«Ария»: Полёт арийского Феникса. Прошлое, настоящее, грядущее…

В рамках всеукраинского тура, 2 ноября 2011 года в Харькове группа «Ария» представила новый альбом «Феникс».

Осенью 2011 года легендарная металлическая группа «Ария» обрела новую жизнь с новым альбомом под названием «Феникс». Сбросив старые маски и стряхнув пепел после летней жары, Птица Феникс предстала в новом обличье. Любые внутренние перемены порождают внешнее действие, и это не оставляет равнодушным. Так и перемены в составе группы. История отныне была разбита небесными огнями на «было» и «больше нет». Но на самом деле, всё только начиналось. С этого года Птица Феникс обрела новый голос, а группа «Ария» своей музыкой предстала среди осенних красок в таком составе:

Михаил Житняков – вокал

Владимир Холстинин – гитара

Виталий Дубинин – бас

Сергей Попов – гитара

Максим Удалов – ударные

.

«Демон, или Орёл, хранящий бессмертья секрет!»

…Каждый взмах крыльев порождал движение вперёд. Птица летела и не смотрела вниз и по сторонам – только вверх, на те звёзды и кометы, блеску и яркости которых всегда стремилась подражать. Не раз взлетая до небес, взирая на золотые облака, не раз находясь на грани срыва, перед неблагополучными перспективами на живых и мёртвых примерах других. Но она живёт, и она жива благодаря прочному фундаменту изнутри и незримой поддержке извне. И вот, отправляясь в этот гастрольный тур, «Ария», расправив крылья, открывала новый путь в своей истории. Что бы там ни говорили, но название «Феникс» выбрано, наверное, не случайно.

Феникс, согласно древним мифам – это птица, обладающая способностью сгорать и возрождаться. Эта красивое и гордое крылатое создание с золотисто-красным оперением является символом Солнца (иногда даже символом Вселенной) и означает божественность царской власти, благородство и единственность в своём роде. Символизирует также кротость, поскольку никогда не ломает то, на что приземляется и не питается ничем живым, только росой. Имя Феникса также связывают с розами в райском саду. Раз в 500 лет, предвидя смерть, Феникс сжигает сам себя в гнезде, но затем через три дня восстаёт из пепла. Это – триумф вечной жизни, воскрешение, вера, победа над смертью. Это победа вопреки всем обстоятельствам.

«…Меня проклинали, смеялись в лицо, а старухи плевали мне вслед…» Потому что на протяжении всей, уже более чем четвертьвековой, истории у «Арии», помимо преданных поклонников, хватало и недоброжелателей. Таковые были и среди простых слушателей, и среди средств массовой информации, и среди так называемых «коллег» по музыкальному цеху. Для этого могла быть выбрана любая почва. Одни сначала презрительно называли «Арию» «филармонической группой». Другие говорили об «оторванность от жизни», т.е. отсутствии социальщины в текстах, про устарелось жанра, стилистические заимствования и тому подобное. Третьи упрекали, что «Ария» недостаточно жестка и угарна, а для четвёртых она наоборот была чуть ли не воплощением тёмных сил и её панически боялись. Внутренние перемены в группе только подогревали огонь извне. 1987, 1994, 2002 и вот теперь 2011 год.

Только где они все, кричавшие о забвении? Их почти не слышно, ибо сами они уже давно лежат в земле, не шелохнувшись ни разу, либо постепенно теряют голос, растворяются и уходят в небытие. «Ария» пережила не одно поколение музыки, не одну смену музыкальных эпох. Косые взгляды современности не хотят и не могут замечать лишь одного: если Феникс сгорит окончательно и безвозвратно, то дальше будет лишь пустота в чёрном квадрате реальности.

Реальность эта, увы, не блещет яркими красками. Где же все те, гремевшие металлом ещё 20-25 лет назад? Из более чем ста тяжёлых групп, встретивших начало 90-х, смогли выжить немногие – остальные распались. В их числе: «Тяжёлый день», «Металлакорд», «Консул», «Союз», «99%», «Магнит», «Фронт», «Железный поток», «Д.И.В.», «Shah», «Hellraiser»… Но даже те, кто выжили, потеряли большую часть своей популярности: «Чёрный кофе», «Август», «Саботаж», «Коррозия металла», «Легион». Активнее других проявляют себя и продолжают двигаться вперёд, но не могут похвастаться большими площадками «Мастер», «Маврин», «Чёрный обелиск», «Артерия». Групп, появившихся в 90-е, и имеющих популярность сейчас, очень немного: «Эпидемия», «Catharsis», «Театр теней». Что уж говорить про XXI век… Высокую планку сейчас держат те, кто не опускался – «Ария» и «Кипелов» (которого тоже продолжают ассоциировать с «Арией»).

Кстати, Феникса также считают покровителем юбилеев или больших временных циклов. Для Вселенной эти циклы измеряются тысячелетиями, для земной жизни – лишь годами. В прошлом 2010 году «Ария» отметила свой юбилей – 25 лет. Это немалый срок. Да, и вот так настали перемены в жизни группы. Простым людям свойственно отвергать переменчивость жизни, многочисленные циклы, падения и взлёты. Остальные же в порыве над разломом эпох продолжают двигаться вперёд, изменяя не только окружающий мир, но и самих себя тоже.

«Я помню всё, о чём мы мечтали…»

Продолжая двигаться вперёд, нельзя не оглянуться назад, а именно всего лишь на 5 лет. Перед нынешним концертом «Арии» время возвращает мысли в прошлое, на мгновения включая «свет былой любви…» Это всё для того, чтобы лучше понять настоящее. Как было, и как будет в дальнейшем.

15 ноября 2006 года, Дворец спорта. Четыре года тому назад «Ария» пережила раскол, в результате которого группу покинули Валерий Кипелов, Сергей Терентьев и Александр Манякин. Оставшимся под брендом «Арии» Владимиру Холстинину и Виталию Дубинину удалось провести серьёзную работу по обновлению состава группы. Новым гитаристом стал Сергей Попов (экс-«Мастер»), ударником – Максим Удалов, а вокалистом стал Артур Беркут. С тех пор уже много воды утекло, две группы («Ария» и «Кипелов») шли каждая своей дорогой и практически не пересекались. Но иногда они следовали одна за другой, и городу Харькову осенью 2006 года очень повезло с этим.

