«Чёрный Обелиск». Живая музыка «Мёртвого сезона»

19 мая 2012 года в рамках Международного байк-фестиваля «Вольный байкер» выступила с концертом легендарная метал-группа «Чёрный Обелиск».

«В выжженном поле чёрный стоит обелиск.
Полным молчанием он предъявляет прошлому иск.
Символ минувшего ужаса, чёрный гранит.
Напоминанием грозным о прошлом стоит!

Память о прошлом – Чёрный Обелиск!»

(Анатолий Крупнов, 1987 год)

…В час, когда Полночь с боем часов начинает отсчёт времени, тени на стене из шершавого камня становятся призраками в фантастических обличьях. «Город, смотрящий из чащи веков…» в час, когда майский контраст светлого и тёмного времени суток проецируется на окружающую реальность. В час, когда культура и псевдокультура превращаются в отражения друг друга, а в лабиринтах между зеркалами образуется поток живых людей-отражений. Отражение-поэзия, отражение-музыка, отражение-искусство создают красочные, но пустые сплетения мёртвого сезона. Звёздное небо блесками ночных огней освещает этот неживой ландшафт асфальтовых джунглей. Освещает оно и камень-монолит, что стоит за пределами психопатического социума, в выжженном роком поле. Камень, что установлен живыми в знак напоминания о живом. О живой музыке и о живых словах. «…Я оставляю вам лабиринты улиц и огни столиц, я оставляю вам землю и воздух, небо и птиц…» Имя ему – Чёрный Обелиск.

…И в это время, с 18 по 20 мая, недалеко от Харькова, в городе Мерефа состоялся Международный байк-фестиваль «Вольный байкер», организованный Харьковской городской ячейкой Национальной Ассоциации мотоциклистов Украины (НАМУ). Фестиваль проходил в режиме open-air, на живописном берегу реки Мжа.

Концертная программа фестиваля «Вольный байкер» была рассчитана на два дня, пятницу и субботу, и включала выступления целой чёртовой дюжины рок-коллективов из Украины и зарубежья. Перед зрителями и гостями фестиваля одна за другой должны были предстать как матёрые, закалённые роком, так и совсем ещё молодые команды. Ну, а главным подарком для зрителей-слушателей стало явление легендарной российской метал-группы «Чёрный Обелиск».

«Чёрный Обелиск» были хэдлайнерами второго дня и, соответственно, всей музыкальной программы фестиваля, на котором выступили также группы «Декабрь», «ПоСТ», «Vendetta Corsa» «Ot Vinta», «ЛихоЛесье» и другие.

Группа «Чёрный Обелиск». Слева направо: Михаил Светлов, Дмитрий Борисенков, Даниил Захаренков, Максим Олейник

Группу «Чёрный Обелиск», преодолевшую уже четвертьвековой рубеж в своей долгой и нелёгкой, но насыщенной истории, сегодня представляют нам:

Дмитрий Борисенков – гитара, вокал
Михаил Светлов – гитара
Даниил Захаренков – бас, бэк-вокал
Максим Олейник — ударные

.
Музыканты «Чёрного Обелиска» появились на территории фестиваля перед самым заходом Солнца, после шести часов вечера, чтобы во время саундчека настроить аппаратуру для грядущего полночного выступления перед собравшимися зрителями и гостями фестиваля «Вольный байкер». Лидер «Чёрного Обелиска», Дмитрий Борисенков, любезно согласился дать интервью, ставшее своеобразной беседой о самой группе, готовящемся выступлении и, конечно же, новом альбоме под названием «Мёртвый сезон», который обелисковцы были готовы представить здесь своим харьковским болельщикам.

Дмитрий Борисенков:

«Для «Чёрного Обелиска» сегодняшнее выступление здесь станет, вообще-то, своего рода премьерой. Мы раньше не выступали в Харькове, последние лет десять точно. Просто так складывались обстоятельства, складывались по-разному…, что в последнее время концерты на Украине у нас были только в Днепропетровске и в Запорожье. Там это удавалось организовывать… И вот даже с Киевом сейчас как-то не очень получается.  А сегодня мы здесь у вас в Харькове, то есть даже под Харьковом, в первый раз, и нам, конечно же, приятно, так сказать, расширить горизонты».
.

Дмитрий Борисенков — лидер группы «Чёрный Обелиск»

Дмитрий Борисенков: «Мы раньше не выступали в Харькове, так что сегодня у нас премьера…»

«Чёрный Обелиск» часто выступает в рамках различных байк-фестивалей. По словам Борисенкова, к байкерскому движению группа начала приобщаться ещё в суровые и тяжёлые во всех смыслах девяностые. Те непростые, уже далёкие времена, ознаменовались мощнейшими творческими всплесками на фоне мрачного первого заката отечественного металла.

«Каждая правота – это шаг к Смерти. И тот, кто прав, всегда становится Чёрным Обелиском! Надгробным памятником!»

(Э.М. Ремарк, «Чёрный Обелиск»)

.

«Он сказал: «Пойдём», и мы пошли вперёд!..» 

В любой истории бывают взлёты и падения, победы и поражения, обретения и утраты. В тот день, 27 февраля 1997 года сей порочный и протухший мир покинул Анатолий Крупнов – человек-легенда, лидер и основатель группы «Чёрный Обелиск». На самом деле, группа, в силу разных причин, к тому моменту была похоронена больше года, и это после бурной и захватывающей истории.

А история эта началась 1 августа 1986 года, когда, собственно, группа «Чёрный Обелиск» и была основана. Название группы было позаимствовано от одноимённого романа Э.М. Ремарка, с героями которого вполне можно отождествить поколение, жившее на стыке восьмидесятых-девяностых. В течение последующих двух лет группа стремительно набрала популярность, объездила с гастролями множество городов, выступая перед многотысячными аудиториями. Концертные программы «Апокалипсис» и «Цветы Зла» не имели аналогов среди других отечественных метал-групп. Музыкальная и текстовая составляющая композиций «Чёрного Обелиска» была наполнена драматичностью, мрачностью, мистицизмом и даже готичностью (хотя в то время это слово ещё не употреблялось по отношению к музыке). Анатолием Крупновым был составлен целый цикл песен на стихи Шарля Бодлера: «Вступление», «Сплин», «Фантастическая гравюра», «Литании Сатане». Также большую популярность в те годы обрели песни «Апокалипсис», «Абадонна», «Полночь», «Троянский конь» и «Чёрный Обелиск».

