Сердце Святой Руси в каждом из нас

О приезде Патриарха Кирилла в Луганск и немного житейской философии.

В жаркий день 15 сентября 2011 года Театральная площадь, что в самом центре Луганска, на несколько часов преобразилась в своеобразное место паломничества. Для города, живущего своей повседневной жизнью, приезд Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла стал настоящим событием. С самого утра площадь была заполнена тысячами людей – не только прихожанами, но и вполне себе обывательского вида гражданами. Такое событие действительно не могло остаться без внимания.

Итак, более пяти тысяч людей разного возраста, внешнего вида, социального статуса, профессий собрались здесь. Возможно, даже разные побуждения привели их сюда. Кого-то – возможность быть причастным к святому, кого-то – простое любопытство… Но все они пришли сюда встречать Патриарха. Пришли встречать его великодушно и с чувством благодарности.

«Сегодня праздник для нас потому, – начал свою речь Патриарх, – что мы все вместе собрались в таком множестве в центре Луганска, чтобы совершить общую молитву Господу. У каждого есть о чём помолиться Богу, у каждого есть свои скорби, свои переживания, свои болезни. Если не за себя, то за близких своих…»

 Да, у каждого человека есть о чём помолиться Богу. Ощутить себя единым с нашим Творцом, Хранителем, Мастером – называть его можно по-разному, но Он есть. Для каждого свой. И пусть даже я тварь земная, но понимаю, что говорить о внутреннем и внешнем суетном мире – это одно, а совсем другое – почувствовать то неземное, необъятное, находящееся за пределами обычного понимания. Становится трепетно на душе, когда осознаешь, что человек – это небольшая частичка большой, созданной Богом, жизни. Собственное мировоззрение становится лишь цветком на фоне божественного мироздания.

«…Вот это великое благовестие Церкви имеет огромное значение… Благовестие Церкви, Вера наша помогает нам разбираться и в том, что происходит в мире нас окружающем, в обществе. Помогает отличить Добро от Зла. Помогает внутренней интуиции понимать, где правда…»

* * *

…Князь Владимир находился в раздумьях… Его личный выбор должен был предопределить судьбу государства. Уже много лет был князь во главе Руси, но не было на этой земле единой веры. И чем дальше, тем более явно ловил себя Владимир на мысли, что единая вера – это единственный и верный способ сплочения Руси. Один народ – один правитель – один Бог – одна вера. И далее по кругу… Однако народ должен был поверить прежде всего в новую веру, пойти за своим правителем, иначе, считал Владимир, не будет жизни на земле русской. Поиски князя зафиксированы в «Повести временных лет». Сначала он обратил свой взор на восток.

«…Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслён, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том, если здесь богат, то и там», и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Вот уж чего не мог сделать Владимир, так это пойти против собственного народа! Не мог и не желал он запретить славянам их фактический повседневный рацион, куда, как было сказано, входила и свинина (даже булгары замечали, что «славяне пасут свиней, как мы – овец»), и «питие» (имеется в виду горячительное). Оказался он к тому же, и провидцем, ибо всякий сухой закон на этой земле, как оказалось в дальнейшем, приводил к краху даже целых империй! А вдобавок скрывать по мусульманскому обычаю красоту русских девушек от взора прочих князь тем более не мог, ибо в женщинах он толк знал. Тогда Владимир взглянул на Запад.

«…Потом пришли немцы из Рима, говоря: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля
твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звёзды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево”». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе; “если кто пьёт или ест, то всё это во славу Божию”, — как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого
».

Как будто предчувствовал князь, что католичество славяне не примут. Из последующей истории мы можем это увидеть. Не прижилась ни эта вера, ни её ценности, как бы их ни пытались ассимилировать…

«..Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

В общем, мои комментарии здесь будут излишни. Владимир и так всё сказал. Оставался ещё один вариант, и был он связан с Византийской империей. На тот момент Константинополь уже давно был в открытой конфронтации с Римом, хотя обе церкви считались христианскими. Окончательный раскол произойдёт уже позднее, но даже сейчас князь понял, что эта разница огромна, и проявил искренний интерес, особенно после неприятной ему беседы с «немцами»-католиками.