Группа «Ария», годом ранее отметившая своё 20-летие, теперь отправилась в тур по Украине с новым альбомом «Армагеддон», вышедшим в октябре 2006 года. Десятый студийный полноформатник «Арии» предстал перед поклонниками: снаружи – огненно-красной обложкой с ядерным взрывом, а изнутри – десятью боевыми треками, целиком и полностью насыщенных исторической и военной тематикой, причём связанной с различными эпохами, землями и персонажами.

Этот концерт, как и предшествовавшие ему, состоялся во Дворце спорта. Публика, ещё не до конца переварившая аншлаговый концерт «Кипелова» (20 октября), вновь заполонила зал. Интерес подогревала, прежде всего, новая программа, пятью днями ранее представленная на концерте в Москве (впоследствии он был выпущен на DVD под названием «Пляска ада»). И надо сказать, что на харьковском концерте «Ария» зажгла не меньше, чем на московском. Если говорить подробнее, то концертная программа включала в себя семь песен с «Армагеддона» и четыре – с «Крещения огнём», что составляло почти две трети всего сет-листа. Артур Беркут был весьма красноречив и очень по-особенному представлял каждую песню. Также поклонники получили возможность услышать песню «Там высоко» в оригинальной «клавишной» аранжировке, исполняемую Беркутом сольно, без какого-либо внешнего сопровождения, кроме оваций, разумеется.

23 ноября 2007 года, Дворец спорта. До сих пор неизвестно почему, но именно этот концерт «Арии» притягивал к себе как никогда сильно и оставил наиболее яркие воспоминания. Он был по-своему знаковым, т.к. был посвящён 20-летию культового альбома «Герой асфальта», песни с которого более чем достойно прошли испытание временем. Кстати, реклама концерта по нескольку раз в день показывалась харьковскими телеканалами.

И вновь – Дворец спорта, пасмурным пятничным вечером, после тяжёлой рабочей недели… И вновь – всё та же «Ария»! «А теперь, – произнёс Беркут в начале, – раскачаем… этот… мир!» Мир, как и внутреннее содержимое зала в несколько тысяч металлических душ, раскачивался по нарастающей. Сюрпризами первого отделения стало трио песен «Антихрист», «Волонтёр» и «Обман», сыгранных подряд одна за другой (под конец восторгам не было предела, а щиты, покрывавшие пол зала, казалось, скоро треснут под напором бешеной энергетики), а также эпическая «Игра с огнём», в которой Беркут спел партии скрипача Паганини и Дьявола в разном одеянии.

Второе отделение началось с песен бессмертного альбома. «В этом году, – продолжал Беркут, – исполняется 20 лет альбому «Герой асфальта». Нам нравятся все песни с этого альбома, и мы решили сыграть их в одном концерте. Так что, с Днём Рождения…, Герой асфальта!!!» Всё дальнейшее продолжалось на одном дыхании. Концерт завершился песней «Колизей», и для Беркута это тоже был маленький юбилей – пять лет назад она стала первой песней, записанной им в «Арии». А уже после выхода из помещения поклонники шли по направлению к метро целой колонной и пели хором «Волю и разум». А это значит, что концерт удался.

***

Дальнейшие события к Харькову не относились, но вызвали большой резонанс в металлической среде. Ещё был свежим в памяти 2002 год, когда «Ария» раскололась надвое, и это серьёзно разбило её аудиторию со всеми вытекающими (и не всегда хорошо звучащими и пахнущими) последствиями. За это время нынешние и бывшие арийцы не общались и не виделись друг с другом. Но 2007 год обещал перемены. Сначала появилась новость о том, что Валерий Кипелов и Артур Беркут оба участвуют в записи проекта «Династия посвящённых» (проект Маргариты Пушкиной). Как оказалось, они не только участвовали, но и записали дуэтом лирическую песню «Никто», повествующую о некоем разрыве (или расколе?) в отношениях и воспоминания о прошлых днях. Символично, но текст для этой песни был написан в 2002 году, и даже опубликован Маргаритой Пушкиной в книге «Ария Маргариты» под коротким названием «Романс №2». Это стало знаковым событием, пусть и не относящимся напрямую к «Арии».

«Ну неужели?.. Неужели теперь всё в порядке?» – надеялись поклонники, с трепетом на душе. И вскоре последовал положительный ответ – афиша московского концерта, анонсированного на 3 апреля 2008 года в «Лужниках». Надпись гласила: «Сенсация 2008 года!!! АРИЯ. Заключительный концерт тура «Герой асфальта: 20 лет». Принимают участие: ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ и СЕРГЕЙ МАВРИН»! Таким образом, 3 апреля в отечественном «металлическом» календаре стало красным днём. Эмоции после этого концерта не стихали ещё очень долго, металлические сайты и форумы падали один за другим от нашествия слушателей, а любительские видео в интернете были засмотрены до дыр. Второй акт совместного выступления состоялся в Питере 8 ноября, там же был презентован официальный DVD с московского концерта. Страсти улеглись, былые интернетовские войны между поклонниками медленно угасали…

«Бой продолжается!»

14 ноября 2008 года, концертный зал «Украина». Наступивший в 2008 году кризис серьёзно ударил, помимо финансовой и экономической сферы, также по музыкальной индустрии. Продажи билетов резко упали, цены возросли, в большие площадки теперь никто не хотел вкладываться. Таким образом, во время очередного визита в Харьков, «Ария» вынуждена была перебираться из просторного Дворца спорта в гораздо меньший, но уютный концертный зал «Украина», который, помимо прочего, выделяется хорошим звуком среди других площадок в городе. «Ария» выступала в этом зале ещё в 90-е, о чём свидетельствуют сохранившиеся любительские записи 1995 и 1998 годов.

