Деркульский конный завод – путешествие в историю

Федоров Александр Борисович  заведующий Музеем истории Деркульского конного завода, краевед, член Межрегионального союза писателей Украины, автор книги «Деркульский государственный конный завод. Страницы истории»

материал – Екатерина Насрединова

Деркульский конный завод был создан по указу Екатерины ІІ от 22 апреля 1765 года.  В России в ХІХ веке существовало 7 государственных конных заводов, 4 из них — Деркульский, Лимаревский, Стрельцовский, Новоалександровский расположены на северо-востоке Луганщины в Беловодском районе.

Беловодск – один из древних пунктов Слободской Украины с богатой историей и легендарным прошлым. Основан в конце XVII века и первоначально был казацкой станицей Войска Донского. Беловодщину можно считать центром развития коневодства, о чем свидетельствует и изображение лощади на гербе Луганской области и гербе Беловодского района.

Герб Беловодска, Луганской области и Беловодского района

Военная предпосылка создания Деркульского конного завода:

В середине XVIII века заканчивалось формирование централизованного русского государства (украинские земли тогда была составной частью России), а южные границы подвергались нападению кочевых племен. С целью обороны было принято решение о создании конного завода и тогда же по бассейну Северского Донца стали расселять Донских казаков (в Станице, Луганской области был создан первый казачий пост).

Деркульский конный завод № 63  – один из старейших комплексов на территории бывшей Российской Империи и точно самый первый в Украине. После основания завода, осенью 1767 года были доставлены 73 лощади – английские, испанские, немецкие, неаполитанский, венгерские, грациозные и быстрые, как ветер, арабские и ахалитейские скакуны, привезенные из далекой Персии. К 1787 году количество племенных лощадей составило 881 особь – самое большое количество элитных лощадей среди конных заводов.

Стрелецкий конный завод №60 – основан в 1805 году, расположен в Меловском районе Луганской области. Был создан для перевода части лошадей из Деркульского  конного завода для образования состава лошадей легко-кавалерийских. В ХІХ веке была создана знаменитая стрелецкая порода — путем скрещивания персидской, туркменской, орлово-ростопчинской, арабской и других пород. Начиная с 1917 года, специализируется на разведении чистокровной верховой породы лошадей.

Лимаревский конный завод № 61 основан в 1822 году, расположен в Беловодском районе Луганской области. Был основан как военный конный
завод для разведения ремонтных лошадей для гвардейских кавалерийских полков и артиллерии. Сейчас здесь разводят орловских и русских рысаков.

Новоалександровский конный завод № 64 основан в 1825 году, расположен в Беловодском районе Луганской области. Назван в честь императора Александра І. Здесь был выведен тип русских лошадей-тяжеловозов – гордость отечественного коневодства. Комплекс специализируется на разведении лошадей новоалександровской тяжеловозной породы, лошадей для объездки, объезженных коней для рысистых скачек, стипльчеза (скачек с препятствиями).

Деркульский  конный завод – победитель Национального бизнес-рейтинга 2008 года с присвоением звания «Лідер галузі» за основним видом діяльності «Розведення овець, кіз, коней», занимает третье место в Украине по критерию «Обсяг реалізованої продукції».

Директор завода – Боронников Валерий Михайлович«требовательный, хозяйственный, расчётливый предприниматель, ставший во главе государственного предприятия».

«Разрушать, как известно, не строить, а для того, чтобы восстановить разрушенное, поднять его на прежний уровень, нужно много и много времени. Это ясно и директору, и его специалистам, труженикам конезавода. А цель у них одна: возродить прежнюю славу деркульских скакунов, сделать конезавод рентабельным, конкурентоспособным в нынешней рыночной экономике хозяйством» — из книги Александра Федорова «Деркульский государственный конный завод. Страницы истории».

