-квартира компании. Тогда же это было деревянное здание площадью чуть более двухсот квадратных метров. Но уже в первый год производства было выпущено 50 мотоциклов. В следующем году было выпущено уже 150 мотоциклов, производственная площадь была значительно расширена. Также компания расширила рынок сбыта, заключив договор, по которому мотоциклы начали поставляться полицейским подразделениям.

Один из первых серийных мотоциклов Harley-Davidson. 1907 год

Следующим шагом стала разработка двигателя принципиально новой конструкции. Дело в том, что на тот момент мотоциклы «Harley-Davidson» оснащались одноцилиндровыми двигателями объёмом 440 кубических сантиметров. В 1907 году на любительской автомобильной выставке в Чикаго компания «Harley-Davidson» продемонстрировала свой новый двигатель со сдвоенными цилиндрами, расположенными под углом 45 градусов, так называемый V-Twin, который стал отличительной чертой торговой марки. С 1908 года началось серийное производство мотоциклов с двухцилиндровым двигателем.

В 1912 году «Harley-Davidson» внедрила сразу несколько технических новшеств: первую коммерческую удачную муфту сцепления, оригинальную подвеску седла, комбинацию верхнего и бокового клапанов цилиндра и новую систему газораспределения. Мощность двигателя новой конструкции возросла почти вдвое. В последующие годы мотоциклы были оснащались ножным стартёром и трёхскоростной коробкой передач.

В это же время фабрика менялась до неузнаваемости. В 1910 году вместо деревянного здания было построено кирпичное, а в 1913 году на его месте появилось новое пятиэтажное здание из железобетона и красного кирпича. Таким образом, это был уже полноценный завод. Расширялась и дилерская сеть компании: к тому времени она насчитывала до 200 представительств.

Уолтер Дэвидсон после победы в гонке на трассе Лонг-Айленд. 1908 год

Параллельно с технологическим прогрессом компания «Harley-Davidson» продолжала осваивать гоночные трассы, что было очень хорошей возможностью для рекламы своих мотоциклов. Первый успех пришёл в 1908 году на трассе в Лонг-Айленде, где Уолтер Дэвидсон не только выиграл гонку, но и заработал в сумме максимальные 1000 очков. Престижа добавляло то, что это соревнование было организовано непосредственно Федерацией американских мотоциклистов и к тому же «Harley-Davidson» обошли всех известных на тот момент национальных производителей. В 1913 году было создано спортивное подразделение компании.

Кому война, а кому – взлёты и падения!

К началу Первой Мировой войны «Harley-Davidson» была ведущей американской фирмой по производству мотоциклов. Серийный выпуск в 1914 году составил более 16 тысяч машин, и компания оставила позади себя главного конкурента – «Indian». Следующий раунд этого противоборства марок состоялся на поле боя, а если точнее – в кабинетах Пентагона. Во время войны ведомствами разных стран, в том числе и в Соединённых Штатах, рассматривалась возможность применения мотоциклов в военных целях. «Harley-Davidson» первыми сделали подобных шаг, изготовив 500 машин для британской армии. На своём же рынке они решили действовать стратегически. Для этого, по инициативе Уильяма Дэвидсона, был начат выпуск журнала «Enthusiast», на страницах которого публиковались статьи о возможностях применения мотоциклов в военном деле. Подобный маркетинговый ход серьёзно подействовал на высших военных чиновников. Если «Harley-Davidson» касается подобной темы, – решили они, – значит, компания разбирается в этом вопросе на высоком уровне. Помимо прочего, в «Harley-Davidson» организовали также специальные курсы для военных механиков, обслуживавших мотоциклы. Это не могло не привести к более чем значимому результату: заказ на 20 тысяч мотоциклов, экспорт в послевоенные годы в более чем 60 стран и дилерская сеть в две тысячи представительств.

