«Формула-1»: Дьявольский вальс Королевы

Представляем вашему вниманию превью Чемпионата мира «Формулы-1» и участников сезона-2013.

Формула-1. Превью сезона

Чёртового числа «13» нет в гоночном пелетоне, но в этот раз оно будет обозначать целый 64-й Чемпионат мира «Формулы-1». Королева автоспорта вновь будет зажигать на балу, танцуя свой дьявольский вальс. Её партнёрами в танцах и отношениях станут многие черти. Это и хозяин роскошного замка мистер Берни Экклстоун, это и владелец поместья месье Жан Тодт. Пол Хэмбри, специалист по резине, как обычно, приготовил Королеве сюрприз. Профессионал своего дела Чарли Уайтинг будет дирижировать оркестром. Не откажет она в танце и руководителям команд, среди которых она определила фаворитов. И, конечно же, её любимцы – это пилоты, о которых она никогда не забывает. На осеннем балу чемпион получит право на финальный танец. А своим видом она как бы заявляет всей собравшейся компании: «Джентльмены! Танцевать с вами – одно сплошное удовольствие. Может, повторим?»

Драматичный финал сезона-2012 в Бразилии запомнился всем

Драматичный финал сезона-2012 в Бразилии запомнился всем

И, наверное, многие не прочь повторить 2012 год. Если бы пресловутый конец света всё же настал, то финал сезона всё равно оказался бы самой эффектной точкой. Как говорится, после нас хоть потоп (от бразильского дождя, естественно). А минувший сезон действительно стал, по мнению болельщиков, одним из самых зрелищных за последние годы. Едва ли не каждый этап приносил бурю эмоций, как положительных, так и не очень. Оглянувшись назад, можно обозначить самые яркие моменты того сезона.

1) Крайне напряжённая и зрелищная борьба. За столь размытой формулировкой скрываются, к примеру, семь победителей в первых семи гонках. Никогда раньше в истории «Формулы-1» такого не было, и поэтому в первой половине сезона сложно было определить явных фаворитов. Они появились ближе к занавесу, и в итоге сошлись в драматичном финале с дождём, разворотами, вылетами и победным шампанским. А всего на верхнюю ступеньку подиума в 2012 году поднимались восемь пилотов (Баттон, Алонсо, Росберг, Феттель, Мальдонадо, Уэббер, Хэмилтон, Райкконен) из шести команд (Red Bull, Ferrari, McLaren, Lotus, Mercedes, Williams).

Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо вспоминают 2012 год

Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо вспоминают 2012 год

2) Резина Pirelli. Главные действующие лица 2012 года. Чего скрывать, именно «шинный фактор» оказал значительное влияние на расстановку сил в отдельных гонках, да и во всём чемпионате в целом. Думается, Пол Хэмбри услышал в свой адрес кучу благодарностей вперемешку с ругательствами.

3) Гран-При США. Американский этап стоит рассмотреть отдельно от остальных, поскольку на нём была зафиксирована необычно высокая посещаемость – более 117 тысяч человек. И это после пятилетнего отсутствия «Формулы-1» в США! Уик-энд получился весьма зрелищным, с открытой борьбой за лидерство и своеобразной церемонией награждения. Этап проходил на совершенно новой трассе в техасском городе Остин, и эта трасса очень понравилась многим болельщикам. Что бы там ни говорили, а американцам нравится «Формула-1». Возможно, меньше, чем «НАСКАР», но интерес к «королевским гонкам» по-прежнему никуда не девается.

4) Возвращение Кими Райкконена. После двухлетнего отсутствия в паддоке, летучий и невозмутимый финн понял, что соскучился по «Формуле-1» и вновь приступил к любимой работе, теперь уже в составе команды Lotus. Были сомнения насчёт того, сможет ли Айсмен войти в нужный ритм и приноровиться к гонкам. И хладнокровный Айсмен не просто поехал уверенно, но и поехал на подиумы, чем вызвал восторг у своих болельщиков. Итог – бронза в личном зачёте. А также финиш абсолютно во всех гонках, чего не удалось больше никому. А ещё мороженое для журналистов, перлы на пресс-конференциях, улыбки на пьедесталах и поворот «не туда» в Интерлагосе. Ну и, конечно же, знаменитая фраза «Оставьте меня в покое, я знаю что делаю!», за которой последовала победа в Абу-Даби.