Федоров Александр Борисович – заведующий Музеем истории Деркульского конного завода, краевед, член Межрегионального союза писателей Украины,  автор книг «Деркульский государственный конный завод. Страницы истории» (2009), «Дорогие мои земляки», редактор-составитель поэтических альманахов литераторов Беловодщины «Я тебе, моя земле, люблю» и «Голоси білих вод».

Федоров Александр Борисович

Книга «Деркульский государственный конный завод. Страницы истории»  представляет собой обширное историческое исследование Александра Федорова, гимн автора своей родной земле. Автор прослеживает с архивной точностью события глубокой древности, разворачивающиеся в южно-русских степях, раскрывает исторические предпосылки создания здесь в XVIII веке ряда конезаводов и подробно останавливается на истории Деркульского конезавода.

Любовь к литературе, к родному краю и его людям — главные двигатели жизни Александра Борисовича. Но чтобы любить что-то, надо его хорошо знать. Поэтому он считает своим долгом прививать любовь к родному краю через познание его истории.

Из предисловия:

«Знать прошлое своего народа, своей страны, города, села, свою родословную, наконец – долг каждого нормального человека, гражданина и патриота. Знать, чтобы учиться, обогащаться опытом прошлого, отталкиваться от него, от его добрых традиций и обычаев – и с этим жить в настоящем и идти в будущее. Это прописные истины и потому-то они неизменны и вечны. Прошлое – настоящее – будущее – это неразрывные звенья бесконечной цепи жизни».

«Мысль, а точнее мечта и желание изучить и узнать историю создания и развития старейшего в нашей державе Деркульского государственного конного завода и рассказать ее другим возникла давно, наверное, еще в юности, и постоянно жила во мне. В процессе работы пришлось прочесть и изучить десятки печатных изданий, материалы Луганского областного государственного архива, экспозиции Луганского областного
краеведческого музея, отдела редкой книги областной библиотеки им. Горького».

«Лошадь и человек… Нет в окружении человека животного, которому бы он был обязан более, чем лошади. Она его незаменимый умный помощник в повседневном труде, преданный, верный друг в жизни красивый, грациозный спутник в дороге. На Руси всегда высоко ценили и отдавали должное лошади: любили, жалели, лелеяли, любовались, гордились и заботились о ней».

«И в наш космический компьютерный век, когда человек все дальше и выше отрывался от лона природы, он, тем не менее, чаще и ближе обращается к лошади. Это естественно, необходимо и так должно быть. Мы – жители Деркула – хозяева старейшего в нашей независимой Украине конного завода с его богатой историей, традициями и славными достижениями в наше трудное, пока еще не обустроенное время не можем и не должны допустить, чтобы эта история закончилась на нас. И этого не будет, потому что жизнь и ее история бесконечны».

Александр Федоров – автор идеи герба Деркульского конного завода.

Герб Деркульского конного завода

С момента основания конного завода прошло уже более 240 лет. Но сегодня на территории Деркульского конного завода (с. Даниловка, Новодеркул) история сопровождает по улицам и аллеям старого парка, уникального и единственного в своем роде.

Сооружения Деркульского конного завода построены в стиле классицизма, а форма строений выглядит в виде монограммы Е ІІ – в честь его основательницы Екатерины ІІ.

Во время Великой Отечественной войны пилоты Люфтваффе отказались от бомбардировки Деркульского конного завода – Екатерина ІІ по происхождению была немецкой принцессой – и бомбить сооружение для них приравнивалось к осквернению ее памяти. Это и спасло сооружения Деркульского конного завода, сохранив в его уникальном первоначальном виде.

Административное здание Деркульского конного завода – архитектурный памятник ХІХ века.

Центральные тренерские конюшни – основное сооружение комплеска – архитектурный памятник конца XVIII – начала ХІХ в.в. Сооружение выполнено из красного кирпича с арочными пололками, а толщина стен начинается с 1,5 метров. Благодаря этому помещение обходится без отопления – зимой здесь тепло, а летом прохладно.