Во время Первой Мировой Harley-Davidson выпустили 20 тысяч армейских мотоциклов

В 1918 году оказалось, что из 150 производителей мотоциклов, существовавших в начале десятилетия, остались единицы. Главными из них по-прежнему были «Harley-Davidson», конкуренты из «Indian» были значительно ослаблены, в том числе и давлением со стороны государства, когда во время войны компания была фактически национализирована. Харли и Дэвидсону тоже не удалось избежать давления, но благодаря грамотному менеджменту и тесным связям с властью, они сохранили свой бизнес. Из Первой Мировой войны мотоцикл «Harley-Davidson» выехал победителем.

В «золотые» 20-е компания процветала и была успешна как на рынке (28 тысяч мотоциклов в 1920 году), так и на спортивных соревнованиях. За это время был внедрён ряд технических новшеств, в частности, масляные насосы, стальная рама, изготовленная методом горячей штамповки, бак для горючего в форме капли, тормоза переднего колеса, а также двухцилиндровый двигатель WL с боковым расположением клапанов, позволяющий набрать ошеломляющую по тем временам скорость – 70 миль/ч (113 км/ч). Спортивные же мотоциклы развивали среднюю скорость на круге свыше 100 миль/ч (160 км/ч). Новые мотоциклы успешно конкурировали с «Indian» и «Excelsior».

В межвоенный период Harley-Davidson лидировала на американском моторынке

Однако даже самый победный ход может быть прерван внешними факторами. С началом Великой депрессии в 1929 году, спрос на мотоциклы резко упал. Нет спроса – нет предложения. Соответственно, за 1929-1933 гг. объём выпуска для «Harley-Davidson» сократился с 21 тысячи до 3,7 тысяч. Но ситуация не выглядела критической, особенно на фоне общей катастрофы на рынке, когда родившиеся в 20-е годы фирмы обанкротились одна за другой.

Новый этап в жизни «Harley-Davidson» начался с 1933 года. Компания стала уделять больше внимания дизайну, и на бензобаках появилось изображение орла (национальный символ). В следующем году в структуре «Harley-Davidson» был создан департамент дизайнерско-стилистической экспертизы. Компания отказалась от традиционной окраски хаки в пользу новых ярких цветов, ввела декоративные накладки на топливный бак. Одноцилиндровые двигатели полностью сняли с конвейера. Начался выпуск двухцилиндрового мотора верхнеклапанной конструкции. По сравнению со старой моделью, имевшей двигатель такого же объема (1300 куб.см), новый мотоцикл обладал вдвое большей мощностью, а также получил четырёхскоростную коробку передач и систему подачи масла под давлением.

Армейский мотоцикл Harley-Davidson WLA получил прозвище «Победитель»

С началом Второй Мировой войны в «Harley-Davidson» вспомнили старый опыт и вновь принялись за разработку мотоциклов для нужд армии. По «традиции», был заключён контракт с Пентагоном, и за 1939-1945 гг. было выпущено более 90 тысяч мотоциклов, применявшихся как в американской армии, так и в армиях союзников. Примечательно, что во время Второй Мировой мотоциклы «Harley-Davidson» выпускались только в армейских вариантах. Самым знаменитым мотоциклом военного времени стал «Harley-Davidson WLA», получивший в Европе прозвище «Liberator» («Освободитель»).

По программе «ленд-лиз» в Советский Союз было поставлено более 30 тысяч «харлеев» серии WLA

Смутное время. Возвращение к конкуренции

После войны компания смогла инвестировать средства, полученные от госзаказов, в новые разработки, сделав ещё один шаг вперёд. Так, были внедрены в производство гидравлические толкатели клапанов, алюминиевые головки цилиндров, гидравлическая подвеска передней вилки. Однако, даже в послевоенное время основными клиентами «Harley-Davidson» продолжали оставаться армия и полиция.

