Артур Беркут: Монолог рок-н-ролла

15 декабря 2011 года в Луганске знаменитый рок-музыкант Артур Беркут провёл свой творческий вечер.

Ещё одно утро… Я чувствую себя разбитым,
Столько лет я брал на себя удары,
Удары, разрушающие до основания,
Но где-то внутри меня есть что-то очень сильное,
Что не даст мне пасть, поднимает на ноги,
И тогда я понимаю, что это далеко не конец.
Никто не видел, чтобы я сдавался!

(Артур Беркут)

Артур Беркут – знаменитый рок-музыкант, за время своей профессиональной деятельности завоевавший огромную популярность в группах «Автограф» и «Ария». Такие люди вряд ли нуждаются в представлении, они становятся легендами рока, воплощениями целой эпохи и даже нескольких эпох. Творческий путь сквозь время оставляет автограф на музыкальном пространстве, это путь сквозь огонь и воду и каменный край со скоростью света, это Ария Странника, это Монолог Судьбы.

Всеукраинский тур Артура Беркута с акустической программой состоялся в декабре 2011 года и прошёл по маршруту Харьков – Донецк – Луганск – Одесса – Киев. Эти концерты не были посвящены ни юбилеям, ни каким-либо знаковым событиям. Это были просто творческие вечера для тех, кто любит старый добрый рок-н-ролл. Луганский концерт состоялся в клубе «БирХофф».

Организатор в Луганске – концертное агентство «Мастер-Шоу» (http://www.master-show.lg.ua, руководитель – Максим Ткаченко, один из известнейших шоуменов Луганщины и всей Украины). За 8 лет работы в шоу-бизнесе, «Мастер-шоу» является лидером в организации праздников любого уровня и масштаба на Луганщине и организации концертов исполнителей украинской, российской и зарубежной эстрады, кино и театра. Генеральный партнёр – «Audi», генеральный медиа-партнёр – «Super Radio 101,1FM», автомобильный партнёр – «Интершина», эксклюзивные партнёры – «Добродія», «Стардогс», «Гейзер», информационные партнёры – Первый региональный телеканал «ЛОТ», «Городская афиша».

шоумэн Александр Ясинский и президент «Master Show» Максим Ткаченко

.

***

Свой первый акустический концерт Артур Беркут провёл 5 марта 2010 года в питерском клубе «Кронверк». Программа была составлена из песен «Автографа», «Маврика», «ZOOOM» и, конечно же, «Арии». Сюрпризом стали такие песни, как «Потерянный рай» и «Без тебя», которые Беркут ранее вообще никогда не исполнял. И вот сейчас, новый тур он снова проводил именно в таком формате, в одиночку, словно бард Средних веков, исполняющий душевные песни перед благодарной городской публикой. О том, почему был выбран именно акустический формат и откуда пошла вся концепция, Артур Вячеславович рассказал во время небольшого интервью.

Артур Беркут

Артур Беркут:

«Акустический концерт… Могу сказать, что тогда в 2010 году, лично я не был инициатором этой идеи. Но и друзья, и поклонники говорили мне: «А почему бы и не попробовать?..», сделать вот такое необычное выступление. Так сказать, лирическое отступление от металлических будней. Где не требуется какого-то особого подхода, какой-то виртуозности и навороченности. Есть просто гитара и музыка. И когда прошёл первый такой концерт, тогда в Питере, я понял: что-то в этом есть…

И знаете, я даже не называю это выступлением. Творческий вечер, правильнее будет сказать. Или ещё точнее: «Концерт на кухне!» Стоит попытаться приблизить атмосферу именно к кухонным посиделкам, сделать такой небольшой квартирник. Так сказать, в кругу близких по духу людей. В таком случае мне не нужна высокая сцена, возвышающая над залом. Хочется, чтобы все тут были на равных…»

Такой творческий вечер, по замыслу Беркута, поможет вернуться лет так на 30 назад и ощутить атмосферу ещё тех квартирников, что наши рок-музыканты любили устраивать для себя и своих друзей. Но сам Беркут признаётся, что на таких квартирниках, к сожалению, ни разу не был. «Скорее да, можно и наверстать», – иронизирует он в ответ на вопрос.

Когда эпоха рок-квартирников была в самом разгаре, Артур Беркут только начинал свой музыкальный путь, в котором предстояли взлёты, падения и снова взлёты, но этот полёт Орла из одноимённой песни никогда не прекращался и продолжается сейчас.