Группа «Чёрный Обелиск» была основана в 1986 году. Они были одними из тех, кто стоял у истоков отечественного хэви-метала

На концертах группы представлялось мистическое театрализованное шоу, с мощным светом, пиротехническими эффектами, изображением скелета на барабанной установке и установленным над сценой огромным фосфоресцирующим черепом с глазами-лазерами. Пауз между песнями на концертах не было, вместо этого звучали разнообразные звуковые эффекты: рёв огня, удары колокола, гомон толпы, шум дождя, бой часов, стоны сонма бесплотных теней, рвущихся на свободу… В самом конце выступления раздавались оглушительные взрывы, а зрителей ослепляла мощная вспышка света, а когда шок от увиденного проходил, то на сцене уже никого не было. Создавалось впечатление, что музыканты с неё просто исчезли в один момент.

Однажды после одного из концертов в 1988 году музыканты исчезли со сцены, и казалось, что исчезли насовсем, ибо «Чёрный Обелиск» внезапно для слушателей (но не для самих музыкантов) остановил свою деятельность. Остановил, чтобы спустя два года возродиться вновь под предводительством своего бессменного лидера. В начале девяностых окружающая реальность стала серой, грязной и мрачной, произведенный ранее музыкальный металл постепенно «ржавел», но самые упорные продолжали ковать его снова и снова. «Чёрный Обелиск» стал одной из таких групп.

Второе дыхание группа обрела в 1991 году, с выходом альбома «Стена» и за последующие четыре года с энтузиазмом выдала столько релизов, сколько любая другая группа выдаёт за гораздо больший срок. Помимо «Стены» (кстати, изданной дважды), сюда относятся «Ещё один день» (причём как на русском, так и на английском языке), «Я остаюсь», а также концертник «Память о прошлом» и сборник римейков старых песен под простым, но нелепым названием «86-88». Каждый альбом словно состоял из одних лишь суперхитов. «Стена», «Серый Святой», «Аве, Цезарь», «Меч», «Ещё один день», «Город в огне», «Дом жёлтого сна», «Война», «Я остаюсь», «Игрок», «Пельменная», и это ещё далеко не полный перечень написанного и записанного обелисковцами. На концертах, правда, больше не было шоу с лазерами и черепами, но драйва от этого не стало меньше!

Альбомы «Чёрного Обелиска», записанные в 90-е годы, состояли практически из одних лишь хитов

Но в один момент всё оборвалось, пускай и не внезапно. Интерес к «Чёрному Обелиску», возникший в первой половине девяностых, понемногу угас, и группа начала уходить в тень. И на то были не только внутренние, но и внешние причины, к которым, в частности, можно отнести проблемы с организацией концертов, а в общем, – самое дно кризиса в «тяжёлой» музыкальной индустрии и во всей стране. После тяжёлого удара, связанного со смертью Отца-основателя группы, музыканты, по их же собственному признанию, уходили в никуда.

Однако вскоре, а именно 6 января 2000 года, они собрались вновь на концерте памяти Крупнова в московском «Р-Клубе». Это событие стало началом возрождения «Чёрного Обелиска». Несколько месяцев, предшествовавших концерту, музыканты провели в бесконечных репетициях, в ходе которых осознали, что за прошедшие годы музыка для них стала неотъемлемой частью бытия. Теперь же предстояло продолжить путь, но уже без Отца-основателя, продолжить его дело, уже с новыми песнями. Жизнь научила музыкантов не сдаваться.

Возрождение «Чёрного Обелиска» соратниками Анатолия Крупнова состоялось в 2000 году

«Но видно слишком долго мы пробыли на дне,
Когда мы тронулись в путь, я был слегка не в себе,
Мы поднимались к вершинам, и я их трогал рукой,
Но падал один и тянул других за собой…»

(Дмитрий Борисенков, 2002 год)

Этими строками из композиции «Прощай и прости», открывающей альбом «Пепел», можно наиболее точно охарактеризовать состояние музыкантов, продолживших творческий путь под старыми знамёнами. Такое решение стало своеобразным вызовом не только сложившимся обстоятельствам, но и прочному монолиту критики и недоверия. Этот вызов судьбе бросили: Дмитрий Борисенков, участник группы в 1992-1995 годах, Михаил Светлов, игравший в «Чёрном Обелиске» ещё в конце восьмидесятых, Владимир Ермаков, ударник с 1990 года, и Даниил Захаренков, ставший новым участником, но к тому времени давно подружившийся с другими обелисковцами. Действительно, не утихали споры и пререкания о том, сможет ли группа сохранить своё лицо, свою уникальность, сможет ли и вообще имеет ли право гордо продолжить шествие под своим прежним именем. Своим творчески-пробивным шествием и своими песнями группа доказывала право на жизнь. И чем больше звучали её песни, тем увереннее «Чёрный Обелиск» укреплял свои позиции на металлической сцене, вновь и вновь показывая свою непреклонность перед неудачами и отдавая дань своему легендарному основателю, воздвигшему этот монумент в стиле рока. Ежегодно в конце марта «Чёрный Обелиск» устраивает концерты Памяти о прошлом.

«Успех – это способность двигаться
от одной неудачи к другой без потери энтузиазма
».

(Уинстон Черчилль)

«Чёрный Обелиск» восстал из пепла, словно птица Феникс. И постепенно, позабывшие, казалось, группу (а в некоторых случаях – и отвернувшиеся от неё) поклонники, вернули своё былое расположение к ней, ну а к ним примкнули множество болельщиков теперь уже молодого поколения.

Альбомы «Пепел» (2002), «Нервы» (2004) и «Зелёный альбом» (2006), записанные обелисковцами в первые годы после реюньона

С момента возрождения «Чёрный Обелиск» взял курс на старый добрый хэви-метал, но со значительно осовремененным звучанием. Была построена собственная студия группы, на которой музыканты во главе с Дмитрием Борисенковым стали полноправными хозяевами звукозаписи. О своей тяжёлой работе в тяжёлом жанре они написали песню под банальным названием «Песни о…»

«Знаешь ли ты, как рождаются песни?
Песни любви или песни протеста,
Как трудно слова превращаются в строчки,
Так можно быстро дойти до «точки».

Знаешь ли ты, как рождаются ноты?
Их ищешь порою до пота и рвоты.
Так из отдельных разрозненных фраз,
Получается длинный рассказ.

Песни о счастье, песни о горе,
Песни о тюрьмах и песни о воле.
Сколько их было и сколько их будет,
И кто-то, быть может, мои не забудет.

Знаешь ли ты, как рождаются звуки?
Как от напряжения сводит руки?
Ты словно спортсмен ждешь, когда будет финиш,
Но время никак не сожмёшь и не сдвинешь.