После Второй Мировой войны Harley-Davidson встретились с серьёзными конкурентами на международном уровне

Даже несмотря на банкротство «Indian» в 1953 году и утверждения «Harley-Davidson» главным и единственным производителем мотоциклов на американском рынке, компания начала переживать трудные временя. Компания постепенно лишилась своих основателей. В 1950 году в автокатастрофе погиб Артур Дэвидсон, ранее этот мир покинули его братья Уильям и Уолтер, а также Уильям Харли. К тому же, начиная с пятидесятых годов усилилась конкуренция на международном рынке, причём не только со стороны старой доброй Европы, но и со стороны Японии с её возрождающейся экономикой. По иронии судьбы, ещё до начала Второй Мировой «Harley-Davidson» провели в Японии лицензирование документации и технологий, и теперь «озверевшие» японцы в лице «Honda» и «Yamaha» бросились завоёвывать американский рынок, что привело к падению уровня продаж для «Harley-Davidson». В этот период компания переключилась на производство малолитражных мотоциклов с двигателями в 125 и 250 кубических сантиметров, но успехов не добилась, поскольку столкнулась со значительной конкуренцией на незнакомой для себя «территории». Не помогло даже приобретение акций «Aeronatica-Macci» и «Tomagawk Boat Manufacturing Company».

Возвращение к одноцилиндровым мотоциклам в 60-е годы было ошибкой

После снижения прибыли, в 1969 году руководство «Harley-Davidson» приняло решение о продаже акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Новым владельцем компании стала AMF – «American Machine and Foundry Company» («Американская машиностроительная и сталелитейная компания»). Таким образом, были получены необходимые средства для дальнейшего развития. В 1973 году был построен новый завод в Пенсильвании, куда перевели все операции по сборке мотоциклов. Но тенденция к падению не исчезла, так как продолжался выпуск всё тех же малолитражек, по сути не имевших ничего общего с классическими «харлеями». В итоге совет директоров «Harley-Davidson», куда входили Вон Билз, Вилли Дэвидсон и ещё 11 инвесторов, принял решение о выкупе контрольного пакета акций у AMF. Сумма сделки составила 80 миллионов долларов.

Эпоха возрождения

Началась постепенная реструктуризация. На американский рынок, где уже царили «Honda» и «Yamaha», было начато целенаправленное вторжение. Но поскольку, по разработке и проектированию новых моделей в «Harley-Davidson» отставали от них, то было решено идти другим путём, под патриотическим лозунгом о защите национального производителя. В 1983 году было сделано публичное официальное заявление о том, что японцы сознательно оккупируют американский рынок, дабы нанести урон американскому производителю. Под этим «производителем» подразумевался, естественно, «Harley-Davidson». Американские власти, являющиеся во все времена большими ценителями патриотизма, немедленно отреагировали. По инициативе Рейгана, Американская Комиссия по международной торговле приняла решение о введении 45 %-ных тарифов на импортные мотоциклы. Этот же тариф касался моделей с объёмом двигателя более 700 кубических сантиметров. Но в этом сегменте кубатуры «Harley-Davidson» уже к началу девяностых стали неоспоримыми лидерами продаж, и постепенно вернули утраченные позиции на рынке. На этом компания не остановилась. Были внедрены программы, способствующие улучшению производственного и социального климата внутри компании.

В 80-е годы Harley-Davidson решила возродить «классический» стиль

Также в 1986 году акции «Harley-Davidson» вышли на Нью-Йоркскую фондовую биржу, их стоимость стала всё больше возрастать. В 1987 году она составляла всего лишь 39 центов, а в 2005 году – более 60 долларов за штуку. В 2007 году была достигнута максимальная отметка в 70 долларов за одну акцию. Правда, этому предшествовал период падения их стоимости до 40 долларов в 2006 году. Вызвано это было реакцией на расширение дилерской сети «Harley-Davidson», при том, что компания требовала указывать в «количестве продаж» не реально проданные мотоциклы, а те, что были доставлены дилеру. Так что, «Harley-Davidson» был назван ответчиком в многочисленных исках, поданных инвесторами.