Накануне концертного сезона здесь был проведен обширный ремонт, и теперь зал встретил поклонников обновлённым интерьером и… уже подзабытыми сидячими местами. К счастью, на таком концерте сидеть почти никто и не думал, поэтому всё прошло как обычно. Арийцам, правда, поначалу было непривычно чувствовать себя на этой сцене, но затем всё вошло в нужный ритм, а привычный обмен энергией, вызываемый Беркутом, проходил даже с дальними и боковыми рядами, поверх партера.

Новый материал у «Арии» был ещё в зачаточном состоянии, поэтому концерт посвятили раритетным песням. Так, прозвучали давно не исполнявшиеся «Беги за солнцем», «Искушение», «Палач», «Дух войны» и другие. Впервые за арийскую историю была сыграна песня «Не хочешь – не верь мне!», с которой Беркут справился отлично. Завершили выступление традиционной для 90-х арийской «закрывашкой» – «Дай жару!». Дав жару в Харькове, «Ария» продолжила свой гастрольный тур.

4 ноября 2009 года, концертный зал «Украина». Помимо кризисов, на пути музыкантов также встают и другие, более экзотические препятствия. Осенью 2009 года Украина переживала период эпидемии гриппа A/H1N1 (в народе прозванным «свинячьим»). Несмотря на заболеваемость ниже эпидпорога, по распоряжению властей были запрещены все массовые мероприятия в стране и закрыты на карантин большинство учреждений. С таким арийцы ещё не сталкивались.

«Звонит организатор, говорит: тур отменяется, – вспоминал потом Виталий Дубинин. – Затем через пару часов звонит: нет, всё будет. Потом опять…» Но тур, символично названный «Бой продолжается!», состоялся вопреки всем неприятностям. В этот раз «Ария» неофициально посвятила концерт 20-летию ещё одного культового альбома, «Игра с огнём» (в программу включили пять песен из семи). Помимо традиционной экипировки, поклонникам также потребовалось хорошее здоровье и наличие марлевой повязки у каждого. Правда, насчёт последнего никто особо не волновался, и большинство просто держали повязки в кармане. На всякий случай.

Как бы иронизируя над властьимущими, арийцы открыли концерт песней «Что вы сделали с вашей мечтой?». Далее пошла звучать классика арийского репертуара. Что примечательно, концерт 2009 года, в отличие от прошлых, состоял не из двух, а из трёх отделений. Самым интересным было второе – полностью акустическое. «Акустика позволяет лучше прочувствовать песню, – заметил Беркут». Так были сыграны «Крещение огнём», «Осколок льда» и «Беспечный ангел». Подарком для слушателей стала песня «Там высоко», как и три года назад, исполненная Беркутом на синтезаторе. «Вообще-то, – усмехнулся Беркут, – изначально песня была написана для рояля, но вы же понимаете, с роялем в транспорт не пустят!» Во время исполнения этой песни он стоял на сцене в затемнённом зале, освещённый лучом синего света. Кто-то затаил дыхание, кто-то подпевал, а в финале раздались бурные аплодисменты всех более чем полутора тысяч присутствующих.

Как и в прошлый раз, концерт с сидячими местами превратился в стоячий. Причём, учитывая происходящие вокруг события, это было особенное мероприятие. Отрыв был, честное слово, как последний раз в жизни. Плевать, что грипп, карантин, суета где-то сверху… Вот сегодня концерт, а завтра – пусть хоть конец света! Зато мы были на «Арии»!

«Песню «Бой продолжается!» мы посвящаем борьбе со свинячьим гриппом!» – как всегда торжественно произнёс Беркут. Это было уже под занавес концерта. Выйдя на бис, арийцы сыграли «Улицу роз», а закончилось всё снова песней «Дай жару!». Дальше уже была традиционная кода «Мания величия», под которую музыканты обычно прощаются со своими поклонниками и едут дальше по городам и весям. После украинского тура «Ария» выложила на своём сайте множество видеоотчётов, на которых они запечатлели наиболее интересные и забавные моменты во время гастролей.

***

Во второй половине 2010 года «Ария» на время отложила гастрольную жизнь и занялась подготовкой к празднованию своего 25-летия. Это грандиозное мероприятие по своему масштабу должно было превзойти и в итоге превзошло 20-летие. Во-первых, потому что концерты состоялись в трёх городах подряд: Санкт-Петербурге (20 ноября), Москве (27 ноября) и Екатеринбурге (11 декабря). Во-вторых, московский концерт проходил в СК «Олимпийский», впервые в истории группы. И в-третьих, само мероприятие представляло собой своеобразный фестиваль, на котором собрались все группы из так называемой «семейки Арии»: помимо самих виновников торжества, присутствовали «Кипелов», «Мастер», «Артерия» и «Маврин», сыгравшие в том числе песни, написанными их лидерами (Валерий Кипелов, Алик Грановский, Сергей Терентьев, Сергей Маврин) ещё в «Арии». Также Артур Беркут исполнил свою коронную песню «Там высоко» в паре с Натальей О’Шей (в музыкальных кругах известной как Хелависа, солистка фолк-роковой группы «Мельница»). Он играл на синтезаторе, а она – на арфе, и это создавало очень красивое и гармоничное звучание, в сочетании с переплетениями голосов. Валерий Кипелов исполнил «классическую» часть арийского сета, и это как всегда вызвало восторг публики. Песни «Замкнутый круг» и заключительная «Дай жару!» были спеты им в дуэте с Беркутом. Окончание концерта отметилось большим поклоном всех музыкантов, подаривших своим слушателям этот праздник, и драйвовой песней «День рожденья» («Пусть бегут неуклюже…») в утяжелённой обработке. «К сожаленью, день рожденья только раз в году…» Но понятно, что ария не спета до конца, и всё продолжится. И точно никогда не забудется. А чтобы уж наверняка не забылось, силами наиболее инициативных и активных поклонников был выпущен «народный» DVD с московского концерта, составленный из любительских и полупрофессиональных записей.

