Фаршид Элишаи Сайяд (Джозеф). Выставка скульптур «Ожившие мифы Персии». Легенды и сказания о героях Ирана.

Фаршид Элишаи Сайяд (Джозеф)

Родился 25 декабря 1965 г в Тегеране.

В 1983 году окончил общеобразовательную экономическую школу в Иране.

Проходил военную службу во время ирано-иракской войны.

По окончании службы работал экспертом по оценке старинных и современных ковров на тегеранском базаре а течение 5 лет.

В последствии участвовал  в более 15-ти международных выставках карикатуристов (Иран, Япония, Италия, Германия, Бельгия).

До приезда в Украину более 3 лет работал редактором печати в частной фирме графики и дизайна.

В декабре 1994 года приехал в Украину, в Харьков, для дальнейшего обучения искусству.

С 1995 по 2000 годы обучался в художественно-промышленном институте (сейчас – Харьковская государственная академия дизайна и искусств),  на факультете «Интерьер и оборудование», по специальности «Станковая и монументальная скульптура».

На данный момент занимается скульптурной и декоративной пластикой.

С 2012 года член Союза художников Украины.

Принимал участие в более чем 40 выставках скульптуры в Харькове и Украине.

Основой для творчества Джозефа стало «Шахнаме» – великое произведение иранского поэта Фирдоуси.

В экспозиции «Ожившие мифы Персии» представлены скульптуры бронзы, гранита, мрамора, песчаника, дерева, кварцита, камня, рельефы на кокосе.

Ростам и Рахш. Борьба с драконом
Дерево 50 х 50 х 3 см (2011 г.)
Ростам и Рахш. Борьба с драконом
Рельеф на кокосе 11 х 11 х 9 см (2010 г.)
 

Ростам – один из центральных персонажей персидского эпоса «Шахнаме», написанного поэтом Фирдуоси. Большой помощью для героя является его боевой конь Рахш (Молния).

***
Шахнаме

В поэтическом эпосе «Шахнаме» («Книга царей») переплетаются в извечной борьбе темы славы и позора, любви и ненависти, света и тьмы, дружбы и вражды, смерти и жизни, победы и поражения. Это повествование мудреца из Туса о легендарной династии Пишдадидов и перипетиях истории Киянидов, уходящие в глубь истории Ирана через мифы и легенды.

Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести». Прозвище «хаким» («мудрец», «ученый») он получил за глубину и широту своих знаний.

В качестве источников для создания поэмы Фирдуоси использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, на которые опирался иранский трон эпоху династии Ахеменидов (VI-IV века до н. э.), реальные события и легенды, связанные с пребыванием в Иране Александра Македонского. Абулькасим Фирдоуси работал над своей поэмой 35 лет и закончил ее в 401 году хиджры, то есть в 1011 году.

Условно принято делить «Шахнаме» на три части: мифологическая, героическая и историческая.

«Шахнаме» считается выдающимся памятником персидской литературы, национальным эпосом иранских народов. В Книге царей описывается история Ирана от древних времен до проникновения ислама в VII веке. Шахнаме — это название прозаических и стихотворных сводов, самым значительным из них является эпопея Фирдоуси, написанная примерно в 976—1011

Фирдоуси писал Шахнаме в течение 35 лет и собрал в поэме большой свод персидско-таджикского фольклора. Работая над произведением, он использовал не только эпизоды мусульманской истории, но и древнеиранские мифы, и доисламский эпос, и Авесту, священное писание зороастрийцев.

«Шахнаме» композиционно делится на 50 так называемых царствований различного объёма. Отдельные царствования включают большие сказания (дастаны), имеющими морально-этическое значение.

***

Работа –лауреат ІІ симпозиума в Донецке
Фархад и Ширин
Песчаник 200 х 130 х 80 см (2007 г.)