«…Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они более всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых низверг Господь горящий камень и затопил их, и потонули, так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет Бог судить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверное делающих. Ибо, подмывшись, поливаются этой водой и вливают ее в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета. Так же и жены их творят ту же скверну, и еще даже большую: скверну совокупления вкушают». Услышав об этом, Владимир плюнул на землю и сказал: «Нечисто это дело».

Сказал же философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: “Это есть тело мое, ломимое за вас”. Так же и чашу взял и сказал: “Это есть кровь моя нового завета”. Те же, которые не творят этого, неправильно веруют».

Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого мы распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того; их же пророки предсказывали, что родится Бог, а другие– что распят будет и погребён, но в третий день воскреснет и взойдёт на небеса. Они же одних пророков избивали, а других истязали. Когда же сбылись пророчества их, когда сошел он на землю, был он распят и, воскреснув, взошёл на небеса, от них же ожидал Бог покаяния сорок “шесть лет, но не покаялись, и тогда послал на них римлян; и разбили их города, а самих рассеяли по иным землям, где и пребывают в рабстве». Владимир спросил: «Зачем же сошёл Бог на землю и принял такое страдание?» Ответил же философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошёл на землю». Владимир же сказал: «Рад послушать…»

Великий Князь Владимир избирает религию (худ. И. Эггинк, 1822) Источник: http://commons.wikimedia.org

Речь византийского философа, пересказавшего Библию по сути её, князь слушал с нескрываемой заинтересованностью. И чем больше слушал, тем больше понимал, что вот она, та самая вера, способная сплотить народ. Беседа была закончена на дружелюбной ноте:

«…И, сказав это, <философ> показал <Владимиру> завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». <Философ> же сказал: «Если хочешь с праведниками по правую
сторону стать, то крестись». Владимиру же запало это в сердце, и сказал: «Подожду ещё немного», желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою…
»

В 987 году Владимир, посовещавшись с боярами и старцами городскими, принял решение «разузнать о всех верах». В разные стороны от границ Руси были посланы странники, которые должны были увидеть всё воочию и по возвращении доложить о том князю. Что и было сделано:

«…И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы – на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга
крещения, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо…
»

По крайней мере, в следующем 988 году Владимир, отправляясь с дружиною в Корсунь, уже чётко обрисовал свои намерения. После взятия города, князь недвусмысленно напомнил византийским императорам Василию и Константину, что «северного соседа» по-прежнему надо уважать, как и сотни лет назад. К тому же принял он решение жениться на византийской принцессе Анне:

«…Владимир вошёл в город с дружиною своей и послал к цесарям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цесари и послали ему весть такую: «Не пристало христианам жениться и выдавать замуж за язычников. Если же крестишься, то и её получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от цесарей: «Скажите цесарям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде разузнал о законе вашем и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи».

Это был уже политический ход. Союз двух мощных европейских держав на самом высоком уровне создавал мощный восточный оплот христианства (впоследствии наречённого православием). Кроме того, это было далеко не первое пришествие христианства на славянскую землю. И вот настала очередь Владимира. Он был крещён в Корсуне, там же состоялось его венчание с Анной. После крещения Владимир произнёс: «Теперь познал я истинного Бога!»

Первый шаг к новой, уже единой вере, был сделан. В том же году Владимир и присланное Патриархом Константинопольским Николаем духовенство, крестили киевлян в водах реки Почайна. Согласно всё той же «Повести временных лет», во время крещения Владимир произнёс следующую фразу:

«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

Крещение киевлян (худ. К. Лебедев, ок.1890) Источник: http://commons.wikimedia.org

Вслед за Киевской, были крещены Новгородская, Черниговская, Владимир-Волынская и Переяславская земли. Не всё проходило гладко. Крещение всей Руси в общем завершилось только к двенадцатому веку. Всё-таки Владимир не учёл, что народ так просто (и вполне обоснованно!) не откажется от богов, в которых верил уже тысячелетиями. Крестили народ не только водой, но и огнём. А затем свергнутые языческие идолы были пущены вниз по течению рек, и некому уже было бить им поклоны.