Кими Райкконен и его знаменитая фраза года

Кими Райкконен и его знаменитая фраза года

Михаэль Шумахер. "Король ушёл - да здравствует король!"

Михаэль Шумахер. «Король ушёл — да здравствует король!»

5) Уход Михаэля Шумахера. Второй по счёту, и похоже, что окончательный. В отличие от 2006 года, это событие не вызвало сильных эмоций. Да и сам Михаэль, наверное, чувствовал всё это по-другому. За три года выступлений в Mercedes знаменитый Красный Барон подтвердил лишь то, что по-прежнему находится в форме и есть ещё порох. Но возможности машины ни разу не позволяли ехать одновременно быстро и уверенно. Ложкой мёда в бочке дёгтя стал несостоявшийся поул в Монако да третье место в Валенсии. А Михаэлю было просто в кайф гоняться в любимой «Формуле-1». Но когда-нибудь всё заканчивается, так что осталось лишь воскликнуть: «Король ушёл – да здравствует король!…  И вот теперь вакантна роль…»

"...и вот теперь вакантна роль" Надолго ли?

«…и вот теперь вакантна роль» Надолго ли?

Ах да, ещё «Формула-1» где-то по пути в 2013 год потеряла команду HRT (она же Hispania). Но этой потери, наверное, никто не заметил. Разве что парой круговых станет меньше…

* * *

Итак, «Формула-1» наконец-то добралась до 2013 года, пусть и без наличия подписанного Договора Согласия. На текущий сезон были скорректированы некоторые правила. Так, теперь в «Формуле-1» не существует понятие форс-мажора, когда машина останавливается на трассе во время квалификации. Отныне будет рассчитывать количество топлива, необходимое для возвращения машины в боксы (плюс один литр для контрольной пробы). Напомню, в 2012 году от такого «форс-мажора» пришлось не сладко сразу двум пилотам: Хэмилтону в Испании и Феттелю в Абу-Даби. Число зон для использования уже ставшей привычной системы DRS было увеличено до двух на всех трассах, кроме Монте-Карло и Сузуки. Но и само использование «крыла» в целом было ограничено: если раньше на тренировках и квалификации активировать его можно было где угодно, то теперь это можно сделать только на обозначенных участках.

К счастью для команд, технический регламент на сезон-2013 претерпел лишь незначительные изменения. Допустимый минимальный вес машины увеличили на два килограмма (с 640 до 642 кг), а само шасси теперь положено тестировать при более высоких статических нагрузках. Заодно передняя часть машины при краш-тестах должна выдерживать нагрузку в 90 ньютонов (а не 75, как раньше). Изменены были и параметры гибкости передних антикрыльев – теперь уровень отклонения крыла под нагрузкой не должен превышать 10 миллиметров во время двух нагрузочных тестов. Хитрая система «двойной DRS» оказалась под запретом, но при этом «пассивная» версия такого механизма (как у Mercedes и Lotus в прошлом году) считается допустимой. И наконец, можно избавиться от «утиного носа», закрыв его с помощью особой накладки.

Эволюция внешнего вида машин Red Bull за последние годы

Эволюция внешнего вида машин Red Bull за последние годы

Но это, как говорится, затишье перед бурей. Буря уже давно была обещана с 2014 года – именно тогда и произойдут кардинальные изменения в регламенте. Прежде всего, это возвращение в «Формулу-1» турбомоторов – запланировано использование шестицилиндровых агрегатов рабочим объёмом 1,6 литра. К 2014 году почти все нынешние формульные мотористы, а именно Ferrari, Mercedes и Renault уже вовсю готовят опытные образцы силовых установок.