Романтические герои из старого сюжета о любви про армянскую красавицу Ширин, на которую претендуют персидский шах Хосров и скульптов Фархад. Ширин долго ездила за водой на лошади. Однажды ее лошадь подвернула ногу, и Фархад отнес Ширин вместе с лошадью домой на плечах. Так началась их любовь. Шах, вернувшийся с войны, узнает об этом и приказывает Фархаду сделать дорогу к роднику, на который ходит за водой Ширин. Когда дорога была готова Фархад, придя к шаху, узнает, что Ширин умерла. Шах преднамеренно солгал о смерти Ширин и таким образом погубил их любовь. Фархад с горя бросился со скалы.

Фархад и Ширин. Абстракция
Гранит, мрамор 22 х 17,3 х 4 см (2012 г.)

Фархад сделан в виде свечи, сгорающей от любви. Ширин – переводится как «сладкая» и потому зображена в виде кусочков сахара. Красные ручейки – кровь Фархада, который сбросился со скалы.

Араш Лучник
Рельеф на кокосе 12 х 9,5 х 5см (2010 г.)

В древние времена царь Турна Афрасияб разбил в г.Мазандаране (область на Севере Ирана) войска иракского царя Манучехра. Чтобы не пустить туранцев в Иран, Манучехра заключил с Афасиябом договор о том, что один из иранских воинов, поднявшись на гору Дащаванд выпустит в небо стрелу. Где упадет стрела, там и бужет граница между Ираном и Тураном. Араш вложил в стрелу всю свою душу. Два дня летела стрела по небу и упала на ореховое дерево, рядом с рекой Амударья, которая стала границей между Ираном и Тураном.

Ахура-Мазда — благой бог (господь премудрый)
Рельеф на кокосе 13 х 9 х 5 см (2010 г.)
 
Ахура-Мазда
«Тот камень, который зубила боиться
Не станет Зевсом, ни Львом, ни Жар-Птицей.
Не бойся от жизненных ран пострадать
Чтоб статуей гордой когда-нибудь стать» (с)
 
 Солнце (Глаза Ахура Мазды). Женский символ. Рельеф на кокосе 10 х 10,5 х 5,5см (2010 г.)
Луна. Мужской символ. Рельеф на кокосе 10 х 9,5 х 5см (2010 г.)

По мифологии Солнце завидовало красоте и белизне Луны. Солнце подходило и дотрагивалось до ее лица. Поэтому на Луне по сей день осталось много пятен.

Заратуштра
«Я бьюсь против мрака возмездием горя,
Не меч обнажая, а Солнце даря» (с)
 

Ахура-Мазда – верховный бог персидского пантеона, олицетворение всех святых начал мира, защитник всего доброго, брат-близнец Ахримана (олицетворение зла), с которым он борется.

Ахура-Мазда с двумя крылатыми львами
Дерево 2,5 х 11 х 4 см (2012 г.)
 
Борьба добра и зла
Бронза 20 х 18,5 х 0,5см (2011 г.)
 
Тиштар – белая лошадь (символ добра), воюющая в море с Апуше – черной лошадью (символ зла)
Рельеф на кокосе 13 х 1,5 х 5,5см (2010 г.)
Симорг
Дерево 80 х 35 х 35 см (2011 г.)

Симорг – царь-птица счастья, вещая птица, жившая на горе Эльбрус. Она помогала герою персидского эпоса Шахнаме — Ростаму.

Портрет Симорга. Рельеф на кокосе 11 х 10 х 5см (2009 г.)
 
Симорг. Рельеф на кокосе 11 х 10,5 х 5см (2009 г.)
 
Ваза с Симоргами
 
Дерево 12 х 11 х 1 см (2009 г.)
Крылатый лев
 
Мрамор, гранит 40 х 20 х 17 см (2010 г.)
 
Пуговица в виде льва
Рельеф на кокосе 11 х10 х 5 см (2009 г.)
 
Портрет «Крылатый лев»
Дерево скумпия 12 х 5 х 5 см (2012 г.)
Персидский лев
Бронза, гранит 21 х 14 х 12 см (2000 г.)
 
Крылатый бык
Дерево 2,3 х 12 х 2 см (2009 г.)
 

Гопат-шах
Мрамор, дерево, бронза 40 х 40 х 37 см (2011 г.)

Гопат-шах – крылатый царь-бык с человеческим лицом, который принес себя в жертву ради человека.