Однако это был переломный момент в нашей истории. Как раз с 988 года история стала необратимой, а христианство стало всё больше начало укреплять свои позиции, становясь даже нечто большим, чем просто религия. Единая вера действительно сплотила Русь, снова позволила ей сплотиться после тяжёлого периода XIII-XV веков, вызванного как раз корыстными политическими междоусобицами (и это не считая ещё иноземных нашествий). Логическим итогом стало учреждение на Руси патриаршества. Это произошло в 1589 году, по решению Вселенского Патриарха Иеремии, а первым русским Патриархом стал Иова. Тогда же Москва была прозвана «Третьим Римом» (в Уложенной Грамоте, написанной от имени освященного собора, состоявшегося в Москве в конце января того же года и называвшего себя «Собором великого Российского и Греческого царства»), как бы приняв по наследству веру христианскую и став её новой столицей, ибо предыдущие две лежали в разврате и руинах, покорившись иным вероисповеданиям.

Пять первых патриархов Русской церкви (лубок XIX века) Источник: http://commons.wikimedia.org

Московский патриархат просуществовал в таком виде до 1700 года и по указу Петра I был заменён Святейшим синодом (действовал с 1721 по 1917 год включительно). В революционном 1917 году состоялось возрождение патриархата. Был созван Всероссийский поместный собор, который открылся 15 августа служением литургии в Успенском соборе Кремля. Звание Патриарха было восстановлено по решению собора 28 октября того же года. Но впереди был тяжёлое время гражданской войны, всеобщей разрухи (и на улице, и в головах), а в 20-30-е годы – период воинствующего атеизма, когда православная вера, объявленная «опиумом для народа», подвергалась жесточайшему прессингу со стороны коммунистических правителей. Послабление началось только в 40-е годы, с началом Великой Отечественной войны. То, что произошло, вообще иначе как чудом назвать нельзя. По инициативе самого И.В. Сталина (который, кстати, сам обучался в семинарии в свои молодые годы) фактически была свёрнута антицерковная и антирелигиозная кампания.

Богослужение на Театральной площади показало, что символ ушедшей страны и воинствующего атеизма остался в далёком прошлом…

Кстати, уже 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе Москвы Митрополит Сергий отслужил молебен о даровании победы, после чего подобные молебствия стали совершаться во всех храмах Русской Церкви. Была организована широкая кампания по сбору средств, на которые были построены и переданы действующей армии танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья имени Александра Невского. Нынешний титул патриарха – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси – был утверждён также в этот период, а именно в сентябре 1943 года. Возрождение православной веры началось в последние полвека, и сейчас Православная церковь является религиозным и духовным оплотом на нашей земле.

* * *

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

С 1 февраля 2009 года Патриархом Московским и Всея Руси является Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев, д.р. 20 ноября 1946 года). Происхождением из традиционно православной семьи, свой путь в священстве он начал в 1969 году, когда митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом был пострижен в монашество с наречением нового имени. В дальнейшем:

1970 год – с отличием окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (диссертация на тему «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной церкви о её благодатном характере»);

1971 год – возведён в сан архимандрита, становится представителем Московского Патриархата при Всемирном соборе церквей в Женеве;

1974 год – становится ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии;

1976 год – возведён в сан епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии;

1977 год – возведён в сан архиепископа;

1978 год  – назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений;

1983 год – становится преподавателем в аспирантуре при Московской Духовной Академии;

1984 год – переведён из Ленинграда в Смоленскую епархию, получил титул архиепископа Смоленского и Вяземского (в 1989 году титул был сменён на «архиепископ Смоленский и Калининградский»); освобождён от должности ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии;

1989 год – был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности;

1990 год – председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии;

1991 год – возведён в сан митрополита;

1994 год – начал вести телевизионную программу «Слово пастыря» на Первом канале;

1995-2000 года – председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества; под его руководством разработаны «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятые в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором;

2008 год, 6 декабря – после смерти Патриарха Алексия II, Священным синодом был назначен Патриаршим Местоблюстителем (фактически – «исполняющим обязанности»);

2009 год, 27 января – Поместным собором РПЦ в Москве избран Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси. 1 февраля состоялась интронизация во время литургии в Храме Христа Спасителя.