Календарь сезона-2013

Но всё это будет через год, а пока команды целиком и полностью готовы к предстоящему 64 Чемпионату «Формулы-1». Старт сезона традиционно состоится в Австралии (15-17 марта), а финальный этап не менее традиционно пройдёт в Бразилии (22-24 ноября). Всего календарь нынешнего сезона включает в себя 19 этапов. Не рекордные 20, как в минувшем сезоне, но многим и этого достаточно. Сначала, правда, действительно было запланировано 20 этапов – Экклстоун горел желанием провести ещё и Гран-При Нью-Йорка, но затею отложили до следующего года как минимум. На освободившееся место с равными шансами претендовали Гран-При Франции, Турции и Австрии, но в итоге оказалось, что это были равные шансы на отсутствие этапа. Вообще, количество этапов в старой доброй Европе сократилось до семи. Пускай и трассы остались такие, что одна шедевральнее другой, но европейские болельщики с ревностью относятся к появлению, например, азиатских трасс (например, в Индии и Корее), гонки на которых не блещут особой зрелищностью. А на подходе, как мы уже знаем, ещё несколько Гран-При. Помимо вышеуказанной гонки по улицам Нью-Йорка, на следующий год запланирован Гран-При России в Сочи, а также есть вероятность возвращения Гран-При Мексики. В связи с этим Экклстоун, которому не хочется терять столь выгодные шансы увеличения прибыли,  выдвинул предложение расширить календарь ещё больше – до 22 этапов. Участники пока что не согласны с этим ввиду увеличения собственных затрат на перевозки, да и вообще, в командах тоже люди работают, а человеческий ресурс имеет свой предел. Выход может быть найден в чередовании некоторых этапов, как сделали, к примеру, с Барселоной и Валенсией. А можно немного подумать и убрать пару-тройку не самых интересных гонок…

* * *

Сезон-2012 также обозначил две тенденции в современной «Формуле-1». Во-первых, главную роль играют настройки и особенно так называемый «шинный фактор». Непредсказуемость резины Pirelli в первой половине сезона достигла апогея, чем и объясняются многие столь неожиданные результаты. Лишь когда команды наконец-то разобрались с резиной, то всё более-менее вернулось на круги своя. Больше всего нареканий вызывал повышенный износ. Точнее, не только повышенный, но и быстрый: буквально через несколько кругов после оптимальной работы резина теряла сцепные свойства. Несмотря на это, Пол Хэмбри по-прежнему уверяет, что Pirelli постоянно работают над усовершенствованием покрышек для «Формулы-1». И вот в начале 2013 года было объявлено, что новые шины будут ещё мягче, чем прошлогодние! То есть комплект Hard образца 2013 года будет соответствовать комплекту Medium прошлого года. С одной стороны, это увеличит скорость из-за более быстрого прогрева и улучшит «держак» на выходе из поворотов и на торможениях, но с другой – существенно повысит риск температурной деградации. Хэмбри обещает, что новая резина позволит отыгрывать около полсекунды на круге по сравнению с прошлым годом. Сделано это ради всё того же «повышения зрелищности гонок». Однако на предсезонных тестах жалобы от пилотов насчёт износа продолжали поступать (больше других были обеспокоены, в частности, Алонсо и Перес). Как команды будут справляться в условиях этой лотереи – наверное, даже Хэмбри не знает.

Типы и маркировка шин Pirelli в 2013 году: красный SuperSoft, жёлтый Soft, белый Medium, оранжевый Hard, зелёный Intermediate, синий Wet

Типы и маркировка шин Pirelli в 2013 году: красный SuperSoft, жёлтый Soft, белый Medium, оранжевый Hard, зелёный Intermediate, синий Wet