Курс акций Harley-Davidson в докризисное время

Поскольку продукция по-прежнему продолжала уступать по своим техническим характеристикам неамериканским аналогам, в «Harley-Davidson» решили не гнаться за всеми остальными, но сделать ставку на «классический стиль», то есть строить мотоциклы, привлекающие покупателей прежде всего своим внешним видом. Это был прямой уход от ценовой конкуренции, а также борьбы за «массовый» потребительский сегмент. Теперь мотоциклы строились с оглядкой на старую эпоху, когда «Harley-Davidson» была главенствующим производителем в Америке. Появились «ретро»-очертания, классические формы, из нововведений – хромированные детали. То есть, сделали ставку на любителей дорожных мотоциклов, а не скоростных спортбайков. Для спортивного направления «Harley-Davidson» запланировала поглощение компании «Buell», производящей именно такие мотоциклы. В 1993 году была приобретена половина акций, а ещё через 10 лет – полностью контрольный пакет. Правда, после мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., в «Harley-Davidson» уже подумывают продать ставший балластом «Buell» в пользу развития только своего бренда. Тем более что пересилить японцев на рынке спортбайков им к настоящему времени так и не удалось.

Знаменитый V-образный двигатель «харлеев»

Кстати, во время кризиса стоимость бренда «Harley-Davidson» снизилась на 43%, до 4,34 миллиардов долларов. Такое падение связано было прежде всего, с резким сокращением прибыли компании (на 66%) во второй половине 2008 года. В 2010 году компания заявила о необходимости сокращения производственных мощностей на 54 миллиона долларов и даже планировала поиск «более подходящих мест» на территории США для производства. Но всё же, по решению от 14 сентября 2010 года, «Harley-Davidson» осталась в штате Висконсин.

Беспечные ангелы. Путь лежит через Ад

В послевоенный период «Harley-Davidson» столкнулась с ещё одной проблемой, ранее им неизвестной. Дело было в том, что в те годы в Америке, не в последнюю очередь из-за голливудских фильмов, образ мотоциклиста, особенно с появлением организованных байкерских клубов в конце сороковых и начале пятидесятых, обрёл крайне антисоциальную окраску. Теперь к нему привязывались агрессия, наркотики и криминал. Стоит отметить, что мотоциклы действительно играли не последнюю роль в криминальной среде (для справки, ещё в 1916 году на «харлеях» ездила банда Панчо Вилья, совершавшая разбойные налёты на пограничные с Мексикой города), но благодаря промыванию мозгов с голубых (тогда ещё – чёрно-белых) экранов образ Воина-победителя на мотоцикле, созданный «Harley-Davidson», теперь был разрушен. Появился образ «Ангела Ада» (название одного из клубов, впоследствии было увековечено в книге Хантера Томпсона). И хотя устойчивое мнение о мотоклубах как о преступных группировках и поныне значительно преувеличено, но для причастных к этому торговля наркотиками, оружием, контроль над проституцией, рэкет и прочее, являются главными источниками доходов, помимо легальных мотосалонов и ремонтных мастерских.

Harley-Davidson превратил байкерское движение в культ, как в положительном, так и в отрицательном аспектах

Сюжеты, обыгрывавшиеся в кинематографе, как это часто бывает, начались с оригинальных идей, основанных на реальных событиях. Например, сюжет фильма «Дикарь» (1953) был написан, исходя из случая в калифорнийском городке Холлистер в 1947 году, когда членами враждующих мотоклубов были спровоцированы массовые беспорядки. В дальнейшем же на экране всё закончилось банальщиной и стереотипами, фильмы стали напоминать обычные примоднённые вестерны.

Два самых известных фильма о байкерах: «Дикарь» (слева) и «Ангелы Ада на колёсах»

В шестидесятых годах в одних только Соединённых Штатах было выпущено в прокат не один десяток фильмов на подобную тематику. Более-менее вменяемые из них (прежде всего, благодаря хорошим актёрам) можно пересчитать на пальцах одной руки, да и то ещё останется. Такое внимание со стороны кинематографа было объяснимо. Шестидесятые годы вообще ознаменовались ростом «контркультурности» (во всех смыслах) и отказа нового поколения от старых «прогнивших» ценностей. И путь этого отказа, как мы сейчас можем наблюдать, спустя сорок-пятьдесят лет, отнюдь не был чистым. Собственно, всё сводилось к ужасающему описанию «современных дикарей» со склонностью к немотивированному насилию, грабежам, изнасилованиям и убийствам, и это практически дословно переносилось в сценарии фильмов. На экране в байкерах показывалось абсолютно всё, кроме истинного смысла их существования.