* * *

Божественная литургия собрала людей, независимо от возраста, социального статуса и профессии

Хотя Патриарх Кирилл является сторонником централизации в церкви и укрепления позиций Москвы как «Третьего Рима» (в 2000-е годы в прессе его даже начали называть одним из лидеров «российской неоконсервативной мысли»), но его отношение к Украине особенно тёплое и положительное. В частности, он отмечает, что «…для Русской православной церкви Киев — это наш Константинополь со своей Святой Софией; это духовный центр и южная столица русского православия…». Хочу от себя добавить, что Киев, да и вообще украинская земля – это Малая Родина той самой Святой Руси. И да, хоть мы и считаемся светским государством, но нельзя не признать православную веру как один из главных движущих факторов нашей истории.

На Божественной литургии Патриарх говорил, в том числе и об уроках, которые мы выносим из нашей истории. В том числе и о горьких уроках.

«…Многие скорби произрастают от наших ошибок, от человеческого коварства, от недоразумений, просто от человеческой глупости. Но есть некий образ мыслей и некие действия, которые нельзя отнести не за счёт человеческой ошибки, не за счёт человеческой глупости, но можно отнести за счёт действия особой силы. И вот об этой особой, тёмной силе сегодня мы слышали в рядовом Евангельском чтении, которое по уставу полагается прочесть за Божественной Литургией в этот день…»

Далее была поведана известная многим библейская история о том, как Господь исцелил Гадаринского Бесноватого. Такими «бесами» Патриарх именовал неудержимые порочные страсти, овладевающие человеком. Так вот, этот самый Бесноватый был подобен зверю, ничего человеческого в нём с виду не было. Причём, по словам Патриарха, «…под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком совершенно респектабельным, образованным, воспитанным, но если его ум захвачен силой бесовской, то всё, что он делает и говорит, как бы это ни было привлекательно,
– это всё погибель людям…
» Действия Бесноватого всегда направлены на
разрушение, а не на созидание. Он, вдохновлённый смертью, разгневанный и дикий, как зверь, летящий быстрее пули сквозь огонь и дым. Исход в этом случае только один. Потому что Сатана, завладевший ним, как поднимет его ввысь (точнее, сделает видимость этого), так и швырнёт обратно на самое дно. Ибо право дано, а свобода нет.

«…И взмолились бесы, чтобы пощадил он их и дал возможность хоть куда-то и в кого-то вселиться. И Господь, видя пасущееся стадо свиней, разрешил им войти в свиней. И то стадо бросилось с крутизны в море и погибло… Он всем нам… показал этим страшным образом, что происходит с человеком, с природой, с миром, когда Дьявол начинает господствовать

…И мы знаем, как иногда миллионы, десятки миллионов людей и даже более оказывались в плену таких мыслей, которые, в конце концов, приводили людей к гибели. И ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми – перемолачивались человеческие судьбы и кровь лилась рекой. И никому в голову не приходило в той самой борьбе за идеи, что были предложены людям, спросить: «А не бесноватые ли это? Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море?» И только иногда, по прошествии многих лет, выйдя из некоего оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование…

Так было много раз в течение человеческой истории. В том числе и в нашем общем Отечестве. В том числе и в иных европейских странах. Никто не застрахован от того, что бес может войти в человека или в людей, и что у тех появится сила. Необходимо учить массы тому, что
в конце концов, превращает эти массы в свиное стадо, бросающееся с крутизны в море…
»