Песни о войнах, песни о мести,
Песни о подлости, песни о чести,
Песни о вечности и о мгновеньях,
Песни о взлётах и о паденьях,

Песни о грустном и о веселье,
Песни для Вас и те, что Вы не хотели.
Сколько их было и сколько их будет,
И кто-то, быть может, мои не забудет».

(Дмитрий Борисенков, 2004 год)

За относительно короткий промежуток времени было записано и выпущено три альбома: «Пепел» (2002), «Нервы» (2004) и «Зелёный альбом» (2006), в каждом из которых содержание соответствовало названию. В первом альбоме затрагивается психологическая сторона, воспоминания. Второй альбом посвящён социальной тематике, с очень жёсткими, но ёмкими текстами. Третий альбом стал больше философским, где-то отрешённым, где-то приземлённым. Кстати, во многих песнях «Чёрного Обелиска» присутствует образ Города: большого, величественного, сменяющего день и ночь, закаты и восходы, но серого и бездушного. Образ был на прежних альбомах, и перешёл в новые, не меняя своей сути. С этих релизов самыми известными стали композиции «Прощай и прости», «Тебя больше нет», «Земля к земле», «Дым», «Мёртвые не пишут писем», «Нервы», «Свобода», «Ангелы», «Когда-нибудь». А осенью 2009 года был издан макси-сингл «Чёрное/Белое» с тремя новыми песнями, предвещавшими открытие новой главы в истории «Чёрного Обелиска».
.

«От тяжёлых дней до счастливых побед»

О записи нового, уже четвёртого по счёту студийного альбома возрождённого «Чёрного Обелиска» стало известно в декабре 2010 года. В скором времени группа обещала открыть слушателям новые песни, не считая изданных ранее на сингле «Чёрное/Белое». Так, начиная с января 2011 года, в течение нескольких месяцев были представлены «1000 лиц», «Стань сильней», «Рок-стар», «Открой глаза» и «Псы», после чего наступило определённое затишье перед бурей.

Первый сигнал о пришествии этой самой бури был зафиксирован 12 января 2012 года, когда группа анонсировала выход долгожданного альбома, получившего название «Мёртвый сезон». Спустя неделю состоялся интернет-релиз, все композиции были опубликованы для прослушивания в режиме он-лайн. Буря всё нарастала, и в воскресенье, 22 января, группа «Чёрный Обелиск» устроила презентацию альбома в московском клубе «Б2», а соответственно, представила своим болельщикам и новую концертную программу.

«Мёртвый сезон» (2012) стал четвёртым полноформатным альбомом на счёту возрождённого «Чёрного Обелиска»

Свой новый альбом музыканты «Чёрного Обелиска» анонсировали под лозунгом «смены приоритетов». Во-первых, давно от представителей «старой школы» мы не слышали очередную порцию социальщины. Молодые всё порываются это делать, занять место, но у них пока что-то неубедительно выходит. Во-вторых, гармоничное сочетание этой самой старой школы и современного звучания приносит свои плоды в виде мощного и забойного хэви-метала совершенно новой формации. Ну и в-третьих, «смена приоритетов» косвенно касалась также и событий последних двух лет, когда среди известных российских метал-групп выходили релизы в основном только у «семейки Арии», да и вообще большинство событий было связано именно с ней. По этому поводу обелисковцы даже шутили, что, мол, они сами пока временно в меньшинстве, в смысле, в информационном. С началом нового 2012 года всегда независимый и державший марку «Чёрный Обелиск» нацелился изменить ставший привычным ракурс внимания рокеров и металлистов.

«Мёртвый сезон» обелисковцы издали самостоятельно, без помощи лейблов, как бы подчёркивая свою независимость и обособленность от общих тенденций в музыкальной среде. На самом деле, в связи с явным и довольно затяжным кризисом в этой индустрии, многие группы сейчас пытаются искать новые пути «материализации» своего творчества. Кто-то находится в поисках новых лейблов с более выгодными условиями, кто-то выкладывает релизы в Интернет для свободного прослушивания (а иногда и скачивания), ну а кто-то занимается самиздатом, не отягощая себя контрактами и условиями. В «Чёрном Обелиске» выбрали именно такой вариант.

Авторы «Мёртвого сезона». Этот альбом выполнен в формате digi-book с буклетом, напоминающим сборник стихов

Тем не менее, новый альбом ни в чём не уступает «фирменным» релизам, ибо музыканты с большой ответственностью подошли к его изданию и оформлению. «Мёртвый сезон» выполнен в формате digi-book, а буклет альбома, несмотря на скромность и простоту, очень качественно оформлен в виде сборника стихов, коими являются тексты песен. Также в буклете наличествует традиционная благодарность от авторов и перечень тех, кто принимал участие в работе над альбомом. Впрочем, «Мёртвый сезон» воспринимается как нечто большее, чем просто музыкальный альбом – он действительно напоминает книгу, в содержании которой заложены простые и понятные каждому изречения и мысли.

Название «Мёртвый сезон», по словам Дмитрия Борисенкова, было выбрано не случайно и отражает общее настроение композиций, а особенно той эпохи, в которую они создавались, то есть современности.

Дмитрий Борисенков:

«Содержание заглавной песни альбома – это одно, но название «Мёртвый сезон» мы выбрали исходя из настроения всех песен. К тому же, назвать происходящее вокруг в стране, точнее, в наших с вами странах, иначе как «мёртвым сезоном», не получится. Тут можно наблюдать общую картину, и вообще создаётся ощущение, что он наступил везде: и в повседневной жизни, и виртуальной, и в музыкальной. Просто всё застыло в неведении».

Отдельного описания заслуживает обложка «Мёртвого сезона». Изображённый на ней (в бело-серых тонах) полуразрушенный корабль узнаётся не сразу и не всеми. Но, тем не менее, это судно имеет очень длинную и в каком-то смысле насыщенную историю. А называется корабль очень гордо и пафосно – «Америка».

Дмитрий Борисенков:

«Про обложку мы вообще вспомнили чуть ли не в самый последний момент. Нам не хотелось изображать чего-то мудрёного, сложного. Хотелось, чтобы лицо альбома просто соответствовало содержанию. И фото корабля с названием «Америка», послужившее исходником при создании обложки, по нашему единодушному мнению, как нельзя лучше подошло для этого. К тому же, если вспомнить историю этого корабля и соотнести её с названием «Мёртвый сезон», то всё получается очень даже символично».