Во-вторых, закрепилось чёткое разделение пилотов на «тех, кому платят» и на «тех, кто платит», то есть на профессионалов и рента-драйверов. Мировой финансовый кризис не прошёл бесследно, и, судя по всему, «Формула-1» (как впрочем, и весь автоспорт) от него ещё не оправилась. Ушли заводские команды с большими бюджетами (такие как BMW, Honda, Toyota, Renault), а все оставшиеся и вскоре пришедшие перешли на режим экономии. Свидетельством тому является решение участников об отказе проводить тесты по ходу сезона, дабы избежать лишних затрат. Поэтому платить зарплату своим пилотам могут разве что топ-команды, а вот середняки и аутсайдеры формируют свои бюджеты в том числе за счёт спонсорских средств, которые «приносят» пилоты. Для сравнения, в докризисные времена (то есть ещё пять лет назад) рента-драйверов в пелетоне можно было пересчитать по пальцам одной руки. А сейчас за спонсорские деньги ездит добрая половина участников. И всё бы ничего, ведь даже среди нынешних «рент» есть таланты, но из-за того, что денежный фактор зачастую перевешивает, «Формулу-1» покидают не менее талантливые пилоты, которые не имеют возможности или желания платить за себя. Так после 2012 года ушли Хейкки Ковалайнен, Виталий Петров, Тимо Глок, Камуи Кобаяси, а годом ранее – Ярно Трулли, Рубенс Баррикелло… В то же время команды заинтересованы прежде всего в результатах, так что брать криворукого пилота, пусть даже за большие деньги, сейчас мало кто рискнёт. Не надо забывать и про вероятность перехода из категории «рента» в категорию «профи». Наглядный пример тому – Серхио Перес. Ещё недавно – типичный рента-драйвер за мексиканские деньги, а уже сейчас официально получает зарплату в McLaren. Конечно, он ещё не «профи», до этого нужно дорасти. Но это уже путь к успеху.

Все участники сезона-2013. Команды и пилоты

В какой-то мере исправить положение может возвращение заводских команд, а также расширение пелетона до максимальных 26 участников. Но при этом не стоит забывать о конкурентоспособности потенциальных новобранцев, ибо команды, подобные HRT, если честно, никому не нужны. И далеко не все автопроизводители готовы вернуться прямо сейчас, разве что Honda объявила о планах создания турбодвигателя на 2015 год и возобновления сотрудничества с McLaren. Toyota прекрасно чувствует себя в чемпионате спортпрототипов, BMW вовсю развивает программу в DTM, ну а Volkswagen, например, вообще взял курс на ралли. Но все они по-прежнему экономят, а потому не хотят распылять свои деньги сразу на несколько программ. Кризис, что ж поделаешь…

Но даже несмотря на сложившуюся ситуацию, состав «Формулы-1» 2013 года набирается очень сильный, и тем интереснее будет наблюдать за развитием событий в целом и каждым пилотом в частности. Так, «гонка чемпионов» продолжается: всего среди участников пять чемпионов мира, и все они выступают за разные команды (Феттель в Red Bull, Алонсо в Ferrari, Баттон в McLaren, Райкконен в Lotus, Хэмилтон в Mercedes). Кстати, именно они заняли первые пять мест в итоговой классификации 2012 года. Возможно, повторят этот результат? Нельзя забывать и опытных, но всё ещё кажущихся молодыми Массу, Уэббера, Росберга, Зутиля. Молодые пилоты, в свою очередь, постепенно осваиваются и набираются опыта (каждый в меру своих способностей, в том числе финансовых). Правда, излишняя горячность часто мешает им на пути к успеху, но кто будет отрицать гоночный талант Переса, Гросжана, Мальдонадо, Хюлькенберга? Свой статус хороших пилотов они подтвердили и закрепили ещё до «Королевских гонок». Да что там, даже из пяти новобранцев каждый уже смог показать отличные результаты в младших гоночных сериях (GP2 и «Формуле-Рено»). Случайных людей в мире «Формулы-1» нет.

Все участники сезона-2013

* * *

Infiniti Red Bull Racing

(Red Bull RB9 – Renault RS27)

Пилоты: Себастьян Феттель (№1), Марк Уэббер (№2)

Тест-пилот(ы): Себастьян Буэми

Red Bull RB9

В Милтон-Кинсе производство побед уже четвёртый год поставлено на поток. Результат – последние три сезона команда побеждала в обоих зачётах, а Себастьян Феттель в свои 25 лет уже стал самым молодым трёхкратным чемпионом мира. Как показал прошлый сезон, даже несмотря на трудности, особенно в использовании резины, в Red Bull умеют принимать оптимальные решения и получать из этого максимальную выгоду. «Мозговой центр» команды в лице Эдриана Ньюи спроектировал новый болид традиционно на основе предыдущего – с учётом минимальных изменений в регламенте на текущий сезон. Так что на вооружении «красных быков» вновь будут скорость и стабильность. К тому же, ни для кого не секрет, что наличие в конструкторском штабе талантливого Ньюи – это залог успеха, как-никак его машины принесли в сумме девять Кубков Конструкторов (для Williams, McLaren и Red Bull) и девять чемпионских титулов (для Найджела Мэнселла, Алена Проста, Дэймона Хилла, Мики Хаккинена и Себастьяна Феттеля). В конце прошлого года Фернандо Алонсо даже заметил, что борется он не столько с Феттелем, сколько с Ньюи, и отчасти это было справедливое замечание.