Раз уж речь зашла об истории и её политической составляющей, то насчёт нашего Отечества эти слова как никогда верны. Правда, проблема в том, что на такие грабли это самое Отечество наступает из раза в раз. Ведь сколько уже случалось, что Царь (Вождь, Президент, Диктатор, Гетман – нужное подчеркнуть) сначала восходит на свой трон с чистыми невинными глазами, свита восхищённо смотрит на него, народ прославляет его… Проходит время, коронованный Царь (изначально мёртвый душой и духом, кстати) толстеет и заплывает жиром, превращаясь в огромную уродливую жабу. Или… ту же самую свинью? Тут на ум приходит бессмертное оруэлловское произведение «Animal farm», где свиньи правили обществом остальных животных. Скорее всего, это были одни из выживших беснующихся свиней, которые не бросились с обрыва, а продолжили водить за собой массы слепых. А слепые, идущие за ними, сами в скором времени превращаются в свиней. Можно ещё напомнить, что у человека и свиньи почти идентичное (на 95%) ДНК. Так что Дьявол-искуситель, получается, явится не в образе какого-нибудь козлоногого рогача, но наверное в образе сытого жирного борова… А может быть, и наоборот – изящной хрюшки. Так и наше общество (не забываем про свиней!) раз в N-нное количество лет бросается от одного обрыва к другому. Некоторые даже падают и больше не возвращаются. Сколько нас там упало за 20 лет? Где-то так семь миллионов?..

Самое забавное то, что свиньям совершенно безразличны все идущие за ними и всё, что лично них самих не касается. Такая свинья, в общем-то, сдохнет или же окончательно разжиреет и лопнет от собственной ненасытности, забрызгав своими останками всё вокруг (обязательно с соответствующим запахом!). А те же подданные водрузят на трон новую свинью, и точно также будут прославлять её.

«…А как же уберечься? А как же под видом Ангела Света увидеть, что скрывается Дьявол? Какой ум нужно иметь, какую интуицию, какую проницательность? Да и хватит ли человеческого ума, интуиции и проницательности, чтобы обладать этим верным критерием, способным давать человеку возможность отличать Добро от Зла? Может ли быть человеческим это внутреннее мерило истины и правды?..»

Такое мерило, по моему скромному мнению, может быть и должно быть именно человеческим. Вряд ли Господь способен указать всем и каждому на истину и ложь, да ещё и разъяснить со всеми подробностями. Человек сам должен определять истину, исходя из своего сердца, разума, духа и Священного Писания. Здесь всё зависит от его сознательности, духовности, праведности и соблюдения морали. Как там говорил Апостол Павел в своём послании Галатам?…

«Если мы или даже ангел с неба станет благовествовать вам то, что мы не благовествовали вам – анафема да будет!» И буквально, через несколько строк снова говорит: «Как я вам уже говорил и снова говорю: если кто-то благовествует то, чему вы не научены – анафема!». Это двойная анафема и налагается в том числе и на всех бесноватых, где бы они не находились и чтобы они не творили, какое бы положение не занимали в обществе, в государстве и в церкви. И апостол говорит нам, что есть только один критерий, одно мерило истины, налагая который на все светские философии, на различного рода вероучения, можно сохранить истину…

…И многое человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать, как вести себя, внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков! Вот почему Господь и говорит: «Что врата Ада не одолеют Церковь», потому что силой Божией изгоняется сила бесовская. Силой Божией восполняется немощная сила человеческая, и верующий и преданный Богу человек обретает силу, становится непобедимым…»

Вообще, если мы будем говорить о «бесноватых», хоть политических, хоть религиозных, хоть социальных, всё начинается с поклонения выдуманным кумирам. Действительно, сначала в толпе слышится голос, вещающий якобы «истину», затем возникает жажда услышать его. По мнению слышащего, этот голос становится единственным, ведущим к заветной цели и счастливому бытию. Так собирается толпа, рядом собирается другая толпа, возле другого кумира, рядом – третья, четвёртая… Уместна цитата из Библии:

«…Затем дьявол ввёл людей в ещё большее заблуждение, и стали они изготовлять кумиры: одни — деревянные, другие — медные, третьи — мраморные, а некоторые — золотые и серебряные. И поклонялись им, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и закалывали их перед ними, и
была осквернена вся земля…
»

Лжец – кумир толпы убогих! Это просто шут, паяц, беснующийся над «своей» толпой. Ему достаточно лишь, чтобы ему верили всё больше людей. И неважно, что он врёт, ведь, как известно, чем наглее ложь, тем больше она похожа на правду. Поклоняться все должны именно ему, он нарёкся богом сам для себя, и он не говорит от имени Бога – он врёт от своего имени! Однако ни одна идеология не наполнится смыслом, если она построена на поклонении кумиру, и ни один кумир на своём энтузиазме, на своей горячности далеко не уедет. Рано или поздно он в своих речах где-нибудь да споткнётся, и вот тогда толпа его растопчет. Опять же, не потому, что он всё врал, а потому в их глазах он теперь стал самозванцем! И после этого преспокойно побегут к другому кумиру.

Патриарх также заметил, что «на протяжении всей истории… Какие только человеческие соблазны не запускали в оборот, чтобы сбить людей с толку, чтобы разрушить единство Церкви, чтобы посеять семена ереси, чтобы ослабить наследие Божье… Но нет ни одной ереси, которая бы победила! Нет ни одного раскола, который бы победил за всю двухтысячелетнюю историю Церкви!»

Раскол порождает хаос, разброд и шатание. Помним, что князь Владимир мечтал именно о единой вере, и по-другому быть не может! Но понятие раскола здесь относится не столько к событиям внутри Церкви на протяжении всей истории, сколько к самим людям. Заблудший душой и разумом человек по сути, сам не знает, чего хочет. Раскол уже произошёл внутри него, всякая последовательность в мыслях и действиях отсутствует напрочь, мировоззрение полно взаимоисключающих параграфов. Такой и поддаётся легче всего разным искушениям от беснующихся свиней. Причём сам человек может быть свято уверен в том, что идёт к свету, а на самом деле, на полном ходу мчится к краю пропасти. Ну, а рядом всегда следует какой-нибудь боров-Лжец (Лжепророк), обязательно несущий изо рта всякую ахинею с умным видом. И такой «проводник» может обещать, что принесёт что угодно и приведёт куда угодно. И действительно приводит – только человек не успевает опомниться, как летит с крутизны под смех своего кумира. А вообще, со стороны это выглядит, как будто кукловод тащит за собой своих марионеток на верёвках, а они рады и счастливы этому. «Brave new world», короче. «Молись кумиру, прославляй кумира… Радуйся свету, что мы несём… Святые, мы – отдельно, остальные – в пекло! Государство – это я!Государство – это мы!» И так далее. Главное – быть «за»! Так ведь ещё и тянут за собой в эту пропасть остальных. И плюются желчью направо и налево, по поводу и без повода… Сколько империй так уже отправилось в небытие? А если пересчитать всех людей? И всё из-за какого-то свинства!

Человек же сознательный и духовный, будь он даже просто мирским, не пойдёт за свинскими искушениями. Потому что знает цену всему этому, потому что может понимать истину (своим сердцем и душой, а не в смысле искать истину в вине и прочей дряни – это уже для заблудших), потому что силы его духа достаточно, чтобы справляться с жизненными трудностями и преградами. Хоть он человек маленький, но не пойдёт на поводу у бесноватых свиней. Потому что такой человек несёт в себе свой храм, Святую Русь, независимо от своего происхождения и статуса. Вера для него – это нечто большее. В конце концов, даже с Богом, каждый сам себе не только палач, но и лекарь. Ведь князь Владимир в итоге нашёл свою Святую Русь. Как насчёт вас?