25-летие «Арии» праздновали не только сами арийцы и их поклонники, но и другие музыканты. Киевская симфо-роковая группа «Symfomania» выпустила альбом-трибьют, состоящий из инструментальных каверов на арийскую классику. Также осенью состоялся релиз двойного альбома «Tribute to ARIA XXV», на котором молодые коллективы сыграли собственные версии арийских песен. Наибольшее число положительных отзывов получили две из них. Первой была «Игра с огнём», исполненная группой «Эпидемия». Для вокалиста Максима Самосвата это была последняя работа в составе группы, т.к. несколько раньше он принял решение начать сольную карьеру. Кавер получился оригинальным, голос Самосвата даже не все сразу узнали – настолько непривычно он звучал по сравнению с остальным репертуаром Эпи. Позже сам Максим признавался, что в этой песне прыгнул просто выше головы, чего и сам от себя не ожидал.

Факт записи второй песни был ещё более интригующим. Это была песня «Вулкан», написанная ещё в 1985 году, на заре существования группы «Ария», но не вошедшая ни в один релиз. Сохранилась лишь концертная запись 1986 года из Ставрополя, притом не лучшего качества. И вот, группа «Гран-КуражЪ» из подмосковного города Бронницы, взялась за эту работу. Музыка была написана фактически заново, изменена аранжировка. Вокалисту группы Михаилу Житнякову удалось ярко и эмоционально передать эту песню. Примечательно, что и «Эпидемия», и «Гран-КуражЪ» завершали каждый диск трибьюта, как бы подводя итог под всеми молодыми группами и ставя себя на голову выше их. И если «Эпидемия» уже давно была признана едва ли не третьей метал-группой в стране, то «Гран-КуражЪ» ещё только укреплял свои позиции, но уверенно двигался по восходящей.

А тем временем, «Ария» сообщила, что готовит к выпуску в 2011 году свой новый, уже одиннадцатый по счёту альбом. Официально он ещё не имел названия, а поклонники могли услышать лишь небольшие отрывки с репетиций, выложенные в интернете. Но название одной из песен было уже известно – «Бои без правил». Всего же песен на альбоме предполагалось то ли одиннадцать, то ли тринадцать, что сделало бы его самым продолжительным в дискографии группы. Все были в ожидании…

«Что дальше будет – неизвестно… хотя нетрудно предсказать…»

Металлисты легко запоминают даты, привязывая их к событиям в мире своей любимой музыки. 27 июня 2011 года для поклонников «Арии» началось с обычного утреннего посещения металлических сайтов и форумов. Не требовалось много усилий ввести в адресной строке название сайта и ждать. Но… Сердце замерло. Глубокий вдох, блеск в глазах… «Артур Беркут покидает группу «Ария», «Прекращение совместной деятельности», «Ария приняла решение расстаться с Беркутом», «Последние концерты с Беркутом состоятся в июле-августе»… Вот такими новостными заголовками начался тот день. И первый же мысленный вопрос: «КТО?»

Следующие месяцы прошли в ожиданиях и горячих спорах. И почти никто не мог поверить, что в истории «Арии» вот-вот начнётся новый этап. А каким будет этот этап? Скорее, коробила сама неизвестность того, что ожидается в ближайшем будущем. На протяжении истории группы каждый её последующий состав был более стабилен, чем предыдущий. Это нетрудно проверить, подсчитав по годам. И с утра до вечера всех волновал один и тот же вопрос: «Кто будет вокалистом «Арии»?

Одни приводили в пример группы «Iron Maiden» и «Judas Priest», которые считались главными «кумирами» для арийских музыкантов. Дескать, Диккинсон ушёл, Хэлфорд ушёл, без них группы записали по два альбома. А затем и тот, и другой вернулись. Значит… Но Валерий Кипелов сразу же дал опровержение, которому, впрочем, не все поверили. Другие вспомнили Михаила Серышева, певшего в «Мастере» в 1987-1999 годах, а сейчас выступающего в Большом Театре и «Геликон-Опере». Но этот вариант казался совсем уж неосуществимым. Не было никаких реальных предпосылок для возращения Серышева в металлическую среду, но часть поклонников продолжала надеяться. Также взоры обращались на молодое поколение. Некоторые поклонники твердили, что новым вокалистом «Арии» станет Максим Самосват. Другие говорили про Андрея Лефлера, одно время певшего в группе Сергея Маврина. Нашлись и те, кто вспомнили Михаила Житнякова, того самого, исполнившего «Вулкан». Кто-то вообще говорил о молодом неизвестном даровании, которого ранее никто не слышал.

«Ария» тем временем продолжала колесить по фестивалям и концертам. По самим музыкантам нельзя было сказать, что в группе что-то не в порядке. Наоборот, они выглядели очень бодрыми, продолжали общаться между собой. Но, увы, непреодолимые внутренние творческие противоречия и разногласия (о которых Беркут и остальные арийцы поведали уже после расставания), не могли остановить начавшийся процесс. И вот, сначала «Нашествие», транслировавшееся в прямом эфире по интернету. Затем – Дальний Восток. Завершилось всё мини-туром, названном фанами «Эхо Судного дня» (вспоминая 2002 год). Концерт в Москве прошёл 26 августа в ДК МАИ, последний концерт этого состава «Арии» состоялся 31 августа в Рязани, после чего наступила полоса неизвестности и ещё более напряжённого ожидания. Виталий Дубинин попытался немного прояснить ситуацию:

«Все вокальные партии будут записаны с новым вокалистом. Мы не делаем из этого какой-то тайны или секрета. Во-первых, у нас до 31 августа работает Артур Беркут и мы считаем неэтичным называть имя вокалиста до того момента, пока работает Артур. Называя имя нового вокалиста, неплохо было бы, как мне кажется, показать материал лицом. То есть когда у нас будет на руках сведённый материал, из которого что-то можно будет отдать на радио или выложить в Интернет одновременно… Когда у нас будет такая песня, тогда мы и представим вокалиста…»

Круг претендентов постепенно сужался. «Кто бы это ни был, у него должны быть железная выдержка и очень крепкие нервы», – как-то заметил Александр Плюснин, вокалист украинской группы «Крылья». Максим Самосват, после многочисленных обращений к нему поклонников и поклонниц, дал опровержение, причём в весьма резкой и категоричной форме (но ему всё равно не поверили). Андрей Лефлер намекнул насчёт своей «юности» по сравнению с арийцами и сказал, что не представляет себя в роли вокалиста «Арии». Андрей Храмов, Алексей Булгаков, Андрей Лобашёв и менее известные музыканты были в недоумении и просто пожимали плечами. И всё больше все говорили про Михаила Житнякова. Помимо уже упоминавшегося «Вулкана», слушали альбомы «Гран-КуражЪ», песни «В небе» и «Цветок майорана», спетые Михаилом в рамках проекта Маргариты Пушкиной «Династия посвящённых». Вспомнили даже о том, что Виталий Дубинин был на одном «куражевском» концерте ещё в 2009 году. Наконец, некоторые музыканты, бывшие в курсе событий, чуть ли не прямым текстом говорили об этом, но делали это в деликатной и этичной форме, в виде намёков.