Кристиан Хорнер решил, что при стабильных результатах быков на переправе не меняют, и сохранил состав на текущий сезон, так что за штурвалы новеньких RB9 сядут всё те же Себастьян Феттель и Марк Уэббер, контракт с которым продлили ещё на один год (иначе австралиец почти наверняка ушёл бы в Ferrari). При этом, скорее всего, деление на первого и второго номера никуда не денется, так что Уэбберу надо либо очень сильно постараться, либо молча согласиться с политикой команды, что он и делал почти беспрекословно последние год-полтора. Увы. Но может случиться, что Хорнер вдруг возьмёт и предоставит пилотам равный статус.

Нет сомнений в том, что у Red Bull снова будет быстрая машина, вопрос лишь в том, насколько быстрая. 2012 год стал для команды отнюдь не лёгкой прогулкой, по сравнению с самовозным 2011-м. Но как уже было сказано, с технической точки зрения нынешний сезон мало будет отличаться от прошедшего, так что произведённые усовершенствования и так вполне отличного шасси могут стать ключевым фактором. Кроме того, есть мнение, что Red Bull на тестах ещё не продемонстрировали все свои возможности. И тут можно вспомнить пример Ferrari начала нулевых: после приснопамятного 2002 года наступил небольшой спад, но команда всё-таки одержала победу, а вот в 2004 году жеребцов понесло ещё сильнее, и только смена регламента стала для них препятствием. История движется по спирали, так что не удивляйтесь, если Red Bull с первых Гран-При окажутся впереди остального пелетона. По крайней мере, в квалификациях, ведь в гонках по-прежнему будет главенствовать резина Pirelli.

Scuderia Ferrari

(Ferrari F138 – Ferrari 056)

Пилоты: Фернандо Алонсо (№3), Фелипе Масса (№4)

Тест-пилот(ы): Педро де ла Роса, Марк Жене, Давиде Ригон

Ferrari F138

То ли грустное, то ли задумчивое выражение лица Фернандо Алонсо во время награждения на подиуме Гран-При Бразилии 2012 года, означало одно: в грядущем сезоне придётся начинать всё сначала. Ferrari смогла продемонстрировать потрясающую стабильность: лишь в двух гонках боровшийся за титул испанец не смог финишировать (да и то не по своей вине). В конечном итоге разрыв с Феттелем составил три очка! Но, как известно, второй – это всего лишь первый среди проигравших, а потому в Маранелло глубоко вздохнули и, закатав рукава, принялись за работу.

Итогом этой работы стала новая машина F138, отличающаяся от своей предшественницы прежде всего отсутствием «утиного носа», усовершенствованной подвеской и более узкой задней частью. Пэт Фрай и Николас Томбасис, по их же словам, сделали главный упор на аэродинамику. Цель была ясна ещё в прошлом году: добиться улучшения результатов в квалификациях, дабы получить возможность бороться с Red Bull. Аэродинамические испытания машины проводились, кстати, на базе Toyota в Кёльне.

А в остальном – всё те же, всё то же. Фернандо Алонсо, как и раньше, остаётся первым номером в команде, вокруг которого и будет кипеть жизнь красных жеребцов. Его оруженосца и вечно второго Фелипе Массу подписали ещё на один год, так что атмосфера в команде останется прежней. Но для борьбы за Кубок Конструкторов надо рассчитывать на прогресс Массы, и все основания для этого имеются – вторую половину прошлого сезона бразилец провёл намного лучше, чем первую, и даже поднимался на подиумы. Вообще, будущее Массы сейчас не столь туманно, как год назад, когда в Ferrari сватали то Переса, то Хюлькенберга, то Уэббера. Ну а Стефано Доменикали по-прежнему обещает, обещает и обещает добиться отличных результатов. В 2012 году это почти получилось, и в 2013-м Ferrari осталось преодолеть это самое «почти».