Тот самый корабль «Америка», вдохновивший музыкантов на создание обложки «Мёртвого сезона»

Символичность здесь заключается не столько в названиях, сколько в событиях. Океанский лайнер «Америка», построенный в 1940 году, за время своего существования побывал в роли пассажирского корабля, военно-транспортного, плавучего отеля, занимался перевозкой туристов, эмигрантов и беженцев и даже мог стать плавучей тюрьмой. Он не раз пересекал три океана, не раз менял название и хозяев, не раз покупаясь и перепродаваясь. Все эти бесконечные перипетии завершились в один прекрасный январский день 1994 года, когда уже полностью выработавшая свой ресурс «Америка», лишённая гребных винтов, буксировалась через Атлантику маленьким кораблём с не менее символичным названием «Нефтегаз-67». В пункте назначения старое и гордое своей продаваемостью судно-металлолом должно было стать красивым пятизвёздочным отелем на потеху туристам. Но во время внезапно налетевшего шторма разорвался буксировочный трос между «Америкой» и «Нефтегазом», после чего «Америка» села на мель у Канарских островов. После этого, в то время как (в лучших американских традициях) шли судебные разбирательства, кто же виноват в этой аварии, корабль «Америка» постепенно гнил на мели и разваливался на части. Его история закончилась спустя десятилетие, когда от удара волны ещё сохранившаяся носовая часть (та самая, что на обложке «Мёртвого сезона») была разрушена окончательно, и её останки смыты в океан. Весьма содержательная иллюстрация, надо сказать.

Но вернёмся к «Чёрному Обелиску». Альбом «Мёртвый сезон» с музыкальной точки зрения наполнен отчаянным модерновым хэви-металом. Текстовая составляющая, как и на трёх предыдущих полноформатниках, касается в основном социальной тематики, и даже, по замыслу музыкантов, содержит определённую концепцию.

Дмитрий Борисенков:

«Можно сказать, что у «Мёртвого сезона» всё-таки есть своя концепция. Не просто общая тема в песнях, а что-то вроде одной большой композиции, большого рассказа на целый альбом».

«Мёртвый сезон» музыканты издали самостоятельно, без помощи лейблов. За несколько месяцев этот альбом успел завоевать репутацию одного из лучших новых релизов

Концептуальность альбома заключается не только в текстах, но и в музыке. Все композиции словно перетекают одна в другую, слышатся схожести в звучании и настроении отдельно взятых песен. А настроение это можно охарактеризовать не иначе как «хэви-метал потерянного поколения». Того самого потерянного поколения рок-старов, к которым причисляет себя герой повествования, как бы наблюдающий словами и музыкой за окружающей реальностью. «Потерянным поколением» в литературе называют героев, живущих в эпоху критических перемен, и не сумевших достаточно приспособиться к новой жизни. Они все видели кровь и смерть, были свидетелями утраты своих товарищей. Моральное и физическое истощение преследует их на каждом шагу. Кто-то продолжает бороться и доказывать сам себе, что ещё способен жить, а не существовать, кто-то сходит с ума, кто-то уходит в мир иной, возносясь на облака из алкогольных и наркотических паров. Не все, ковавшие металл, дожили до сегодняшнего времени. Девяностые годы стали для некоторых (и для основателя «Чёрного Обелиска» Анатолия Крупнова в том числе) непреодолимым барьером. Но сейчас уже другое время, и оставшиеся герои потерянного поколения смотрят на мир современным взглядом. Двенадцать композиций создают своим музыкально-текстовым полотном по-настоящему цельный альбом. Цельный – на то он и Обелиск.
.

«Мир ослепших душ не тревожит свет…»

«Мёртвый сезон» продолжает традиционную для «Чёрного Обелиска» социальную тематику песен

Итак, представим себе современное общество таким, как оно есть, без купюр и цензуры. Представим его глазами героя альбома. Если бы Ремарк жил в наше время, то он бы вполне определённо сказал, что «хэви-метал потерянного поколения» играют люди жёсткие, решительные, признающие только конкретную помощь, к тому же ироничные с женщинами. Чувственность у этих героев стоит впереди чувств. «Чёрный Обелиск» воплотил это сполна.

Первой композицией на альбоме звучит «Рок-стар», в которой воспоминания героя о прошлом всё больше вплетаются в настоящее. Вот таким он хотел быть («…взял я в руки гитару на свою беду…»), а вот таким он стал («…теперь для себя не ищу оправданий…»). А также о том, что рок-музыка, которой он бредил в юные годы и при этом мечтал зажигать наравне со своими кумирами, стала для него и для окружающих всего лишь музыкальным товаром, который покупается и продаётся, притом товаром весьма эксклюзивным. Такой товар не рекламируют в теле- и радио-эфирах, да и продажи его резко упали за последние двадцать лет. Так что герой выкручивается из ситуации как может, пусть ему и «надоело кривляться» всё творческое время. «Это во многом автобиографическая песня, – усмехается Борисенков, – и не только для меня лично… Конечно, в ней полно обывательских штампов, но истина как раз недалеко».

Современная реальность постепенно поглощает героя окончательно, и вот уже играет песня «Под орлами двухголовыми». Здесь герой повествует не только о себе, но и вообще о творческих людях своего поколения: музыкантах и поэтах («здесь таких, как я, не счесть…») – таких же «потерянных» для циничного обывательского мира личностях. Сегодня слово Поэта и нота Музыканта ничего не значат, порою даже для себе подобных («Я продаю себя по кусочкам – буква за буквой, строчка за строчкой…»). Взамен звучит лишь «толпы обожанье, пустые слова», а чаще – просто смачное чавканье с первых до последних рядов в зале. Ну и, конечно же, всё это приправлено соусом из пороков в виде тупости, жадности и корысти, по всей вертикали социума. Для тех, кто привык отвечать искренностью на искренность, такие обстоятельства становятся действительно тяжёлым роком. «Берите скорее, осталось немного!» – и откуда только герой находит в себе ещё силы для творчества? И, конечно же, очень цепляет припев: «…я дитя серпа и молота, и рождён, чтоб умереть под орлами двухголовыми!»

Но героя хранят всё те же Вера, Надежда и Любовь, что были с ним всю его сознательную жизнь. Судя по всему, герой не понаслышке знает, что такое смерть, и знает, что у неё есть «1000 лиц», причём во все века и времена. Смерть, как известно, может появляться не только в обличье старухи с костлявой рукой, но и милой молоденькой леди. Впрочем, независимо от облика, итог для повстречавшегося с ней, как правило, бывает всего один. У тем же, кто выжил, появляется ещё один стимул для продолжения мимолётной игры под названием «жизнь». Главное, чтобы были всё те же Вера, Надежда и Любовь.