«Прожить бы вновь ушедший день…»

30 лет творческого пути Артура Беркута начались с группы «Волшебные сумерки», основанной в конце 70-х Владимиром Холстининым и Виталием Дубининым. Поначалу репертуар состоял из каверов на западных рок-звёзд, но были и собственные песни. Беркута пригласили вокалистом в группу в 1981 году.

Артур Беркут:

«…Как сказать, «Волшебные сумерки» не были профессиональной группой в прямом смысле этого слова, я бы назвал её «сейшеновой». Играли-то мы в основном на подобного рода мероприятиях, ну чтоб вы понимали… Да, мы выступали перед более-менее большой аудиторией, но для нас это было чем-то вроде хобби. Хотя если посмотреть на всё это современными глазами, то профессиональной группой сейчас можно назвать любой коллектив, который зарабатывает деньги на своих выступлениях…»

«Сумеречная» эпоха оказалась недолгой. В мае 1982 года Беркута приглашают на прослушивание в популярную на тот момент арт-роковую группу «Автограф», двумя годами ранее, кстати, получившую вторую премию на фестивале «Тбилиси-80». «Автограф» стал первой советской рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение Москонцерт. Артур Беркут был утверждён на роль вокалиста «Автографа», и это стало отправной точкой дальнейшего успеха. Этот состав группы по праву многие считают золотым: Артур Беркут – вокал, Александр Ситковецкий – гитара, Леонид Гуткин – бас, Виктор Михалин – ударные, Леонид Макаревич – клавишные.

Артур Беркут:

«Для меня переход от сейшенов, всяких вечеров и дискотек к профессиональной деятельности, к большим площадкам был просто сумасшедший! Всё дело в том, что «Автограф» вообще-то был моей любимой группой, и я слушал их песни, бывал на концертах… И конечно же, смотрел фильм «Шляпа» с Олегом Янковским в главной роли. И вот однажды я попал на концерт, но попал уже на свой концерт…»

Фильм «Шляпа» (1982 год, режиссёр Леонид Квинихидзе), кстати, стал одним из первых в СССР, для которого был написан роковый саундтрек. Это была песня «Монолог» (музыка Александра Ситковецкого, текст Маргариты Пушкиной), ставшая настоящим суперхитом.

Да, я хочу, что бы тот, кто идёт за мной,
Не был бы тенью слабой и слепой,
Что живёт трусливо за чужой спиной
Зная себя, зла не тая
Так хочу, что бы тот, кто в след за мной идёт
Смелее был, чем я

Да, я хочу, что бы тот, кто идёт за мной,
В шёпот чужой, не пряча голос свой,
До конца допел, все то, что я не смог,
Зная себя, зла не тая
Так хочу, что бы тот кто вслед за мной идёт
Сильнее был, чем я

……….Я пройду свой путь,
……….Пройду на зло всем тем,
……….Кто счёт моим шагам ведёт,
……….Если жизнь моя зачтётся как пролог
……….Для того, кто вслед за мной идёт.

Да, я хочу, что бы тот, кто идёт за мной,
Прожил моей несбывшейся мечтой
Сделать радость щедрой, а беду скупой
Зная себя, зла не тая
Так хочу, что бы тот, кто вслед за мной идёт
Счастливей был, чем я.

……….Я пройду свой путь,
……….Пройду на зло всем тем,
……….Кто счёт моим шагам ведёт,
……….Если жизнь моя зачтётся как пролог
……….Для того, кто вслед за мной идёт.

Если проводить аналогии, то в случае с «Автографом» для Артура Беркута всё получилось как в фильме «Рок-звезда», где главному герою неожиданно представилась удивительная возможность: стать новым вокалистом культовой рок-группы, поклонником которой он сам и являлся. И в одночасье он погружается в мир музыкального безумства, которое трудно было себе представить… Но этот фильм был снят уже в новом веке, а мы возвращаемся обратно в 80-е.

Начало этих самых восьмидесятых стало «золотым» временем для «Автографа», ознаменовавшись большими гастролями группы по всему Советскому Союзу. В то время как бюрократический аппарат де-факто перекрывал кислород многим коллективам, «Автограф» выступал совершенно официально. Но тем не менее, прессинг сверху был ощутим: цензура считала некоторые песни «произведениями с нездоровым настроением», а потому в официальном издании записей группе постоянно отказывали (если не считать миньона «Ирландия. Ольстер», выпущенного в 1980 году после тбилисского фестиваля).

Следующим шагом стало участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где «Автограф» занял второе место, и получил звание лауреата. Это событие помогло открыть группе дорогу за границу.