Фильм «Беспечный ездок» один из немногих не эксплуатирует outlaw-стереотипы

Ярким «лучом света» в такой грязи стал фильм «Беспечный ездок» (1969), в котором чувствуется атмосфера не агрессии, но прежде всего завораживающей романтики. Главные герои ехали… на мотоциклах «Harley-Davidson». Там и была озвучена знаменитая фраза:

«Они боятся не вас, парни. Они боятся того, что вы собой олицетворяете. Это — Свобода! Невозможно быть свободным, будучи приказчиком в лавке».

Политика «Harley-Davidson», направленная на возвращение к «классическому стилю», также прямо затрагивала вопрос о создании образа «правильного байкера». Мотоцикл становился, прежде всего, воплощением мечты о Свободе с большой буквы. Дух этой свободы, согласно утверждениям, можно было ощутить только на «харлеях», но ни на каком другом мотоцикле. Вокруг этого «Harley-Davidson» была создана атмосфера свободы, индивидуализма и бунтарства. Подразумевался именно социальный бунт, но не силовой, а психологический – как бы уход от ценностей зажравшегося общества, демонстрация своей независимости. Образ «правильного байкера» весьма активно (и естественно, при поддержке самой компании) культивировался в фильме «Харлей-Дэвидсон и ковбой Мальборо» (1991). Как и «Беспечный ездок», это фильм не про мотоклубы и не про «людей вне закона». Это фильм про свободу, которую каждый отстаивает доступными ему возможностями и средствами. Герои здесь показаны обычными людьми, в меру жестокими, в меру добрыми, ценящими дружбу и отстаивающими свои жизненные принципы. Вот так, образ «человека вне закона», разрушителя, врага общества и просто негодяя, сменился другим, исконным – свободного, сильного духом и телом человека, не боящегося «ни Бога, ни чёрта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог.

Возвращение к «классике» было напрямую связано с формированием образа «правильного байкера»

Для контакта с непосредственными потребителями был учреждён клуб «Harley Owner Group», собравший владельцев этих мотоциклов. Таким образом, было достигнуто создание сообщества людей, лояльных именно к марке «Harley-Davidson». Сегодня это самое крупное в мире байкерское сообщество (около миллиона человек). Компания регулярно организует байкерские слёты, фестивали. На столетний юбилей «Harley-Davidson» в 2003 году собралось более 250 тысяч человек со всего мира. Помимо мотоциклов, компания выпускает разнообразный мерчендайзинг (в частности, кожаные куртки выпускаются ещё с 1947 года!), создавая своеобразный «стиль жизни», мотивируя клиентов жить в «стиле харлея», что сделало образ байкера на «Harley-Davidson» по-настоящему культовым. Наверное, в этой политике компанией на вооружение была взята цитата Отто фон Бисмарка о том, что «Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить». Образ байкера обрёл некую романтичность ездока на «железном коне». Действительно, зачем гнать как ошпаренный, чёрт знает куда, когда можно важно и размеренно отправиться в путь на своём любимом «харлее», гордо озирая окружающий мир и всегда понимая, куда и зачем ты едешь и что там тебя ждёт.

Группы Judas Priest (вверху) и Manowar стали основоположниками байкерской тематики в металлических песнях

Постепенно, на этой волне образ байкера прочно закрепился в музыке, в частности в стилях hard rock и heavy metal. Это было не случайно и подходило как нельзя лучше, поскольку именно в олдскульном металле возводится в культ героический образ Воина (как вариант – Защитника, Победителя), воспевается сила воли и дух свободы. Также именно от байкеров в металлическую тусовку перекочевала кожаная одежда со всей атрибутикой. На Западе в этом больше всех преуспели британская группа «Judas Priest» и американская «Manowar», сотрудничающие, кстати, именно с «Harley-Davidson».