И вновь, со следующей песней, мы возвращаемся на нелёгкую стезю. Герой замечает полёт некоей твари под странным названием «Синяя птица». Он понимает, что это какое-то своеобразное воплощение современной мечты, но ему невдомёк, откуда она вообще взялась и чего хочет. Она кружится над ним, садится на плечи, льстит ему взглядом и словами. Но есть в ней какая-то неестественность, даже порочность. К слову, про синих птиц кто уже только ни писал, ни пел и ни экранизировал. Но эта «птичка цвета ультрамарин» не ведёт к удаче – скорее, она сама назойливо пристаёт к выбранным ею объектам и явно с другими намерениями. Что кстати, ей вообще по природе не свойственно. «Чтоб тебе провалиться!» – кричит герой, отгоняя её пока ещё в здравом рассудке. Впрочем, кое-кто даже высказывает версию, что такие «синие птицы» являются разве что в пьяном бреду, на то они и синие…

Птица — символ для «Чёрного Обелиска» ещё с 90-х годов. Никакие посторонние «синие птицы» не допускаются)

Как бы то ни было, но истина отнюдь не в вине, и даже не на дне. «Может, счастья два ведра – а может, новая беда…» Предельно проста следующая песня под названием «Стань сильней». Но такой и должна быть типично металлическая песня о силе духа (или хотя бы о том, что от него осталось)! Герой уже давно понял, что помочь себе может только он сам. И действительно, своя мечта у него есть, но это не назойливая «птица» извне – это та мечта, которую он хранит и бережёт в себе самом на протяжении долгого времени. Наверное, в какие-то мгновения по ночам (или даже во сне?) она возникает перед ним в виде путеводной звезды, за светом которой он двигается. Он постоянно в движении, в стремлениях, ведь если он отстанет и оступится, то окажется в петле суровых дней, привычек и страстей, откуда вряд ли выберется, как и сотни потенциальных «рабов-друзей». Но остаётся вопрос: «И кто там знает, что нас ждёт?»

Заглавная песня «Мёртвый сезон» закрывает первую половину альбома. В ней присутствует атмосфера пустынного берега, холодного ветра и пасмурного неба. Некоторые сравнивают её с бессмертной «Я остаюсь», но с иным сюжетом. Это был один из путей: «…бежать и плыть, лететь, куда – всё равно! Лишь бы туда, где нет, и не было нас!» Герой мысленно проводил взглядом отплывающий в неведомые дали корабль и теперь может немного пофантазировать или же встать на место тех, кто покинул родную землю в поисках счастья. Покинул уже в полном отчаянии, когда «смыло волной песочные замки…». Это было путешествие без цели и маршрута, согласно ветру и течению. И вот, среди серых скал, похоже, некоторые нашли своё пристанище. Здесь им спокойнее, надёжнее, а может быть, и уютнее. «Бесполезный билет» привёл их в заветное место, где они надеются пережить мёртвый сезон на своей Родине. Можно убеждать себя в правильности сделанного выбора, однако постепенно и те, кто остался, и уплывшие приходят в себя и понимают, что мёртвый сезон не имеет границ. И те, кто уплыли, увезли его частичку вместе с собой. И уже там, подобно мёртвому кораблю под названием «Америка», они когда-нибудь оторвутся от буксира, осядут на мели, и больше о них никто не вспомнит. С давней и ставшей привычной мыслью «…а чтоб стоять – я должен держаться корней!» герой ожидает свой новый день.

Этот день открывается на голубом экране пластмассового ящика, как раз после прогноза погоды, вместе с динамичной песней «Открой глаза!» «…и посмотри вокруг: здесь всё не так, всё изменилось вдруг». Правда, изменилось всё не вдруг, а на протяжении последних двух десятков лет. Давит мораль и совесть? – Да к чёрту их, откажись, отрекись! И вообще, нет человека – нет проблем! Призыв открыть глаза льётся с экранов, демонстрируя в качестве наглядных примеров успешных существ настоящего времени, ну и прочие прелести «современной культуры». Но герою в этом вполне резонно виден лишь цинизм, холодный расчёт и ничего, кроме выгоды. Подобные образы лишены всего человеческого и у здравомыслящих вызывают только отторжение. На выбор же, для постижения азов успешной современной жизни нам предоставляется множество вариантов: только выбирай погрязнее да поотвратнее, да и вообще – как известно, одни более равны, чем другие! И ещё «купи-продай», не себя, так ближнего своего. Не принявшие же «современную культуру бытия», как правило, находятся за чертой такого психопатологического социума, проще говоря, остаются не у дел. Театр абсурда, в общем. Причём обыватель совокупляется в нём прямо на сцене по классическому сюжету, имея целью расплодить последующее поколение себе подобных и не очень. Но тут с мыслью «однажды у Бога не хватит терпенья, и беды сойдут на людей… мы дружно толпою умоемся кровью – кровью своих же детей!» наш герой нажимает на кнопку пульта, и голубой экран исчезает в чёрном квадрате.

Почему-то после подобных ежедневных откровений мир должен казаться слишком контрастным. Однако, исходя из песни «Чёрное/Белое», можно сделать ещё более ужасающий вывод – на самом деле никакого контраста в сознании у обывателя нет, а границы межу светом и тьмой постепенно стираются. «Кто не видит Зла, вряд ли тот поймёт, кто его со всей толпою и куда ведёт!» Более того, веры нет ни в Бога, ни в Дьявола, что говорит либо о слишком большой самоуверенности, либо о сумасшествии, либо о нежелании осознавать природу своих мыслей и поступков. «Будто жизни две, а не одна…» Да нет, как раз некоторым и двух жизней бывает мало, причём одновременно. Это люди-отражения, так и не различающие свет и тьму, ибо это не в их принципах. Ну что ж, значит, процесс пошёл, «времени обратный счёт можно начинать».

И дальше всё сменяется размеренной композицией «Вальс». В общем гремящем и грохочущем потоке мыслей и мелодий танцевальный мотив воспринимается, как нечто из другого измерения. Для героя так оно и есть: ну должно же быть в театре абсурда место нормальному вальсу. А заодно и даму можно пригласить на танец, и даже поговорить с ней. В разговоре будет немного философии, немного иронии. Ну, в конце концов, почему всё должно быть так ужасно? Любовь не вечна, ненависть и проклятия тоже не вечны… Все другие погрязли в пороке? Ну и что с них возьмёшь, собственно? Удачи всё равно не надо желать. Своеобразно убить себя нынешнего, покончить с прошлым, чтобы потом восстать из пепла и гари можно – знать бы как, вот в чём дело.