Полоса ожидания не тянулась долго. Уже 7 сентября на сайте «Арии» появилась новость о том, что грядущий альбом получит название «Феникс» и будет содержать в себе 10 песен. А новая страница в истории группы должна была открыться 16 сентября 2011 года. В то утро на «Нашем радио» был намечен эфир, во время которого и должны были представить публике вокалиста «Арии».

***

Итак, 16 сентября, программа «Наше утро». Поклонники прильнули всеми сущностями к динамикам радиоприёмников и компьютеров. Вот объявляют о том, что сейчас прозвучит новая песня «Арии» – «Бои без правил». Вступление… Ну, а дальше можно больше ни в чём не сомневаться и ничего не гадать. Встречайте, вокалист «Арии» – Михаил Житняков!

Михаил Житняков — вокалист группы «Ария»

Михаил Житняков родился в 1979 году, в подмосковном пос. Константиново Раменского района. Музыкальную деятельность он начал в 15 лет, когда стал участником вокально-инструментального ансамбля «Искра» при местном ДК. Именно там Михаил впервые познакомился с творчеством группы «Ария», первым прослушанным им альбомом стала пластинка «2000 и одна ночь». Яркие инструментальные партии «арийцев», красивые мелодии, пронзительный вокал и поэтичные тексты настолько запали в душу Михаилу, что он предложил руководителю ансамбля дополнить эстрадный репертуар ВИА композициями «Арии».

В 2004 году Михаил Житняков становится вокалистом бронницкой группы «Гран-КуражЪ», в составе которой записывает три полноформатных альбома (в настоящее время, последний альбом только готовится к выходу) и макси-сингл. Также группа запомнилась поклонникам металла своим кавером на арийскую песню «Вулкан», записанную для трибьюта. В 2009 году Михаилу поступило предложение от Маргариты Пушкиной принять участие в её проекте «Династия посвящённых» (как уже упоминалось, им было записано две песни). Там же произошло знакомство Михаила с Виталием Дубининым, который обратил внимание на перспективного молодого вокалиста.

Когда же арийцы расстались с Артуром Беркутом, то Михаил Житняков стал первым, чью кандидатуру Дубинин вынес на обсуждение. Впоследствии он даже говорил о том, что никакого кастинга по сути и не было, решение об утверждении Житнякова было принято быстро и оперативно, и практически сразу же началась запись вокала к новому альбому.

Во время радиоэфира 16 сентября, Михаил также исполнил песню «Штиль» под акустическое сопровождение. Записи «Бои без правил» и «Штиль» с его вокалом мгновенно разлетелись по интернету, породив новую волну обсуждений. А вот вопрос о дальнейшей судьбе группы «Гран-КуражЪ» пока остаётся открытым.

То, что Михаил Житняков – вокалист «Арии», не стало неожиданностью для многих поклонников. За время летних споров большинство уже пришло к такому выводу. Неожиданностью стало другое. «2002 год, 2002 год… Что будет?» – постоянно вертелось в голове. Но повторения 2002 года не настало. Первая волна была даже слишком положительной, чтобы впоследствии смог громко развернуться негатив. Да, его голос не напоминал нам об «Арии», которую мы слышали последние 9 лет. Но он напоминал об «Арии», которую мы слышали… в уже далёкие 80-е! Ощущение было такое, что наступает волна ностальгии. К тому же, песня «Бои без правил» была записана именно в стиле британского хэви-метала 80-х годов. Но оставались ещё вопросы: когда именно выйдет альбом и чего в целом можно ожидать?

«Какая жизнь – такие песни…»

Одиннадцатый студийный альбом «Арии» под названием «Феникс» был издан на лейбле «Союз». Датой официального релиза было названо 5 октября, предварительный релиз должен был состояться 2 октября на автограф-сессии в «МузТорге». Но уже 28 сентября «Наше радио» разместило у себя на сайте трёхминутные фрагменты всех десяти песен для ознакомительного прослушивания. И уже по этим фрагментам поклонники бросились вовсю составлять мнение об альбоме! То, что было представлено, разумеется, никак не могло дать полной картины, но позволяло говорить уже о первоначальных ощущениях. Когда же альбом вышел официально, и оказался в плеерах у слушателей, тогда, похоже, многие вынесли для себя окончательный вердикт. Фраза «Мы будем слушать «Арию» с Житняковым!» девизом разошлась по интернету, ещё больше смущая и вгоняя в краску разного рода скептиков. Ну что ж, сказанная кем-то в прошлом году шутка, что, в качестве главного приза, лучший вокалист трибьюта запишет альбом с «Арией», оказалась совсем не шуткой.

Ария – «Феникс» (2011)

01 – Чёрный квадрат (Дубинин – Пушкина)

02 – Равновесие сил (Дубинин – Пушкина)

03 – История одного убийцы (Дубинин – Пушкина)

04 – Чёрная легенда (Холстинин – Лобанов)

05 – Бои без правил (Дубинин – Пушкина)

06 – Феникс (Дубинин – Пушкина)

07 – Симфония огня (Холстинин – Лобанов)

08 – Аттила (Попов – Пушкина)

09 – Дальний свет (Холстинин – Лобанов)

10 – Реквием (Дубинин – Пушкина)

Изначально заявлялось о тринадцати композициях, но впоследствии выяснилось, что одна из них принадлежала Артуру Беркуту (позже она вышла под названием «Орёл» на его сольном мини-альбоме), а к двум другим ещё не были написаны тексты. Владимир Холстинин как-то упомянул, что они хотели записать всё-таки 11 песен, и символично назначить выход одиннадцатого альбома на 11 ноября 2011 года, но от этой затеи отказались, т.к. в текущей ситуации нельзя было затягивать с релизом.