Артур Беркут:

«Первая наша зарубежная поездка была в Болгарию, в 1983 году. И хотя тогда все говорили, что «Болгария – не заграница», для нас это был большой подъём. Нам было всё равно – социалистическая страна, капиталистическая… Кстати, первой капстраной стала Дания. Так вот, мы наконец-то смогли увидеть своими глазами, что там происходит, и были приятно шокированы. Ну, и за границей узнали, что в Советском Союзе тоже есть рок-музыка».

Болгарский гастрольный тур продолжался две недели и завершился участием в гала-концерте фестиваля «Золотой Орфей». В дальнейшем «Автограф» выступал и в других соцстранах: Венгрии, Чехословакии, ГДР, став, таким образом, первопроходцами коммерчески успешного советского рока за рубежом. В 1985 году «Автограф» стал единственной восточноевропейской группой, принятой в ряды участников международного фестиваля «Live Aid», трансляция которого велась в СССР, США и Великобритании. Успех группы, теперь уже на международном уровне, не мог пройти бесследно: гастрольные туры стали дальше и протяжённее, охватив Западную Европу и Северную Америку, а фирма «Мелодия» таки выпустила первый виниловый альбом «Автографа», одноименный названию группы. На Западе же музыкантов, к их удивлению, принимали восторженно.

Артур Беркут:

«В своём гастрольном туре «Автограф» выступал исключительно сольно. Концертное время было полностью нашим, мы никогда не играли на разогреве у кого-то. А принимали нас очень хорошо, но публика поначалу даже не верила, что мы из Советского Союза, что там вообще существует такая музыка… На полном серьёзе думали, что у нас по улицам медведи с балалайками ходят и поют… Такая вот развесистая клюква».

«Автограф» также отметился участием в крупных фестивалях: «Our Move», «Сопот-87», «Рандеву-87», «Rock’n’Roll Summit»… В 1989 году «Мелодия» издаёт второй виниловый альбом группы, получивший название «Каменный край». Немного ранее был заключён пятилетний контракт с американской компанией «Capitol». Группа чаще стала появляться на телевидении, например, в том же 1989 году приняв участие в новогоднем выпуске «Программы А» с песней «Странник».

Альбомы «Автограф» (1986) и «Каменный край» (1989) были изданы фирмой «Мелодия»

Но время было уже другое, и вкусы публики кардинально изменились. С тех пор, как в 1986 году советский рок был легализован, возможность выбраться на поверхность непаханых музыкальных просторов получили несколько сотен коллективов. И пока «Автограф» гастролировал по зарубежью, роковая ниша в СССР стремительно заполнялась другими именами. Для «Автографа» это стало очевидным во время гастрольного тура 1989 года, проходившего, кстати, совместно с группой «Ария» (обе группы тогда оказались «под крылом» у продюсера Юрия Фишкина). Тогда Артур Беркут встретился снова со своими коллегами по «Волшебным сумеркам», и позже в интервью говорил, что они даже проводили совместные репетиции, где он впервые познакомился с «арийскими» песнями. Но сам тур прошёл более чем невнятно: оказалось, что аудитория у «Автографа» и «Арии» более чем различна, а контраст публики в конце 80-х шёл не на пользу посещаемости. Определённый компромисс всё же был найден, и «Автограф» поставили на разогрев. Это уже было началом конца.

В 1990 году музыканты уезжают в США, где через год издаётся англоязычный альбом «Tear Down The Border». Но «Автографа» как группы уже фактически не существовало. По словам Александра Ситковецкого, причиной распада группы была усталость от гастролей и творческий тупик. По единодушному мнению всех музыкантов, вряд ли можно было написать и записать что-то лучше «Каменного края»…

«Всюду одинок странник – сын земных дорог…»

Артур Беркут остаётся в США и начинает самостоятельную творческую жизнь. Всё дальше он уходит от привычного себе арт-рокового стиля в популярные в то время глэм-рок и гранж. Одним из его проектов стала группа «ZOOOM», альбом которой был записан в 1996 году, другим – группа «TSAR», организованная «через океан» совместно с экс-гитаристом «Арии» Сергеем Мавриным.