Снова окунаемся в быстрый ритм. Каждый человек придумывает себе ангелов – светлых и тёмных. А можно ещё круче – на месте собственных эмоций вообразить стаю псов. Собственно, песня «Псы» как раз об этом. «Шаг за шагом, век за веком, они идут за человеком…» и держат его в своём окружении. И дело здесь не в диких тварях, не в мёртвой среде их обитания, а в умах людей. В зависимости от того, к кому из псов хозяин обратит свой взгляд – таким и будет настроение. Однако понятие «хозяин» весьма условно, ведь на самом деле он полностью зависит от своего зверья, что сидит у него внутри. И внимания к себе всё время требуют как белые, так и чёрные.

В такой ситуации отчаяние сменяется нахлынувшей уверенностью, и наступает время для песни «Исход», когда «я знаю, пора уходить, но не вижу, куда!» Вновь наступает зима, однако в этом бренном мире весна уже не наступит. Музыка обрушивается ледяным ветром на развалины социума, где «ничего уже почти не жаль». Ключевое слово «почти», значит, где-то, по мнению героя, ещё могли остаться искры разума и совести, но они уже ни на что не влияют. Всё чаще герой уходит мыслями в прошлое и понимает, что вскоре станет таким же, как и те, кто там остался навсегда. Его поиски лучшего места для жизни ничем не увенчались. Нет, он понимает, что где-то может быть лучше, однако социум не дал ему никакого ответа на этот вопрос. Для героя теперь осталась лишь живая музыка «мёртвого сезона», под которую наконец-то «цифры совпали и звёзды сходятся», а это значит, что всё-таки пора идти прочь отсюда. Не от слабости или немощи, но от полной и окончательной уверенности в своих силах и дальнейших действиях.

…Но он оборачивается. И видит себя самого, но юного. Это тот, кто ещё может жить в этом мире, кто ещё может бороться, кто ещё надеется и на кого ещё есть надежда. Лишь один совет ему: «Не обещай!» Да, ты такой же, как я, и мы ещё сможем пойти вместе, но «не обещай всё время быть со мной». В конце концов, путь у каждого свой и цели у каждого свои. Можно говорить о любви и о преданности идеалам, но рано или поздно придётся делать осознанный выбор, и не всегда он может быть в пользу нашего с тобой идеала. Это не от бессилия, не от слабости. Решительность и сила духа остаются, это наше внутреннее, не навязанное извне. Своей Судьбы не бойся, просто никто сейчас не знает, как она сложится в дальнейшем. Просто все мы когда-то созреваем и мыслим по-своему. Возможно, останется что-то, объединяющее нас. Наверняка это будет та самая живая музыка «мёртвого сезона». Ну а пока «…прошу меня простить…, когда я умру, а ты останешься жить!» …Пластинка обрывается.

«…Мы идём обратно. Она опирается на меня.
— Не покидай меня никогда.
— Я тебя никогда не покину.
— Никогда, — повторяет она. — Никогда… какое короткое время…»

(Э.М. Ремарк, «Чёрный Обелиск»)
.

«Знаешь ли ты, как рождаются песни?..»

«Мёртвый сезон» был записан и сведён традиционно на собственной студии «Чёрного Обелиска». Продюсированием альбома, а также работой над его оформлением, занимались сами музыканты. Обложку с изображением мёртвого корабля «Америка» выполнила художница Маргарита Незнамова. «Возможно, так оно и есть, что это самая искренняя работа «Чёрного Обелиска». Я не говорю вот прямо так: самая лучшая, но то, что мы делаем, мы делаем искренне, мы стремились сделать альбом именно таким», – говорит Дмитрий Борисенков, как бы подводя итог своего рассказа о концепции «Мёртвого сезона».

Дмитрий Борисенков: «То, что мы делаем — мы делаем совершенно искренне!»

Преобладание социальной тематики в песнях стало характерным для «Чёрного Обелиска» с момента возрождения. Какова реальность – таковы и мысли, каковы мысли – таковы и песни. Настроение музыкантов в полной мере передаётся в песнях. Помимо «социальщины», обелисковцами затрагивается также внутренний мир героя песен, где царят порой живые мысли на фоне полной разрухи извне. Так складываются композиции альбомов «Пепел», «Нервы», «Зелёный альбом», так продолжается и на «Мёртвом сезоне». Но если три предшествующих альбома были записаны с относительно короткими интервалами (в среднем по два года), то «Мёртвый сезон» создавался более пяти лет.

Дмитрий Борисенков:

«Да, я понимаю, что Вы имеете ввиду, говоря о сроках выпуска. Для группы это было не очень простое время… Сразу после записи альбома из группы ушёл барабанщик (Владимир Ермаков – Прим. авт.), ушёл по личным причинам, помимо этого за пять лет ещё разные проблемы накапливались… И, тем более что песни-то не создаются нами по расписанию. Типа: сегодня пишем про войну, завтра про футбол, потом ещё про что-то… Мы так не работаем. Тема песни может возникнуть в самом конце работы над ней, здесь песня пишется так, как она пишется. И не обязательно это будет социальная тема, где всё так уж прямолинейно. Ведь можно донести мысль и с помощью образов, всяких там синих птиц и прочей живности… Вот так всё и происходит, так всё создавалось. И, повторюсь, прошедший год для нас так или иначе стал годом перемен».

Прошедший год принёс для «Чёрного Обелиска» не только перемены, но и стал юбилейным – группа отметила своё 25-летие. Немногие металлисты могут творить так долго и при этом не терять формы и содержания своего творчества. На фоне «мёртвого сезона» последних лет, выражающегося в падении интереса к металлической музыке, «Чёрный Обелиск» – одна из тех групп, что по-прежнему достойно представляют себя на тяжёлой сцене, в частности, среди своих коллег из так называемого «второго эшелона». Именно с ними обелисковцы чаще всего пересекаются не только на разных концертах и фестивалях, но и в закулисной жизни.

Дмитрий Борисенков:

«Круг общения… дружественных нам групп очень большой. Вот, из украинских, например, нашими большими друзьями является группа «ТОК» из Днепропетровска. Они наши ровесники, кстати, тоже играют 25 лет. А из московских… да почти со всеми мы близко знакомы и общаемся периодически».

В это число «почти всех» входят группы «Catharsis», «П.оС.Т.», «Маврин», «Артерия», «Эпидемия», «Мастер», «Everlost», «БониНЕМ», «Фактор страха» и другие. Особенно среди прочих музыкантов стоит отметить Владимира Насонова, известного своим участием сразу в нескольких проектах московской метал-тусовки. С «Чёрным Обелиском» он иногда выступает сессионно в качестве третьего гитариста и вносит свою лепту в происходящее на студии.