«…Иногда даже искушённые люди в политике говорят: «Народ не обманешь!». Правильно, не обманешь! Не обманешь православный народ, который причащается святых Христовых Тайн, который хранит Веру Православную! …И происходит это не случайно, а потому, что по слову апостола Церковь хранит всё то, что получила от Христа Спасителя…»

* * *

«Мы совершаем Божественную Литургию здесь, в Луганске, на Донбасской земле, где люди потом, а иногда и кровью добывали и добывают хлеб себе, где хранят бережно Веру Православную. В этом месте и из этого места особым образом прирастает экономическая мощь Украины…»

Но глобальная история историей, политика – политикой, а самое главное – это народ. Народ, живущий на своей земле, любящий свою Родину. Эта Родина – Святая Русь, та земля, откуда пошла Святая Русь… Во время Божественной Литургии Патриарх отметил, что наша земля «…это то место, где ковалась и куётся экономическая мощь, работают люди-труженики, создаются материальные ценности, имеющие большое значение для жизни людей, общества и государства…»

Уже после литургии, возлагая цветы к могиле Неизвестного солдата, Патриарх говорил о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне и о том, что  этот подвиг бессмертен и его нельзя забывать. Да он никогда и не будет забыт. Пока есть люди, хранящие память о войне, никто
не забыт и ничто не забыто.

«Подвиг, который совершил наш народ, – это подвиг ни с чем несравнимый. И мы должны громко говорить об этом на весь мир. Мы спасли страну свою, но мы спасли и весь мир… А когда мы сталкиваемся с
безразличием, беспамятством, а иногда даже с осквернением памяти героев, когда правда о войне сопровождается ложью, когда героизм представляется как действие, результатом которого якобы стало что-то непоправимо плохое для народа – всё это требует отпора …Вы должны говорить правду о войне, о великом подвиге нашего народа…
»

Там же, был проведён обряд освящения строительства нового храма (в честь иконы Божьей Матери «Умиление», привезенной в дар из Москвы) на территории детской больницы. А потом Патриарх благословил молодожёнов, собравшихся возле памятного монумента 2000-летия Рождества Христова.

«Пусть ваши семейные отношения основываются на вечных ценностях, и обязательно храните веру в сердце. И когда наступят тяжелые моменты в личной жизни, молитесь за себя, свою супругу или супруга, чтобы Господь преклонил милость к вам и был вместе с вами и в радостях ваших, и в скорбях…»

А ещё он сказал им простые, но столь важные истины, что «неспособный жертвовать не способен любить…» и «если у мужа и жены существует взаимная отдача себя друг другу, это и есть любовь! Если вы пронесёте эту способность через всю свою жизнь, вы будете счастливы!»

* * *

Уезжая, Патриарх Кирилл подытожил свою встречу с паствой словами: «В первую очередь, я хотел бы сказать о вере местных жителей. Даже в то трудное время, когда здесь не хватало храмов, не было епархии, всегда вера православная жила в сердцах и умах людей и помогала в их жизни, труде, борьбе!

…Я хотел бы всем Вам, мои дорогие братья и сестры, от всего сердца пожелать хранить Веру Православную, хранить единство Матери-Церкви… Говорите слово Правды, учите молодежь, потому что ваше слово – это действительно слово правды и перед Богом, и перед людьми!

Держитесь истинной Веры Православной, воспитывайте в ней своих детей и внуков, распространяйте Свет Божественный вокруг себя. Чтобы изгонялось из рода человеческого всякое беснование, будь то интеллектуальное или же происходящее от злой воли человеческой, ибо там, где бес, там смерть! Там стадо, бросающееся с крутизны в море!

…Да хранит Господь каждого из вас! Да благословит Господь Церковь Православную в Украине, хранящую великие божественные предания по слову Апостола Павла! …Храните Веру Православную! Храните единство Церкви и милость Божия всегда будет с вами…»

Аминь!»

Андрей Шабанов.

Фоторепортаж  — Екатерина Насрединова.

http://www.facebook.com/media/set/?set=a.215973335131166.55618.100001555034594&l=5da0ec7251&type=1

При использовании информационных и фотоматериалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

 

One response to “Сердце Святой Руси в каждом из нас

  1. Сергей

    А Христос на ослике ездил.