«Японский манеж»это оригинальное сооружение, единственное по своему архитектурному замыслу и исполнению. Манеж был построен в 1897 году. Его название связано с тем, что сооружение выполнено в японском стиле. Его круглый деревянный каркас диаметром 34 метра находится на одной опоре высотой 30 метров. Вся конструкция манежа держится только за счет центрального столба. Аналогов этому в мире нет.

«Выводной зал» – еще одна особенность архитектурного строения Деркульского конного завода. Был построен в XIX веке после Наполеоновских войн. Здесь лошадей представляли именитым гостям и покупателям. Освещение и акустика зала здесь тоже особенные. Свет проникает через окно куполообразной формы, поэтому свет в помещении всегда такой же, как и на открытом пространстве. А что касается акустики – это очень хорошая слышимость в центре зала, а переговоры за трибунами не слышны по залу, что давало возможность достигать конфиденциальности разговоров.

Проект зала был разработан известным русским архитектором Дементием Жилярди-мл., известным восстановлением здания Университета в сожженной Наполеоном Москве.  В то время конные заводы находились под пристальным вниманием не только правительства, но и многих цесаревичей, Великих князей, принцев, герцогов разветвлённой династии Романовых.

Случной манеж – пристройка к центральным тренерским конюшням, построен в 1904 году.

Возле Деркульского конного завода на площади у здания школы установлен памятник первому русскому альпинисту, исследователю и покорителю Кавказа – Пастухову Андрею Васильевичу.

Много лет Деркульский конный завод выращивал и поставлял ремонтных лощадей для кавалерийский полков русской армии (от фр. «remont» — пересесть в седло). Самые лучшие предназначались для придворной конюшни. С середины ХІХ века Деркульский конный завод перешел на выращивания племенных лошадей для улучшения породы русского коневодства. Для этого разводили около десяти пород, производили скрещивание лощадей восточного корня с западно-европейским, вели научную селекционную работу. Одно время выращивали тяжеловозов арденнской, першеронской, суффольской и других пород.

Особый вклад в развитие Деркульского конного завода внесли генералы Зданович Александр Иванович, Носович Сергей Леонидович и Буденный Семен Михайлович – советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий Первой Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.

Из книги Александра Федорова «Деркульский государственный конный завод. Страницы истории»:

«В конце 80-х годов ХIХв. Деркульский конный завод получает новое направление в своём развитии. В обмен на тяжеловозных лошадей сюда поступает в полном составе отделение чистокровной английской верховой породы из Хреновского конного завода. А вскоре из соседнего Стрелецкого конезавода переводят отделение лошадей арабской породы. Это было совершенно новое дело для хозяйства, оно и требовало нового подхода, именно свою специфику и методику выращивания, ухода и тренинга лошадей».

«Далеко не случайно считается, что в успехах Деркульского конного завода этого периода большая заслуга талантливых руководителей, любящих и знающих своё дело, истинных граждан и патриотов Отечества. Таким, без сомнения был основатель и первостроитель конезавода майор Времев, такими были и его последователи: генерал Зданович, управляющий конным заводом в конце ХIХ в., и сменивший его полковник Носович. О значимости этого периода говорит прежде всего то факт, что в годы их деятельности в конезаводе возводится ряд в производственных помещений, которые сохранились и доныне…»

Рассвет и слава пришли к Деркульскому конному заводу в конце ХІХ века, когда здесь началась работа с благородной чистокровной английской породой лошадей.

В 1906 году пришла первая крупная победа деркульских скакунов. Жокей Стефан Михальчик на красавце Гаммураби первым пересекает финишную черту в розыгрыше главного приза России – Всеросийского Дерби. Затем в спорной скачке Гаммураби легко опережает легендарного Гальти Боя и впервые в истории русского коннозаводтсва направляется на скачки в Англию – родину знаменитых английских скакунов.

Гаммураби  — первая русская лошадь, выступившая на родине чистокровных английских скакунов – Великобритании в 1908 году.

«В 1910 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Гаммураби, будучи уже производителем, вновь обходит своих конкурентов, удостаивается высшей оценки придирчивых специалистов и становится чемпионом породы. А Деркульский конный завод, как его владелец, награждается почётным кубком».