Со многими дружественными группами «Чёрный Обелиск» часто выступают на одной сцене, как например, на фестивале «Moscow Metal Meeting», прошедшем 7 апреля 2012 года

«Чёрный Обелиск» в программе «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия». Эфир 23 марта 2011 года (стоп-кадр с ТВ).

25-летие «Чёрного Обелиска» сопровождалось и другими событиями. 23 марта 2011 года группа приняла участие в программе «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия», где помимо старых хитов, впервые вживую представила песню «Рок-стар». Эта песня вскоре попала в ротацию «Нашего радио» и засветилась в хит-параде «Чартова дюжина». Кстати, она была записана также в дуэте с Артуром Беркутом и в такой версии издана на сборнике «Монстры рока 20 лет спустя», вышедшем в мае 2012 года.

Ещё одним новым хитом группы стала песня «1000 лиц». Из всех «ласточек» 2011 года эта была выпущена в полёт самой первой и тут же получила множество положительных отзывов от слушателей. Летом того же года, уже упомянутый Владимир Насонов, один из главных приколистов русского металла, воспользовавшись обстоятельствами, записал и спел пародийную кавер-версию, посвящённую поклонникам хэви-метала, бурно обсуждавшим, кто же станет новым вокалистом группы «Ария». Позднее, а именно осенью, песня была перезаписана с уже нормальным, исходным текстом «Чёрного Обелиска», а спел в ней не кто иной, как Михаил Житняков…, как раз и ставший вокалистом «Арии»!

«A Tribute to Чёрный Обелиск XXV» был записан молодыми группами отечественной метал-сцены в честь 25-летия «Чёрного Обелиска»

Говоря о каверах на песни «Чёрного Обелиска», нельзя не упомянуть трибьют-альбом, посвящённый юбилею группы. На этом альбоме 25 молодых (и не очень) коллективов представили собственные версии «обелисковых» песен. «Tribute to Чёрный Обелиск XXV», вышедший в феврале 2012 года, по замыслу и идейной составляющей был аналогичен «арийскому» трибьюту, изданному годом ранее. Эксклюзивным треком этого релиза стала ранее не издававшаяся композиция «Неотвратимое», сыгранная Юрием Алексеевым, игравшем в «Чёрном Обелиске» ещё крупновского периода. Она исполнялась группой всего один-единственный раз в 1987 году. В настоящее время готовится ещё так называемый интернет-трибьют под названием «Память о прошлом», который включит в себя каверы, не вошедшие на официальный релиз.

* * * 

Для «Чёрного Обелиска» музыкальная жизнь кипит и в студии, и на концертах, где группу всегда встречают очень восторженно, а сами музыканты, как и положено рок-старам, давно стали известны и узнаваемы, причём как в ассоциации с группой, так и без неё. Кстати, помимо работы в «Чёрном Обелиске» и на собственной студии под той же вывеской, Дмитрий Борисенков время от времени принимает участие в записях других коллективов. Так, он отметился в альбомах групп «Фактор страха» (обе части «Театра военных действий»), «Гран-КуражЪ», на сольнике Константина Селезнёва, и особенно – в метал-опере «Эльфийская Рукопись» группы «Эпидемия», где сыграл роль тёмного лорда Деймоса. С участием Борисенкова прошло четыре концертных постановки этой оперы. А одной из самых значимых его работ многие считают участие в проекте Маргариты Пушкиной «Династия Посвящённых», во второй главе которого Борисенков стал основным вокалистом, записав четыре композиции («Варфоломеевская ночь», «Отчаяние», «Убийца времени» и «Дети Савонаролы»).

Дмитрий Борисенков:

«На самом деле, сторонние проекты мне, в общем-то, мало интересны. Но всё же да, отказать друзьям невозможно. В «Династии» вот Пушкина меня попросила помочь… И вот так я соглашаюсь… А что касается «Детей Савонаролы», то там ведь возникла непредвиденная ситуация. Алёшин тогда ушёл из проекта, и те песни записал уже я…»

В рок-опере «Эльфийская Рукопись» Дмитрий Борисенков сыграл роль тёмного лорда Деймоса.

Альбом «Дети Савонаролы» (2009) проекта «Династия Посвящённых» Маргариты Пушкиной. На этом альбоме Дмитрий Борисенков стал основным вокалистом, записав для проекта четыре композиции.

Дмитрий Борисенков: «И всё же…, сторонние проекты меня мало интересуют… Но отказать друзьям невозможно»

Участники «Династии Посвящённых» могут включать композиции проекта в свои концертные программы, по желанию, естественно. Но обелисковцы отказываются от подобных решений. «Да как сказать, – Борисенков пожимает плечами, – я вообще считаю, что эти песни не для концертного исполнения, так что не вижу смысла в подобных вещах. Они же изначально создаются совсем не для этого. Да и «Margenta» это ведь не группа с постоянным составом, а студийный проект. Именно что проект, для души, для себя любимых». Тем не менее, для готовящейся третьей главы «Династии Посвящённых» Дмитрий Борисенков недавно записал песню под названием «Крысолов».
.

«Мы живём сегодня и сейчас!»

Международный байк-фестиваль «Вольный байкер» за три майских дня и ночи собрал более двух тысяч человек. Пасмурная пятница, проводившая небольшим дождём колонну байкеров из центра Харькова прямо в Мерефу, сменилась жаркой и солнечной субботой. Однако, как известно, общее настроение на подобных фестивалях не зависит от погоды. Культурно-развлекательная программа была составлена, организована и проведена наилучшим образом. И всё это – под неутихающие звуки рок- и метал-музыки со сцены. Чёртова дюжина коллективов приложила все усилия для создания хорошей музыкальной атмосферы фестиваля. «Чёрному Обелиску» была предоставлена честь стать хэдлайнерами сего действа и своим драйвовым хэви-металом завершить двухдневную концертную программу.

Итак, группа «Чёрный Обелиск», как уже упоминалось, приехала на харьковскую землю впервые, а это значит, собиралась провести здесь самую настоящую презентацию не только альбома «Мёртвый сезон» (который поклонники группы имели возможность приобрести прямо на фестивале), но и своего творчества вообще. «Сегодня будет и много песен с нового альбома, ну и про старые мы тоже, разумеется, не забудем», – сказал Борисенков, вместе с остальными музыкантами группы отправляясь на перерыв после саундчека. Время «Чёрного Обелиска» должно было настать в полночь.

black_2012-29-1

«Слышится поступь – кто-то идёт;
Двери запри на засов!
Близится грозное время – и вот
Слышишь ты бой часов.