Артур Беркут:

«Мы регулярно созванивались с Сергеем и обсуждали творческие моменты. Альбом же нашего проекта «TSAR» был записан в Лас-Вегасе. А вот потом мы ненадолго приехали в Москву и дали несколько концертов. Так вышло, что в группе было два русских и два американца… Ну, а через пару лет это получило продолжение в виде альбома «Скиталец»…»

Лирика альбомов «TSAR» и «ZOOOM» была полностью англоязычной. «Сложно жить в Америке и петь не по-английски, – усмехается Беркут в нашем разговоре. – Так что это было согласно обстоятельствам…» Также в США он принял участие в записи сольного альбома Натальи Андрейченко «Natasha & GooSee».

Проекты Артура Беркута в 90-е годы

В 1997 году состоялось возвращение Артура Беркута на родные музыкальные просторы, к тому времени изрядно потрёпанные свирепым кризисом 90-х. И снова – неожиданный поворот. Трэш-металлическая группа «Мастер» накануне своих французских гастролей осталась без солиста (Михаил Серышев был занят работой в оперном театре и церковном хоре). И Беркут получил приглашение выступить в непривычном для себя амплуа. Тур по Франции «Мастер» провел уже в обновлённом составе. Во время луганского концерта Беркут вспоминал:

«Когда мы с «Мастером» поехали на гастроли во Францию, то подготовили англоязычную программу. А когда прибыли туда, организаторы сказали, чтобы мы пели только по-русски! То есть песни на русском языке французам нравились больше англоязычных. И лишь в одной песне припев потребовали перевести на французский. Мы сначала не могли распознать, что это за песня в списке, а потом наконец поняли, что это «Здесь куют металл».

Выступать приходилось на самых разных площадках, в разной обстановке (гитарист Сергей Попов как-то вспоминал, что однажды им сцену организовали на крыше общественного туалета), но гастроли в целом удались. После возвращения в Москву, «Мастер» выступил на знаменитом фестивале на Воробьёвых горах, организованном городскими властями в честь 750-летия города. Фестиваль был знаменит, во-первых, тем, что на одной сцене играли «Ария» и «Мастер». А во-вторых, выступление всех коллективов проходило под фанеру, из-за ужасной организации и общему подходу к самому мероприятию. Но поскольку у «Мастера» не было студийных записей с Беркутом, то пришлось петь под минусовки, записанные, кстати, на студии «Aria Records».

Но сотрудничество Беркута с «Мастером» происходило в сессионном режиме, и спустя год завершилось. Однако теперь всё менялось с калейдоскопической скоростью. Вновь был организован совместный проект с Сергеем Мавриным, и записан полноформатный альбом. Часть песен для него были написаны ещё в период проекта «TSAR» и переведены на русский язык. Участие Беркута в группе «Маврик» продолжалось два года (с небольшим перерывом). Параллельно он пытался возродить группу «ZOOOM», но уже в «российском» формате. Для этого были привлечены ушедшие из «Мастера» гитарист Сергей Попов и барабанщик Тони Шендер. Однако новый «ZOOOM» успеха не имел, в первую очередь из-за англоязычных песен, и был свёрнут. К слову, с Артуром Беркутом мы поговорили также на тему англоязычных и русскоязычных песен, и их коммерческого успеха в целом.

Артур Беркут:

«Я вообще-то не чувствовал большой разницы, петь по-русски или по-английски. Ну, то есть английский для исполнения даётся легче, но мы-то с вами обитаем в русскоязычной среде. И английский язык здесь всё равно будет восприниматься хуже.

Вот Вы говорите, что существует мнение: якобы английский больше подходит для рок-музыки. Конечно, изначально рок-музыка была полностью англоязычной, всё исходило именно из Англии… Но опять же, кто говорит, что нельзя петь на других языках и при этом не быть популярным? И дело тут не в каких-то особенностях, не в том, на каком языке проще или сложнее сочинять.

И хочу сказать, что русский язык сам по себе отнюдь не сложнее с точки зрения написания текстов. На английском языке существуют просто супер-тексты, например, у тех же «Genesis», у Питера Гэбриела… Но на Западе предостаточно и весьма простых, примитивных текстов. Впрочем, как и здесь…»

Переход рубежа тысячелетий означал для Артура Беркута шаг к неизвестности. В 2001 году им была предпринята попытка возродить «Автограф», но он не получил согласия от остальных музыкантов. Затем – сотрудничество с Игорем Тальковым-младшим, сольный проект «Беркут»… На дворе был 2002 год.

«…Выбор жесток: крещение водой или Крещение огнём!»

Переломный момент настал с расколом группы «Ария» в середине 2002 года. Артур Беркут получил приглашение в группу от своих старых знакомых, Владимира Холстинина и Виталия Дубинина. Требовалось одно: железобетонная выдержка.