Гогнус
Рельеф на кокосе 10 х 5 х 0,15см (2009 г.)

Гогнус – священная птица, напоминающая по описаниям орла или цаплю с золотыми и красными перьями, которая способна возрождаться даже иногда из своего пепла.

Фетне
Гранит 60 х 27 х 20 см (2010 г.)

Фетне – служанка Бахраш-Гура (персидского царя), которая своим примером доказала ему то, что только в процессе трудпа человек достигает значительных вершин.

Фетне
Дерево (можжевельник)  х 12 х 2 см (2009 г.)
Бог ветра Оадо. Гранит, габро 40 х 20 х 3 см (2008 г.)
Портрет бога ветра Оадо. Рельеф на кокосе 10 х 10 х 5см (2009 г.)
 
Бог Рам
Рельеф на кокосе 11 х 11 х 6 см (2009 г.)

Бог Рам – бог спокойствия, создатель арфы в период династии Ашканидов.

Богиня Анахита
Дерево, мрамор 15 х 15 х 4 см (2009 г.)

Анахита – богиня воды, плодородия, женской красоты и материнства.

Богиня Анахита
Рельеф на кокосе 11 х 11 х 5см (2009 г.)
Побег Висы
Дерево (кварцит) 45 х 16 х 10 см (2011 г.)
 
Чаша для вина (ритун) в виде головы лошади
Мрамор, известняк 20 х 18 х 17 см (2010 г.)
 
Чаша для вина (ритун) в виде быка
Мрамор, гранит 17 х 10,5 х 4 см (2010 г.)
 
Чаша для вина (ритун). Вид головы барана
Рельеф на кокосе 12 х 8,5 х 4,5 см (2009 г.)
Чаша для вина в виде головы Козерога
Рельеф на кокосе 11 х 9,5 х 5,5см (2009 г.)
 
Борьба между дождем и засухой. Лев – символ лета.
Бык символизирует дождь.
Дерево (можжевельник) 27 х 19 х 14 см (2012 г.)
 
Царь царей Шапур ІІ (309-379 от р.х)
Дерево 27 х 27 х 2,5 (2007 г.)
 
Сияваш
Рельеф на кокосе 10 х 5 х 5,5 см (2010 г.)

Сияваш – сын царя Кейковуса. У Кейковуса была жена Судабе, которая влюбилась в Сияваша, но он отказал ей, и Судабе решила ему отомстить. Она сказала царю, что Сияваш ее домогается. Чтобы доказать свою невиновность, Сияваш прыгнул через большой костер на своей черной лошади. В те времена огонь считался символом чистоты и таким образом человек доказывал свою невиновность.

Джамшид-шах
Дерево 38 х 17 х 17 (2009 г.)

Джамшид-шах правил в период «золотого века» Персии, герой-просветитель, основатель города Вавилон, первооткрыватель вина. Его сумел искусить Ахриман, что привело к концу «золотого века» к началу тысячелетнего царства зла.

Джамшид-шах
Рельеф на кокосе 13 х 10,5 х 5см (2010 г.)
Курош в саду. Рельеф на кокосе 9,5 х 14,5 х 5,5см (2009 г.)
Цветок из сада Куроша. Рельеф на кокосе 8,5 х 0,5 х 2,5см (2009 г.)

Курош – персидский царь Ахаменидов (500 г. до н.э.), который написал Декларацию прав человека, на глиняном цилиндре известном как куроша.

Атуса
Мрамор 19 х 5,5 х 5,5 см (2010 г.)

Атуса – старшая дочь царя Куроша, основателя персидской державы Ахаменидов.

Древний знак дружбы
 
Дерево 15 х 14 х 2 см (2009 г.)
 

Екатерина Насрединова

Farshid Elishai Sayyad (Joseph). Sculpture exhibition «Revived myths of Persia» Legends and stories about the heroes of Iran (English Version)

http://translate.google.com/translate?act=url&prev=_t&sl=auto&tl=en&u=https://ursukhov.wordpress.com/2012/11/21/

 
Интернет-источники:
http://www.rodon.org/firdousi/sh.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC_%28%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%29
 
 
 
 

Обсуждение закрыто.