Это – полночь!»

(Анатолий Крупнов, 1986 год)

«…Движется время своим чередом, К полночи близишься ты…» Поступь действительно слышалась всё отчётливее, музыканты выходили на сцену. Ведущий DJ Garry объявил выход хэдлайнеров фестиваля, и, судя по восторженным крикам и приветствиям от собравшейся аудитории, группа явно не нуждалась и не нуждается в представлении. Дмитрий Борисенков обратился к зрителям с традиционными словами: «Чёрный Обелиск приветствует своих болельщиков!!!», и начался хэви-метал. «Чёрный Обелиск», добро пожаловать впервые в Харьков!

Дмитрий Борисенков обратился к зрителям с традиционными словами: «Чёрный Обелиск приветствует своих болельщиков!!!»

Под звёздным небом первой зажглась звезда «Рок-стар», открывающая новый альбом и, соответственно, концертную программу «Чёрного Обелиска» в этом году. О песнях, прозвучавших на фестивале, стоит сказать отдельно. Само выступление включало в себя три своеобразных отделения, между которыми, впрочем, по старой традиции не было перерывов. Это напоминало главы в книге, в которой песни стали страницами. Хронология глав шла в обратном порядке, от современности до самых основ. Первая часть была полностью посвящена песням с нового альбома, были исполнены наиболее знаковые из них. За прошедшие четыре месяца со дня релиза «Мёртвый сезон» завоевал репутацию одного из лучших отечественных металлических альбомов последнего времени.

Вторая часть содержала уже проверенные и выдержанные композиции минувшего десятилетия. Тройной залп, произведенный обелисковцами в виде альбомом «Пепел», «Нервы» и «Зелёный альбом», стал настоящей зажигательной смесью. «Ангелы», чёрные и белые, приставленные к человеку; «Нервы», что оголённые натянуты струной между прошлым и будущим холодного и бездушного города; и ещё, как известно, «Мёртвые не пишут писем», но создаётся ощущение, что знают, гораздо больше нас самих. Тему усопших и ушедших подхватила «Земля к земле», в которой «…каждый сам выбирает: эшафот или плаха…». А ещё была «Прощай и прости», десять лет назад открывшая первый альбом возрождённой группы. Одни уходят, другие остаются, третьи идёт дальше. Песню «Капли дождя» музыканты посвятили «всем, кто тренирует свою волю», а завершившую второе отделение песню «Свобода» – власть имущим, причастным к ним, и не только, ибо её содержание штыком нацелено на пирамиды этого социума. В песнях на подобные, часто затрагиваемые темы обелисковцам, как и другим представителям «хэви-метала потерянного поколения», удаётся полностью отобразить и раскрыть содержание, благодаря искренности композиции и чувственности, которая, согласно Ремарку, всегда выше чувств. И, разумеется, не без иронии.

Третью часть Дмитрий Борисенков открыл словами: «А сейчас ещё одна песня. Своеобразная, про покойничков…» Герой песни предстал с первых же строк: «Аве, Цезарь, друг сердечный! Ну, заходи, давно заждались…», а это означало, что наступило время не просто отличных песен, но легендарных хитов, написанных Анатолием Крупновым. И естественно, что реакция публики (в виде бурных оваций и многоголосного подпевания) на эти хиты была предсказуема. Нарастающие эмоции в песне-диалоге двух времён плавно перетекли в следующую долгожданную композицию, что называется «Стена», а затем – в бессмертную «Я остаюсь», текст которой за долгие годы был запомнен, выгравирован и расхватан на цитаты. «Я остаюсь, чтобы жить!»

Ночь окутала фестивальное поле, но сцена, где вовсю зажигали обелисковцы, оставалась своеобразным маяком, куда было приковано внимание всех собравшихся посмотреть на это выступление. А заполняемость пространства перед сценой во время выступления «Чёрного Обелиска» была самой большой в завершающую музыкальную ночь фестиваля. Финальной композицией стала «Ещё один день», спетая хором и ставшая пожеланием и наставлением на день грядущий:

«Ты победил, ты силён и доволен собой;
Прошёл ещё один день, ты его пережил.
Но завтра снова тебе предстоит этот бой,
Ведь завтра снова ты будешь бороться за жизнь!»

* * * 

«Чёрный Обелиск». Live in «Вольный байкер» (19-05-2012)
Программа выступления:

1. Рок-стар
2. Мёртвый сезон
3. Синяя птица
4. Чёрное/Белое
5. Не обещай
6. Исход
7. Ангелы
8. Нервы
9. Мёртвые не пишут писем
10. Капли дождя
11. Земля к земле
12. Прощай и прости
13. Свобода
14. Аве, Цезарь
15. Стена
16. Я остаюсь
17. Ещё один день
.

Последние тяжёлые аккорды означали, что группа «Чёрный Обелиск» торжественно оформила свой дебют на харьковской земле. И в то же мгновение, с другого берега реки небо символично озарилось огнями фейерверка, который музыканты наблюдали вместе со своими болельщиками.

Праздничный фейерверк и фаер-шоу

«Восток — дело тонкое» (с) Зажигательный танец в исполнении Дианы)

Все собравшиеся на этот праздник, в том числе и сами музыканты «Чёрного Обелиска», расходились уже после after-party, прошедшего с грандиозным фаер-шоу от харьковского театра «Legion» и зажигательным восточным танцем в исполнении Дианы. Отличное настроение и положительные эмоции, которые подарил этот фестиваль, ещё надолго останутся запечатлёнными не только на фотографиях, но и в памяти.

Группу «Чёрный Обелиск» ещё раз поздравляем с выступлением на байк-фестивале «Вольный байкер», и пожелаем музыкантам расширять горизонты своих концертов на украинской земле и радовать своих преданных болельщиков фантастической живой музыкой, пусть она и звучит даже во время «мёртвого сезона». Аве, «Чёрный Обелиск», и до скорой встречи, ведь, как известно, «человек живёт мечтами»!

.

Андрей Шабанов.

(автор фото- и видеоматериалов репортажа –
Екатерина Насрединова)

.
ФОТОРЕПОРТАЖ:
«Чёрный Обелиск». Выступление на байк-фестивале «Вольный байкер» (19.05.2012)

http://vk.com/album19622220_157986946

ВИДЕО:

Аве, Цезарь!

Земля к земле

Капли дождя

Синяя птица

Рок-стар

1000 лиц (саундчек)

.

При использовании информационных, фото, видео материалов https://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

Обсуждение закрыто.