В эти годы при Деркульском конном заводе была открыта и успешно функционировала школа будущих жокеев и тренеров.

«Период с 1910г. (после Всероссийской выставки) и до 1917 г. (Октябрьской революции) не был чем-либо замечательным в жизни конного завода, не оставил после себя знаменательных событий и выдающихся достижений».

«Начало XX в. оказалось для России необычайно трудным, сложным, едва ли не катастрофическим периодом. Менее чем за 20 лет страна пережила без преувеличения эпохальные события: русско-японская война 1904 г., первая русская революция 1905 г., столыпинские реформы в аграрном хозяйстве, 1-я мировая война, февральская революция 1917 г и, наконец, Великая Октябрьская социалистическая революция и последовавшая за ней жесточайшая, зачастую бессмысленная и безжалостная Гражданская война».

«Великая Октябрьская социалистическая революция наложила свой отпечаток и на развитие Деркульского конного завода. Бурное, неустроенное, неопределенное время. И хотя острых конфликтов и тем более вооруженных столкновений и боев на территории конезавода не происходило, остаться в стороне в то время было невозможно».

«В начале 20-х годов в Деркуле было организовано полностью укомплектованное отделение рысистых лошадей. Около 10 лет продолжалось разведение рысистых лошадей в Деркуле, а затем в 1933-34 г.г. по инициативе героя Гражданской войны, народного маршала С.М. Буденного, рысистое отделение было передано частично в Лозовской конный завод и в Дубровский».

Дубровский конный завод №62 был основан в 1888 году,  расположен в с. Дубровка Миргородского района Полтавской области. Специализируется на разведении лошадей русской и орловской рысистых пород. Племенной репродуктор по разведению лошадей новоалександровской тяжеловозной породы. Лозовской конный завод — основан в 1936 году, расположен в Лозовском районе Харьковской области.

«Уже сложившиеся традиции в конезаводе, любовь именно к верховым лошадям да и природно-климатические условия нашей местности вызвали необходимость вернуться к выращиванию и тренингу верховой породы лошадей. Поэтому в начале 30-х годов годов рысистые лошади были переданы полностью в Дубровский и Лозовской конные заводы, а в
Деркуле стали комплектоваться спортивные отделения верховых лошадей».

«Начиная с 1933 г. на Деркульском конном заводе развёртывается работа по воссозданию в нашей стране орлово-ростопчинской верховой породы – это единственная в своём роде исконно отечественная верховая порода, выведенная непосредственно в России. Она сформировалась в результате скрещивания орловских верховых лошадей из Хреновского (1776 г.) конного завода графа Орлова А.Г. и Анненковского (1802 г.) конного завода графа Ростопчина Ф.В.»

 «В 1939 году, всего после шести лет работы, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве была представлена группа лошадей русской верховой породы. Всего за каких-то 5 – 6 лет тружениками Деркульского конезавода была проделана огромная работа по воссозданию русской верховой породы лошадей. И это несмотря на суровое и трудное время (голод 1932-33г.г. коллективизация, репрессии 1936-37г.г.)».

Конница была основной движущей силой Красной Армии, что обеспечило особое расположение Буденного в отношении Деркульского конного завода.

«В августе 1937г. в Деркульский конный завод приезжал в роли инспектора РККА (Рабоче-Крестьянская красная Армия) Семён Михайлович Будённый. Герой Гражданской войны, человек-легенда, народный маршал и народный любимец, он оставил о себе незабываемые впечатления. Будённый, после осмотра лошадей, пожелал проехать на понравившейся ему вороной кобыле… Тренеры, взнуздав кобылу, подвели её к Будённому, и тот легко вскочил в седло. Лошадь, почувствовав на себе седока, свечой вздыбилась на задние ноги, потом шарахнулась в сторону, пытаясь сбросить всадника, но Будённый с силой потянул поводья, и лошадь галопом поскакала по кругу. Публика облегчённо вздохнула, когда лошадь и всадник вернулись назад. Лошадь была в мыле, а улыбающийся Буденный посмотрел на толпу и сказал: Давно такого удовольствия не получал. Хорошая лошадка!»