Альбом «Крещение огнём» (2003) стал переломным в арийской истории

Что было дальше, более чем хорошо известно всем. Радикальный раскол арийской аудитории, споры, дискуссии, словесные баталии на просторах Интернета. «Ария» же словно обрела второе дыхание и продолжила своё металлическое шествие. 2002 год – запись сингла «Колизей», будущего суперхита. 2003 год – новый альбом «Крещение огнём», съёмки клипа на песню «Колизей», большой концерт в Лужниках (вышедший на DVD под названием «Живой огонь»). 2005 год – празднование 20-летия группы, 2006 год – запись альбома «Армагеддон»…

В это же время Беркута также приглашают в различные сайд-проекты. Первой группой стала «Эпидемия», выпустившая в 2004 году рок-оперу «Эльфийская рукопись», в которой Беркуту досталась роль волшебника Ирдиса. В 2007 году вышло продолжение оперы под названием «Сказание на все времена». Также он принял участие в трёх постановках «Рукописи»: на фестивале «Пятница 13-е» (13 февраля 2004), на юбилее «Эпидемии» (10 декабря 2005) и большой презентации в Лужниках (3 декабря 2007).

Второй работой был проект Маргариты Пушкиной «Династия Посвящённых», в рамках которого Беркут исполнил четыре композиции (одну – совместно с Валерием Кипеловым). Релиз этого альбома состоялся в 2007 году.

И наконец, пусть и короткое, но торжественное возвращение «Автографа»! Это произошло 23 июня 2005 года, на юбилейном концерте группы в СК «Олимпийский», запечатлённом на DVD «Автограф: 25 лет спустя».

Тем временем, для «Арии» вторая половина нулевых прошла весьма торжественно. В 2007 году группа начала тур «Герой асфальта: 20 лет», посвящённый своему культовому альбому. 3 апреля и 8 ноября 2008 года в Москве и Питере соответственно состоялись большие концерты, в которых приняли участие Валерий Кипелов и Сергей Маврин. Кстати, Кипелов и Беркут также встретились и на концерте в честь 10-летия группы Маврина, который прошёл 13 сентября в ДК МАИ. В дальнейшем у группы прошли ещё два тура: «Дай жару!» с раритетными песнями и «Бой продолжается!» в честь 20-летия альбома «Игра с огнём».

Во второй половине 2000-х Артур Беркут принимал участие в различных сайд-проектах

Стоит отметить и небольшие сессионные работы Беркута совместно с группами «The Arrow», «Виконт», «Пилигрим», «Бони НЕМ», «Amalgama», на сольнике Алика Грановского (группа «Мастер») и первом проекте Пушкиной – «Отлетались!», с ироничными рок-н-ролльными текстами.

Во второй половине 2010 года «Ария» на время отложила гастрольную жизнь и занялась подготовкой к празднованию своего 25-летия. Это грандиозное мероприятие по своему масштабу должно было превзойти и в итоге превзошло 20-летие. Во-первых, потому что концерты состоялись в трёх городах подряд: Санкт-Петербурге (20 ноября), Москве (27 ноября) и Екатеринбурге (11 декабря). Во-вторых, московский концерт проходил в СК «Олимпийский», впервые в истории группы. И в-третьих, само мероприятие представляло собой своеобразный фестиваль, на котором собрались все группы из так называемой «семейки Арии»: помимо самих виновников торжества, присутствовали «Кипелов», «Мастер», «Артерия» и «Маврин», сыгравшие в том числе песни, написанными их лидерами (Валерий Кипелов, Алик Грановский, Сергей Терентьев, Сергей Маврин) ещё в «Арии». Также Артур Беркут исполнил свою коронную песню «Там высоко» в паре с Натальей О’Шей (в музыкальных кругах известной как Хелависа, солистка фолк-роковой группы «Мельница»). Он играл на синтезаторе, а она – на арфе, и это создавало очень красивое и гармоничное звучание, в сочетании с переплетениями голосов. Валерий Кипелов исполнил «классическую» часть арийского сета, и это как всегда вызвало восторг публики. Песни «Замкнутый круг» и заключительная «Дай жару!» были спеты им в дуэте с Беркутом. Окончание концерта отметилось большим поклоном всех музыкантов, подаривших своим слушателям этот праздник, и драйвовой песней «День рожденья» («Пусть бегут неуклюже…») в утяжелённой обработке. «К сожаленью, день рожденья только раз в году…» Но понятно, что ария не спета до конца, и всё продолжится. И точно никогда не забудется. А чтобы уж наверняка не забылось, силами наиболее инициативных и активных поклонников был выпущен «народный» DVD с московского концерта, составленный из любительских и полупрофессиональных записей.