Запись альбома происходила на студии «Ария Рекордс» (звукоинженером был Максим Удалов), а вот сводили материал уже в Дании, на студии «Jailhouse Studio». Сведением и мастерингом занимался известный саунд-продюсер Томми Хансен. Кстати, четырьмя годами ранее к нему уже обращался Валерий Кипелов для сведения своего альбома «Реки времён» (переиздания 2007 года), а позже – сингла «На грани». Поддержку в выпуске альбома арийцам традиционно оказали Сергей Шуняев и Виктор Троегубов. Обложку рисовал всё тот же Лео Хао, и на этой обложке он изобразил свою любимую арийскую химеру по кличке Жорик, вырывающуюся из пламени и рвущуюся из пепла в небеса.

Итак, на альбоме «Феникс» представлено 10 песен совершенно разного рода и содержания, но выдержанных в чисто арийском духе. Тексты к песням написали Маргарита Пушкина (на песни Дубинина и Попова) и Игорь Лобанов (на песни Холстинина). Накануне релиза музыканты и текстовики поделились мнением о своих «детищах» (http://www.aria.ru/action). Открывает альбом бодрая композиция под названием «Чёрный квадрат», по тематике продолжающая старую «Что вы сделали с вашей мечтой?», но уже о современном поколении, разочаровавшемся в окружающей действительности и перспективах. Чёрный квадрат как бездонная дыра – символ бесконечной темноты, а возможно, это и просто экран телевизора, в который обыватель смотрит ежедневно. Далее следует «Равновесие сил», в которой Пушкина затронула булгаковскую истину «Что бы делало Добро, если бы не существовало Зла?». Особенно цепляет фраза «Без грязи и порока не понять любви!», однако, по моему мнению, для полноты картины следует ещё услышать концертное исполнение этой песни.

Третья песня, «История одного убийцы» пришлась по вкусу многим «арийкам», т.к. её сюжет был написан по мотивам романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», недавно экранизированного. Судьба маньяка, одержимого идеей синтезировать идеальный запах, раскрыта в этой песне Маргаритой Пушкиной: «С дубининской музыкой пришло ощущение летнего грязного Парижа, рыбьего рынка, словно слышались крадущиеся шаги будущего убийцы-изгоя… Да, определяющую роль сыграла музыка!» В шесть с половиной минут полную биографию героя вместить всё равно не получилось, но то, что представлено в песне, отлично наполняет её музыкальную составляющую. Многим понравился переход от медленной части к динамичной, и надрывные строки «Страсть, дремавшую в невинности…», «И словно ангел, засиял…», «И обезумев от любви, его на части рвёт толпа!»

Четвёртая песня называется «Чёрная легенда» и повествует нам об испанской инквизиции. Автор музыки – Владимир Холстинин – рассказывал, что на эту песню его вдохновила поездка в Испанию и чтение книг на соответствующую тему. Песня получилась одной из самых длинных в арийском репертуаре – на восемь минут, и состоит из нескольких частей. На протяжении песни звучит акустическая гитара, слышны мотивы фламенко, к середине разворачивающиеся в полную силу (уже после процесса казни по тексту) и переходящие в мощный и динамичный финал: «И запылает небо новым огнём!..»

Следующая песня была записана и представлена на суд публики самой первой – это, конечно же, «Бои без правил». Как уже упоминалось, музыка выдержана в духе быстрого олдскульного хэви, а текст Пушкина писала, вдохновляясь фильмом «Рестлер» (с Микки Рурком в главной роли) и книгой Чака Паланика «Бойцовский клуб». Виталий Дубинин так высказался об этой песне: «Хочешь найти себе место в жизни — «убей свой страх, дерись, как лев, храни в себе голодный гнев, пока ты жив, никто не справится с тобой!» Так что, песня про всех нас…»

Песня номер шесть является заглавной для всего альбома. Когда альбом и песню представили как «Феникс», многие подумали, что такой выбор связан с новым этапом в жизни группы. На самом деле, песня была сочинена ещё зимой 2011 года, а название Дубинин и Холстинин выбрали, вспоминая альбом 1972 года группы «Grand Funk Railroad», песнями которой они заслушивались в свои институтские годы. Сама же песня получилась очень лёгкая, не напрягающая, в меру динамичная. По-своему красивы и достаточно атмосферны «космическое» отступление в середине песни и её финал.

Одна из любимых тем Холстинина – антиутопия – раскрыта в его песне под названием «Симфония огня». Размеренное вступление и дальнейшее развитие напоминает арийскую песню «Волонтёр». Текст был написан по мотивам романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», повествование ведётся от лица главного героя. Некоторым слушателям показались несуразными фразы «Число четыре-пять-один…», «Шипит змеёй мой огнемёт, бьются крыльями страницы…», но это уже, как говорится, дело вкуса. По крайней мере, фрагмент текста из книги был процитирован почти дословно.

Не могла «Ария» отойти и от исторических событий. Сначала планировалось написать песню (вместо «Феникса») про Крымскую войну (наш ответ «Iron Maiden», так сказать), но в итоге «экскурс в историю» оказался всего один, если не считать уже упоминавшуюся «Чёрную легенду». Его автором стал Сергей Попов. Восьмиминутная композиция «Аттила» посвящена знаменитому гуннскому вождю, «Бичу Божьему», терроризировавшему Европу в раннем Средневековье, и его нелепой смерти на праздничном пиру. Маргарита Пушкина взяла за основу поэму Дмитрий Кедрина «Свадьба». Кстати, авторство музыки сразу дало о себе знать: медленное вступление, очень жёсткое продолжение, а в середине и конце самая вкусная часть – трэшевый проигрыш и соло. Ведь Сергей Попов целых 10 лет рубил трэш-метал в группе «Мастер» (в её «золотом» составе).