«Ещё в первые послевоенные годы Маршал Советского Союза С.М. Буденный выступил с интересной инициативой и предложением: положить начало создания на Украине новой породной группы лошадей. Это пожелание прозвучало из уст народного Маршала и во время его второго приезда в Деркульский конезавод в 1950г. Работа велась достаточно интенсивно, скоро дала хорошие результаты, и к середине 50-х годов в коневодческих хозяйствах Украины насчитывалось более 20 тысяч лошадей новой, как её стали называть Украинской породной группы (у.п.г.) с уже наметившимися характерными признаками экстерьера».

Мемориальная доска С.М. Буденному (административный корпус)

Сегодня, кроме английской породы, на Деркульском конном заводе выращивают украинскую верховую породу. Появилась она благодаря Семену Буденному, который долгое время  был покровителем завода.

Период Великой Отчественной войны для Деркула обернулся жестокостью и зверством оккупантов, невосполнимыми потерями… «К чести наших земляков – деркульчан необходимо отметить, что они не смирились и не покорились захватчикам и при малейшей возможности оказывали сопротивление».

«19 января 1943г. подразделения 4-го гвардейского стрелкового корпуса при поддержке танкистов 13-й гвардейской танковой бригады освободили Даниловку и Деркул. Так начинался новый период в истории Деркульского конного завода – период восстановления и строительства
новой жизни».

«За период оккупации хозяйство почти полностью было разграблено. Самая большая потеря, конечно, — это потеря племенного поголовья лошадей, помимо этого оказались разрушенными строения нового здания лазарета, так называемые «польские конюшни», которые находились на территории нынешнего фуражнего двора».

В  1943 году на Деркульский конный завод стали поступать лошади из уцелевших и эвакуированных конезаводов. Были приняты меры к созданию для лошадей лучших условий содержания, кормления, правильного тренинга.

«Первый успех пришёл уже в 1944 году, когда жокей Анатолий Лакс на кобыле Берёза (Загар — Безгелек) выиграл Большой Всесоюзный приз (дерби), который разыгрывался на Центральном Московском ипподроме после длительного перерыва. Затем последовала победа в почётном призе имени Калинина в 1945 г. и призе Открытия в 1946 г. на Газовате (Табор –Гюрза). Это было мощное многообещающие начало».

«В 1945 г. на базе Деркульского конного завода открывается школа тренеров-жокеев, где проходили теоретическую и практическую подготовку представители большинства конных заводов СССР. Эта школа сыграла большую роль в комплектовании и повышении квалификации тренерско-жокейского персонала конных заводов, совхозов, колхозов и конноспортивных школ всей страны. Здесь проходили курс обучения и становились впоследствии известными спортсмены и специалисты по тренингу племенных и спортивных лошадей».

«В 1948г. после успешного окончания скаковой карьеры в завод поступил питомец конного завода «Восход» тербий 1947 г. Дуглас (Гранит-1 – Дрофа)» Особая заслуга коневодов  Деркула – получение, выращивание и тренинг двух знаменитых братьев – жеребцов Дерзкого (1954 г.р) и Задорного (1955 г.р) от Дугласа и Заповеди.

Жеребец Задорный являл собой воплощение красоты и гармонии природных линий. Тот самый, «трижды венчанный», – так писали о питомце Деркульского конезавода в прессе.

Задорный 41 раз участвовал в крупных международных скачках, ни разу не оставаясь без наград, 22 раза выходил победителем. Он  брал призы на ипподромах Варшавы, Пекина, Будапешта, Софии, Берлина, выиграл кубок
Улан-Батора. Он до сих пор пока единственный из русских скакунов стал призёром знаменитых Вашингтонских скачек на ипподроме в Лаурелли, где традиционно представляются лучшие чистокровные лошади мира.