В 2011 году «Ария» занялась подготовкой к записи своего нового альбома, и параллельно зарядила мини-тур в честь 20-летия альбома «Кровь за кровь». Готовящийся одиннадцатый студийник официально ещё не имел названия, а поклонники могли услышать лишь небольшие отрывки с репетиций, выложенные в интернете. Но название одной из песен было уже известно – «Бои без правил». Всего же песен на альбоме предполагалось то ли одиннадцать, то ли тринадцать, что сделало бы его самым продолжительным в дискографии группы. Все были в ожидании…

И снова переломный момент. Утром 27 июня 2011 года «арийцы» объявили, что ими было принято решение прекратить совместную деятельность с Артуром Беркутом. Уже осенью, после расставания, музыканты говорили в своих интервью, что эта ситуация назревала постепенно, в итоге внутренние творческие разногласия преодолеть не удалось, и дело просто зашло в тупик. Сам же Беркут пояснял, что это решение коллег стало для него неожиданным и шокирующим, но он принял его. Что ж, случается так, что «право дано» всем по-разному.

Состав «Арии» с Артуром Беркутом оказался самым стабильным в истории группы — 9 лет

Остаток лета прошёл через фестивали и небольшой тур, который поклонники нарекли не иначе как «Эхо Судного Дня», вспоминая арийские события 2002 года. Последний концерт для Беркута в составе «Арии» прошёл в Рязани 31 августа 2011 года. По завершении мероприятия, музыканты «Арии» поблагодарили Артура за девять лет совместного творческого процесса, и этот состав группы поклонники проводили со сцены бурными аплодисментами. Для «Арии» вскоре должна была начаться новая жизнь…

«Лишь птица стремится ввысь – небо побеждать…»

Для самого же Артура Беркута «Ария» осталась позади, и снова, как и двадцать лет назад, предстоял самостоятельный творческий путь. За спиной – символические девять лет в «Автографе» (1982-1991) и девять лет в «Арии» (2002-2011).

Артур Беркут:

«…Конечно, сроки одинаковые, но для меня всё было по-разному. «Автограф» и «Ария» – настолько непохожие группы… Это вообще разная музыка, разные люди, разные эпохи, даже разная аудитория. Вот, к примеру, на юбилей «Автографа» в 2005 году пришла совершенно другая публика, я видел всего несколько человек в футболках «Арии» и могу сказать, что «Автографом» вряд ли можно массово заинтересовать нынешних металлистов. То же самое было и в 80-е.

Опять же, совершенно разные люди стояли у истоков. Вот, Александр Ситковецкий, к примеру, и Владимир Холстинин… Они совершенно непохожи друг на друга. А про Ситковецкого я вообще могу рассказывать очень много и долго, это талантливейший музыкант и просто хороший человек… Так же с «Арией», там свои особенности. Ведь, как Вы понимаете, само внутреннее наполнение группы идёт от её основателя, как говорится, у рыбы всё начинается с головы…»

Ещё будучи вокалистом «Арии», Беркут в одном из своих интервью обмолвился, что готовит сольный альбом, который будет выдержан не в традиционно металлическом стиле, возможно, даже с уклоном в альтернативный рок. Главное, что практически готовый материал уже имелся, и это пришлось очень кстати к моменту расставания «Арии» с Беркутом. И вот пришло время сольного творчества, и в сентябре был издан мини-альбом под названием «Право дано». В записи Артуру помогали гитарист Алексей Страйк («Пилигрим», экс-«Мастер»), басист Игорь Моравский («Пилигрим») и ударник Олег Ховрин (экс-«Мастер»), тексты к песням написал молодой поэт Анатолий Жуков.

Релиз мини-альбома «Право дано» состоялся 17 сентября 2011 года

Альбом «Право дано» выдержан в духе мелодичного современного хэви-метала, не нарушая таким образом традиций стиля. Он содержит в себе короткую увертюру и четыре песни (два боевика и две баллады). Примечательно, что одну из баллад («Орёл») Артур приносил в «Арию» на запись одиннадцатого студийника, и она должна была стать тринадцатой песней. Сразу хочется отметить, что лирика в песнях «Право дано» и «Без правил» традиционно металлическая, о тех, кто как говорится, живёт вопреки обстоятельствам. И вот так, «новых судеб верша начала» и «не ища чужих дорог», Артур Беркут сделал первый шаг. Ведь, как известно, если право дано, надо им воспользоваться!