И вот мы постепенно подходим к завершению альбома. Звучат первые аккорды песни «Дальний свет». О чём она? Да о том, что иногда хочется уйти, оторваться от бренного мира, и на полном газу устремиться вдаль, за горизонт. А ещё лучше – ночью, когда виден дальний свет, а пламя от сгоревших мостов озаряет небо. Сама песня так и выдержана, в чисто дорожном стиле, размеренная и в то же время целеустремлённая. Вновь мы слышим старый добрый хэви 80-х в духе тех же «Judas Priest». Но вот герой останавливается, смотрит на небо и думает: «А что же будет после нас? Вот уйдём, и кто придёт нам на смену?» Это тема закрывающей песни под названием «Реквием». Единственная медленная вещь на альбоме, это не любовная баллада, которыми прославилась «Ария» в конце девяностых и начале нулевых. Это просто «грустная песня об ушедших и уходящих близких людях». Главным инструментом здесь выступает фортепиано, а для гитары отведено только соло. Кого-то песня пробивает на скупую слезу, кого-то – нет. Но когда начинаешь представлять, что вот однажды то, что мы сейчас слушаем и от чего фанатеем, исчезнет, становится не по себе… А вот что говорит по этому поводу Маргарита Пушкина:

«За последние несколько лет слишком много потерь, слишком много не сыгранной музыки. Хотя песня пронзительно печальна, в припеве все-таки есть выход к свету – если что-то заканчивается, то, обязательно другое, новое, зарождается, появляется в глубинах Вселенной…»

А ведь да, в конце звучит фраза «На землю мы ещё вернёмся, когда устанем от небес…» И с финальными аккордами поднимаешь голову и смотришь вверх, на звёздное небо…

Что касается музыкальной составляющей в целом, хочется отметить верность «Арии» своей традиции играть хэви-метал, но в то же время альбом не похож на предыдущие. Вернее, он как бы понемногу собирает в себе дух альбомов, записанных в конце 80-х и на протяжении 90-х. Группа словно отрекается от целого десятилетия стилистических скитаний, тем более не желает обогащаться какими-то модерновыми фишками и преспокойно возвращается к старому доброму стилю. Томми Хансен обеспечил саунд по принципу «привет, молодость!» и сам альбом зазвучал как будто релизы середины-конца 80-х. По совету того же Хансена, вокал на записи был выведен поверх инструментала, в эстрадном стиле. «Ария» снова, как и на своих классических альбомах сделала упор на распевность, сочетающуюся с мелодичностью музыки. А насчёт того, как это было и будет принято… Хочется сказать, в конце концов, прошло ведь всего ничего, а отзывы об альбоме в основном положительные. И какое место займёт «Феникс» в душах, умах и рейтингах поклонников – рассудит время.

«Пробил час – не остановишь нас!»

Ещё до представления публике Михаила Житнякова, «Ария» объявила о предстоящем туре на октябрь-декабрь 2011 года, который должен был пройти более чем по 30 городам России, Украины и Казахстана. Первый бой – он трудный самый, а для Житнякова тем более, ведь это был гастрольный дебют для него.

Первый концерт состоялся 15 октября в Саранске. По словам самих музыкантов, с одной стороны, всё шло по плану – саундчек, ожидание концерта в гримёрке, но с другой стороны – все волновались, как публика примет Михаила, как он справится с волнением. Заиграло вступление… «Феникс» готов к взлёту! И полетел… Дебют прошёл очень успешно, а любительские видео с концерта в ту же ночь смогли посмотреть в интернете страждущие поклонники из других городов. Затем по расписанию были: Пенза, Арзамас, Владимир, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Киров… Постепенно возрождённая из пепла «Ария» начала всё более чётко формировать саму себя и всё более уверенно шагать по просторам страны в своих гастрольных буднях.

А следом – украинский тур. В Украине «Арию» ждали уже два года, всё ещё помня о тех «гриппозных» гастролях. Но чувствовалось, что в этот раз всё будет по-другому, и уже множество раз просмотренные видеоролики указывали на то, что мы увидим и услышим совершенно другую «Арию». Совершенно другую, но оттого не менее долгожданную и желанную. Украинский тур был рассчитан на 14 городов, и к нашему восторгу, самым первым городом в этом списке значился Харьков. А это означает, что именно здесь Житняков впервые даст свой концерт на украинской земле.

Концерт в Харькове был назначен на 2 ноября. «Арию», как и раньше, принял под своим белым сводом концертный зал «Украина». И вот, традиционно к семи вечера его двери гостеприимно открылись и впустили поклонников «Арии» внутрь. Уже не было ощущения какой-то неизвестности и неопределённости, исчезло волнение. Публика спокойно заходила и занимала свои места, но по лицам было заметно, что проводить концерт сидя никто из них и не собирается. Неподалёку от пульта, с обеих сторон и у проходов, собрались стихийные «группы поддержки» – наиболее активная часть зала, громко скандировавшие «А-Ри-Я!» и «Жит-Ня-Ков!» и призывавшие кумиров к выходу на сцену.

И вот, свет в зале погас. Заиграло новое вступление, предваряющее концерты «Арии» в нынешних турах. Овации нарастали… А с первыми аккордами «Чёрного квадрата» зал словно взорвался потоком эмоций. Концерт начался, «Ария», добро пожаловать в Харьков!

Выход Михаила Житнякова на сцену сопровождался бурными аплодисментами со стороны аудитории. «Арию» здесь знают, «Арию» здесь любят, и всё сразу становится на свои места. После «Чёрного квадрата» традиционное слово приветствия взял на себя Виталий Дубинин, сказав: «Мы рады представить вам нашего вокалиста… Михаил Житняков!» Затем, вместо обычно звучащей второй на концертах «Раскачаем этот мир», заиграла «Бои без правил». Однако больше всего интересовало, как же будет в исполнении Житнякова звучать арийская классика. Все надежды оправдались сполна – на таких песнях как «Ночь короче дня», «Кровь за кровь», «Обман» зал, поддерживая его, не смолкал ни разу, а сам Житняков исполнял «классику» с традиционно арийской распевностью и энергетикой. И вот тут, уже к середине концерта, стало понятно: всё так и должно быть! Михаил взял хороший старт, отлично держится на сцене, он молод и горяч. Поклонники сравнивают сценический образ Михаила Житнякова с хард-роковой и хэви-металлической «классикой» 70-80-х годов, так сказать, говорят о «возвращении к истокам». А ещё некоторые вспоминают фильм «Рок-звезда»… Так вот, следуя именно этой классике, свой образ выработал Валерий Кипелов, и это заметно уже по старым арийским видео из 80-х годов, в частности, фестиваля «Рок-Панорама».