Эти призы, кубки, попона г. Вашингтона и десятки, сотни других экспонатов, рассказывающих о достижениях и победах питомцев конного завода, выставлены  в экспозициях Музея истории Деркульского конного завода.

Истинные любители конного спорта, знатоки и ценители лошадей во многих городах мира произносят заветные слова: Дерзкий, Гисть, Задорный, Багровый, Замир, Гордень, Декабрист, Ясновидец… Это клички знаменитых лошадей – питомцев Деркульского конного завода.

Сейчас в конезаводе выращивают и проводят тренинг лошадей чистокровной английской породы и украинской верховой породы. Эти лошади участвуют в соревнованиях и возвращаются с победами, призами
и кубками.

Конный спорт сегодня

Луганский Александр Николаевич – заслуженный и самый опытный
тренер, тренирует лошадей более 30 лет, имеет опыт работы за границей.

«Буквально за несколько лет он воспитал мастеров спорта Николая Луганского, Евгения Рябуху, Александра Кучеренко, которые неоднократно выходили победителями республиканских и международных соревнований на лошадях, выращенных на Деркульском конном заводе: Шанхай, Архитектор (Хазават – Актриса), ставший уже после выступлений чемпионом породы в 2000 – 2001 годах».

«В 2005 году лошади Деркульского конезавода на Львовском ипподроме участвовали в 51 скачке и выиграли первых мест – 14: приз Пробный – Доця, приз Спринтерский – Мимикрия, приз Осенний – Гладкий, приз Эдит – Элация; вторых мест – 13 и третьих мест – 6».

«Самый престижный приз Независимости Украины в Киеве в 2005г. выиграл наш жеребец Спикертон под седлом жокея Гребенника А.»

«В 2006 году занято первых мест – 15: приз Пробный – Мирная, Большой летний – Драчун, приз Задорного – Драчун, Большой приз для кобыл (Окс) — Доця, приз Дерзкого – Гладкий, приз Осенний – Колдун; вторых мест – 19, третьих мест – 11».

Николай Луганский и спортсмен Деркульского конезавода Александр Дериконь  стали призерами Кубка Украины по конному спорту, который проходил с 23 по 27 сентября 2008 года в городе Сумы.

«Для достижения будущих побед у нас есть главное: богатое историческое прошлое, славные традиции а главное – трудолюбие, преданность и любовь к своему делу».

Деркульские лошади принимают участие в чемпионатах Украины по преодолению препятствий, Кубке Украины по конному спорту, Кубке Дарлинга, открытых соревнованиях. Организаторы – Федерация конного спорта Украины (http://www.efu.org.ua/), Министерство Украины по делам
семьи, молодежи и спорта.

Деркульские лощади сегодня пользуются спросом по всему миру среди коннозаводчиков, спортсменов и любителей конного спорта.

«Лошадь и человек – они тысячелетиями идут рядом. Ни один из «братьев наших меньших» не сделал для человека больше, чем лошадь. И на поле пашни, и на поле брани. И мы, нынешнее поколение, не должны допустить, чтобы история Деркульского конного завода закончилась на нас. С этой верой будем жить и будем работать дальше!»

Деркульский конный завод приглашает гостей на увлекательные экскурсии по территории Деркульского конного завода, центральным тренерским конюшням, а также возможность прокатиться на лошади навстречу попутному ветру.

Екатерина Насрединова

корреспондент издательства «Dobryni» (Харьков)

Александр Федоров «Деркульский государственный
конный завод. Страницы истории». Размещение книги на сайте
http://belovodsk.info/fab.html

 

При использовании информационных и фотоматериалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

 

2 responses to “Деркульский конный завод – путешествие в историю

  1. yevgenyi golyshev

    derkul the best

  2. rpb27@mail.ru

    интересно и любопытно !
    как мало мы знаем о том * что рядом !
    помнить о прошлом — и долг и радость для уважающего себя человека