В таком составе уже прошло несколько концертов, в том числе аншлаговый в Житомире 25 сентября 2011 года. На данный момент группа «Артур Беркут» занимается записью полноформатного альбома, выход которого запланирован на весну 2012 года.

«…И нам любить не поздно…»

Но украинский тур в декабре 2011 года прошёл, как уже упоминалось, в необычном акустическом формате. Помнится, ещё в 2009 году на концерте «Арии» Беркут сказал, что «акустика позволяет лучше прочувствовать песню…». Тогда состоялось целое акустическое отделение, а сейчас, уже в сольном исполнении Беркута – целый акустический концерт, который уместнее было бы назвать просто творческим вечером.

Обстановка в клубе «БирХофф» располагала именно к такой атмосфере. Интерьер старой таверны возвращает в романтику Средневековья, в эпоху зарождения и расцвета бардовской песни. В те времена бардами называли свободных музыкантов, путешествовавших по городам и весям. Их песни были насыщены и наполнены настоящей жизнью. Но времена меняются, а смысл свободной песни и сущность свободного музыканта остаются неизменными. Слово и Музыку несёт он сквозь время. И так, от Средневековья до Возрождения, от Просвещения до Декаданса, а далее – через бурный и тяжелый двадцатый век и до наших дней. И творческий путь продолжается.

Бард – короткое, но в то же время очень ёмкое слово. Этот романтический образ прошёл испытания временем. Хотя, если задуматься, то можно сделать вывод, что каждый творческий человек – по-своему романтик и немножко идеалист. Прикосновение к этому миру создаёт особый музыкальный мир, равнодушных к которому в зале не остаётся.

Свободного музыканта на его творческом пути сопровождает акустическая гитара. Инструмент в данном случае – это не просто помощник для музыканта, это способ выражения мыслей и чувств. И этими мыслями и чувствами музыкант делится с друзьями и близкими. Вообще-то, акустика, по мнению многих музыкантов, обнажает творческое подсознание, такое исполнение считается наиболее искренним. А уж целый концерт живой музыки проходит в едином ритме и движении, где душа – одна на всех. Исполнитель становится ближе к людям, он поёт песни душевного и понятного содержания через красивые орнаменты мелодий. И для тех, кто слышит и чувствует эти песни, собственное «Я» вырастает до всеохватывающего «Мы»…

Всеохватывающее «Мы» распространялось на всю аудиторию, пришедшую в этот вечер. Это были люди самых разных возрастов: и молодые горячие металлисты, и слушатели со стажем, многие из которых были и остаются поклонниками «Автографа». Объединяла всех тяга к рок-н-роллу в свободном формате. К началу концерта, ближе к половине девятого вечера, зал клуба был полон (более 150 пришедших), и было понятно, что мероприятие станет аншлаговым.

Наконец, час пробил, и Артур Беркут под аплодисменты выходит на сцену, творческий вечер открыт!

«Сегодня у нас необычный вечер, – начал Беркут. – Пускай же он пройдёт в тёплой и дружеской атмосфере!» Первой песней зазвучала «Старое письмо»… Это был момент ностальгии, как бы перечитывалось прошлое на пути к будущему через настоящее. Настроение подхватила следующая композиция – «Вчерашний день». Жизнь идёт по кругу, и мы снова возвращаемся в то время, когда хочется «исправить и допеть, чтоб завтра больше ни о чём нам не жалеть» и где царствует «любовь, что нам дана Судьбой».

Далее настало «арийское» время: «Мёртвая зона», «Мечты», «Свет былой любви». Они обрамляли классический хит «Автографа» – композицию «Странник». Кстати, из арийского репертуара Беркут исполнял не только баллады, но и драйвовые быстрые песни. «В шансонном стиле», – пошутил он про песню «Химера». Кроме «Химеры», оригинально и по-новому также звучали «Искушение» и «Небо тебя найдёт».

Продолжение последовало уже с абсолютно новыми песнями – балладами «Орёл» и «Семь морей». Первая посвящена тем, кто «ветрам на зло летит, что было сил, не зная преград…», вторая же звучит ради того, «чтобы жизнь просыпалась с каждой новой весной». Пусть даже в зимнее время.

«Осколок льда»… Как много значит эта песня. Да, они расстались, и теперь идут каждый своей дорогой. Но жизнь постепенно расставляет по местам, всё так и должно быть. И пусть будет как можно лучше. Не стоит грустить о прошлом.