Первое отделение концерта было посвящено песням с нового альбома. В этом туре «Ария» выбрала всего пять наиболее хитовых композиций для своей концертной программы. На удивление, после выхода альбома прошёл всего месяц, а поклонники уже выучили новые песни наизусть и легко подпевают их. Как и предполагалось ранее, такие песни как «Бои без правил» и «Дальний свет» в живом исполнении идут «на ура», а трэшевая часть в «Аттиле» ещё более впечатляющая, чем на альбоме – это время в песне было полностью отдано Сергею Попову, и он сыграл свою партию с нескрываемым удовольствием на лице. Завершилось отделение песней «Колизей», по поводу которой возникали наибольшие опасения – ведь это беркутовская, а не кипеловская песня, рассчитанная на несколько иную манеру исполнения. Сложно судить, так как с вокалом Житнякова эта песня была услышана впервые, и теперь звучит совсем по-другому. Ещё я думаю, что «Колизей» лучше ставить в самое начало сет-листа – она больше подходит для резкого завода толпы, чем для плавного перехода между отделениями. В любом случае, во время  исполнения «Колизея» Житняков чувствовал мощную поддержку и своих коллег, и поклонников, и это его вдохновляло.

А толпа и так была заведённой. Невидимыми нитями от самых активных фанов оплеталась аудитория, снова, как и прежде на концертах, связывая всё воедино. Зал, кстати, был заполнен, что называется, снизу доверху: полторы тысячи человек, а может и больше. «Ария» не давала расслабиться ни на минуту. Паузы между песнями были короткими, Михаил ограничивался не очень длинными представлениями песен, либо сразу же игралось вступление, а зал подхватывал. Второе отделение открыло ударное соло Максима Удалова – впервые за четыре гастрольных года он возобновил этот вид своего искусства. Далее был «Последний закат» – ещё одна песня беркутовского периода. Но это отделение уже состояло из старых, проверенных временем, хитов. Вообще, именно арийские хиты в исполнении Житнякова, вызывали самый большой восторг собравшихся. Помимо уже названного «Колизея», это были «Осколок льда», «Штиль», «Герой асфальта», «Улица роз»… А если после таких хитов аудитория не хочет отпускать музыкантов, значит, тем приятнее будет их выход на бис. Вообще, этот концерт весьма неожиданно (как для первого в туре и первого в новом составе) прошёл во взаимопонимании и гармонии между музыкантами и публикой.

После представления участников состава, «Ария», выйдя на бис, сыграла «Беспечного ангела», а завершающей песней вновь стала «Дай жару!» «Где мужчины в металле?», – вопрошает у поклонников Михаил. Да вот они все, никуда не девались, и деваться не собираются! И пока те, кто стоят и играют на сцене, знают «как делать дело, пока не заржавело», то ответная реакция, поддержка и благодарности им будут всегда.

Ария – «Феникс» (Live in Харьков 02.11.11).

Концертный сет-лист.

Первое отделение:
01 – Intro
02 – Чёрный квадрат
03 – Бои без правил
04 – Ночь короче дня
05 – Феникс
06 – Дальний свет
07 – Обман
08 – Кровь за кровь
09 – Аттила
10 – Колизей
 
Второе отделение:
11 – Drum solo (Максим Удалов)
12 – Последний закат
13 – Осколок льда
14 – Штиль
15 – Герой асфальта
16 – Улица роз
 
Выход на бис:
17 – Беспечный ангел
18 – Дай жару!
19 – Мания величия (традиционное прощание)

.

Ничто не длится вечно, но всё имеет свойство возрождаться… Музыканты выходят на поклон под торжественную «Манию величия», написанную 26 лет назад и звучащую по сей день. Возможно, такая кода является своеобразным взглядом в прошлое, и из прошлого в будущее, желанием оставаться такими всегда. Публика аплодирует. Она радуется и молодеет вместе с музыкантами. И мы дружно просим скорого возвращения, и оно обязательно состоится. А пока Птица Феникс делает взмах крыльями и улетает ввысь, чтобы продолжить свой полёт. И оставляет эхом под сводами зала строки из песен – из своих песен, которые и дальше продолжат звучать, так как не подвластны тяжёлому времени.

Настанет день,

И грянет гром,

Займётся от молний огонь,

Взметнётся тень,

И над костром

Взмахнёт снова Феникс крылом,

Забудет боль,

Отринув смерть,

Сверкнёт опереньем своим,

Умчится ввысь,

Рождая вновь

Восторги и зависть земли!

Андрей Шабанов

Екатерина Насрединова

English version of «Ария»: Полёт арийского Феникса. Прошлое, настоящее, грядущее…

«Aria»: Flight of the Phoenix Aryan. Past, present, future …

http://translate.google.com/translate?act=url&prev=_t&sl=auto&tl=en&u=https://ursukhov.wordpress.com/2011/11/08/

.

ФОТОРЕПОРТАЖ:

http://www.facebook.com/media/set/?set=a.237272743001225.61397.100001555034594&type=1&l=d7cee961d7

ВИДЕО:

MVI 3315 Ария – Чёрный квадрат (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/121.html

MVI 3371 Ария – Ночь короче дня (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/127.html

MVI 3526 Ария – Колизей (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/124.html

MVI 3579 Ария – Осколок льда (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/131.html

MVI 3584 Ария – Штиль (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/126.html

MVI 3590 Ария – Герой асфальта (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/128.html

MVI 3640 Ария – Беспечный ангел (Live in Харьков 02.11.11)

http://video.mail.ru/mail/aragonita/_myvideo/129.html

При использовании информационных, фото, видео материалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

Обсуждение закрыто.