Арийский «Герой асфальта» в 1987 году открыл дорогу байк-движению в русском металле

В России же статус байкерской группы №1 негласно закреплён за «Арией». Именно она ещё в 1987 году впервые среди отечественных металлистов затронула эту тему в культовой песне «Герой асфальта», текст для которой написала Маргарита Пушкина. В девяностые байкерское движение в России официально начало свой путь вместе с клубом «Ночные волки», возглавляемого Александром Залдостановым (известным как «Хирург»). Несколько метал-групп посвятили этому клубу свои песни либо связывают себя с байкерами и часто выступают на слётах и фестивалях (самые крупные – в Севастополе и Ярославле). Среди них – «Ария», «Кипелов», «Маврин», «Мастер», «Артерия», «Чёрный обелиск», «Легион», «Гран-КуражЪ», из украинских групп – «Крылья».

Группа «Ария» во второй половине 90-х стала одним из клиентов Harley-Davidson

«Ария», заручившись прямой поддержкой российского представительства «Harley-Davidson» и лично Сергея Шуняева, особенно из всех прочих групп не осталась в стороне, и снова не без помощи Маргариты Пушкиной, сочинившей текст для песни «Беспечный ангел», в котором был воплощён образ байкера из фильма «Беспечный ездок».

В своей книге «Ария Маргариты» (2002) Маргарита Пушкина так комментирует своё видение ситуации:

«…невозможно представить себе настоящего, корневого, байкера, общающегося с внешним миром с помощью изысканной лирики высоких поэтов… Идеализация образа людей, подобных калифорнийским «Ангелам Ада», дело известное. В английском для них существует отличное словечко «outlaw» — человек, находящийся вне закона, стоящий за гранью общепринятых норм морали. Поэтому просьбы о создании атмосферы красивости и романтичности вокруг этой компании напрочь сдвинутых на своих байках ребят вызывают у меня улыбку. Хотя, когда смотришь в каком-нибудь кинофильме кадры с въезжающим в заходящее солнце «проклятым» фактурным байкером, сердце буквально захлёбывается в припадке обезоруживающей романтичности».

* * *

«Ночные волки» отправляются в путь

Сейчас «Harley-Davidson» продолжает свой всё тот же «классический» путь. Покупатели «харлеев», как и основатели сто лет назад, стремятся достичь своей, но теперь уже не только американской мечты. «Harley-Davidson» для многих символизируют свободу открытой дороги и приобщение к вольной жизни, свободного братства мотоциклистов. Говорят, что звук мотора «Harley-Davidson» не спутаешь ни с чем. Так ли это – доподлинно неизвестно. Но каждый «харлей» словно окутан своеобразной аурой, которую людям посвящённым невозможно не почувствовать. «Harley-Davidson» – «Harley-Davidson»! Теперь это больше, чем просто мотоцикл – это Символ. Ведь когда видишь мотоцикл и, главное – слышишь его, то действительно мысленно ощущаешь дыхание встречного ветра, горячий пыльный асфальт, рокот моторов и поддержку близких тебе людей на дороге длиною в жизнь. На пути, что ведёт к Свободе.

Андрей Шабанов.

 

Музыкальные клипы о байкерах:

Ария – Свобода

Manowar – Return of the warlord

http://www.youtube.com/watch?v=lGDqxB6PII4&ob=av2n

Judas Priest – Breaking the law (live)

http://www.youtube.com/watch?v=-ls3T3Y_HRs

Ария – Беспечный ангел

http://www.youtube.com/watch?v=ztKl8qqZr0c

Артерия – Край ветров (авторский клип)

http://www.youtube.com/watch?v=KNjGnItu-S4

При использовании материалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

Обсуждение закрыто.