«А теперь, – продолжил Беркут, отложив гитару в сторону, – настало время для фортепианной музыки», после чего занял место за синтезатором. Так он сыграл песни «Потерянный рай», «Без тебя» и, разумеется, свою коронную «Там высоко»!

Одной из самых ожидаемых композиций на концерте стала «Там высоко»

Программа концерта состояла в основном из арийских песен. «Это песни абсолютно для всех», – заметил Беркут, имея ввиду возрастную категорию слушателей. Так всё и было, и даже сверх того, потому что аудитория подпевала ему на каждой песне. Этот концерт, несмотря на формат, прошёл наподобие «электрического», с соответствующей энергетикой, драйвом, отдачей и самоотдачей. А уж завершающая часть концертной программы (снова под гитару) вызвала настоящий восторг. Это были самые сочные хиты из арийского репертуара: «Улица роз», «Воля и разум», «Тореро»… «Беспечный ангел» был посвящён луганским байкерам, коих собралось немало на этом концерте. Про «Колизей» Беркут сказал, что это песня для него очень знаковая и значимая. Ну, а финалом неожиданно для всех стала «Дай жару!» И снова: «Где мужчины в металле?» Смею заверить вас, что всё в полном порядке, даже лучше, и металл продолжает коваться. Акустика лишь закаляет его.

.

АРТУР БЕРКУТ (LiveinLugansk 15.12.11)

Программа творческого вечера:

01 – Старое письмо
02 – Вчерашний день
03 – Мёртвая зона
04 – Мечты
05 – Странник
06 – Свет былой любви
07 – Небо тебя найдёт
08 – Мне очень жаль
09 – Искушение
10 – Химера
11 – Орёл
12 – Семь морей
13 – Осколок льда
14 – Потерянный рай
15 – Без тебя
16 – Там высоко
17 – Улица роз
18 – Воля и разум
19 – Беспечный ангел
20 – Здесь куют металл
21 – Тореро
22 – Колизей
23 – Дай жару!

.

Творческий вечер в арийском стиле завершился автограф-сессией здесь же, прямо в зале. Заветный подарок для каждого поклонника – автограф и дружеское рукопожатие кумира. Искренность – вот что больше всего ценится в таких встречах.

Артур Беркут и луганские байкеры

Автограф-сессия после концерта

Артур Беркут и Оксана Михеева

***

Духовная благодарность бывает безграничной. В любую эпоху, во все времена года. «Тогда, в далёкие восьмидесятые, – подытоживает Беркут наш разговор, – людям было непросто услышать хорошую музыку, и оттого их радость от неё всегда была искренней. И вот сейчас, сегодня, время уже другое, но чувства в итоге остались те же…» А мы, в свою очередь, подводим итоги концертного 2011 года, который был весьма насыщенным и драйвовым. Мы помним каждую песню и каждую ноту, каждый голос и каждый восторженный отклик в сердцах поклонников. «Всё, что было у нас – будем помнить всегда…»

Проплывём семь морей, где-то в каждом причалив,
Только вверх и вперёд, проложив свой маршрут.
Проплывём семь морей, но вернёмся к началу,
В тот родной уголок, где нас любят и ждут…

Андрей Шабанов

Екатерина Насрединова

.

ФОТОРЕПОРТАЖ:

http://www.facebook.com/media/set/?set=a.262493040479195.65538.100001555034594&type=1&l=3e44f4d566

ВИДЕО:

Вчерашний день http://www.youtube.com/watch?v=BmQQB2rCkr0

Мёртвая зона http://www.youtube.com/watch?v=zvfozZ5ohe4

Мечты http://www.youtube.com/watch?v=HNgJ-qAuE4s

Странник http://www.youtube.com/watch?v=WnC9C-ddB1E

Свет былой любви http://www.youtube.com/watch?v=g3u8vtTAIG8

Небо тебя найдёт http://www.youtube.com/watch?v=2S9cMOZJiPk

Искушение http://www.youtube.com/watch?v=Ps7euN4sZow

Химера http://www.youtube.com/watch?v=kj3sdHmKJnk

Орёл http://www.youtube.com/watch?v=a5h_7Sx23xo

Беспечный ангел http://www.youtube.com/watch?v=8ibK95pADX4

Колизей http://www.youtube.com/watch?v=EqyTmagV_08

(автор фото и видео – Екатерина Насрединова)

При использовании информационных, фото, видео материалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

Обсуждение закрыто.