Vodafone McLaren Mercedes

(McLaren MP4-28 – Mercedes FO108Z)

Пилоты: Дженсон Баттон (№5), Серхио Перес (№6)

Тест-пилот(ы): Гэри Паффетт, Оливер Тёрви

McLaren MP4-28

Финальный отрезок прошлого сезона был богат на сенсации. В Уокинге их было сразу две: уход Льюиса Хэмилтона и пришествие Серхио Переса, которого Мартин Уитмарш буквально увёл из-под носа у вечных конкурентов из Ferrari. Для молодого и горячего мексиканца 2012 год стал в какой-то мере триумфальным: шутка ли, на середнячковом Sauber три раза приехать на подиум! Так что переход Переса в одну из топ-команд оставался лишь вопросом времени. И после того, как Лука ди Монтедземоло собственноручно закрыл перед мексиканцем двери на базу в Маранелло, в McLaren вовремя подсуетились и не прогадали. Собственно, у новобранца есть лишь один недостаток, зато существенный: отсутствие стабильности в результатах. Так что придётся ему находить компромисс между своей горячностью и скоростью новой МР4-28, и первый год целиком и полностью уйдёт на адаптацию (как, например, в случае с Райкконеном в 2002 году). Короче, Перес уже не рента, но ещё не профи, и этот путь станет для него главным на текущий сезон.

А роль лидера команды теперь целиком и полностью будет исполнять Дженсон Баттон. Впрочем, ему не привыкать, и 2011 год стал тому подтверждением. В 2012 году для Баттона не всё складывалось хорошо, но в итоге по очкам ему почти удалось сравняться с Хэмилтоном, а значит, есть ещё порох. Кроме того, Баттон ценится именно как всепогодный пилот, который умеет быстрее других адаптироваться к капризам Небесной канцелярии: из его пятнадцати побед семь были дождевыми.

Оптимизму Баттона и Переса насчёт новой машины нет предела. В один голос и они, и остальные члены команды называют её лучшей из того, что было. Но в то же самое время некоторые предсказывают для McLaren небольшой спад в обозримом будущем. Это связано не только с приходом Переса и его последующей адаптацией (фактически Баттон будет тянуть всю команду на себе), но и с внезапным переходом конструктора Падди Лоу в стан Mercedes. Опасения могут быть также вызваны результатами тестов, где McLaren, будучи в числе фаворитов, всё же не показали какого-то преимущества над остальными. Также стало известно, что после 2013 года McLaren расстанется со своим титульным спонсором Vodafone (возможно, его заменит Telmex), а с 2015-го вообще планирует использовать турбомоторы Honda – японцы решили возродить сотрудничество с McLaren впервые после 1992 года.

Lotus F1 Team

(Lotus E21 – Renault RS27)

Пилоты: Кими Райкконен (№7), Ромен Гросжан (№8)

Тест-пилот(ы): Давиде Вальсекки, Жером Д’Амброзьо, Николя Прост

Lotus E21

Команда из Энстоуна уже начала привыкать к новому имени Lotus, и даже более того: показывала очень хорошие результаты в виде регулярных подиумов в целом и одной победы Райкконена в частности. Наконец-то «Лотусом» снова стало называться то, что побеждает, а не то, что плетётся в хвосте пелетона. Курс, выбранный Эриком Буйе, можно считать верным: четвёртое место в Кубке Конструкторов и бронза Райкконена в личном зачёте. Да и само возвращение финского пилота в «Формулу-1» оказалось более чем сенсационным: мало кто ожидал достойных результатов. Кими, с присущей ему скоростью, помноженной на здоровый пофигизм, наверняка продолжит в том же духе. А вот со взрывоопасным Гросжаном не всё было так просто. Молодой француз, обрадовавшись быстрой машине и позабыв обо всём на свете, то и дело попадал во всякие передряги, из-за чего очки терял не только он сам, но и другие. Кульминацией стал теперь уже знаменитый завал на старте в Спа, где Гросжан в лучших традициях камикадзе вынес троих коллег по пелетону (впоследствии именно его Алонсо косвенно обвинил в своём проигрыше Феттелю по итогам сезона). За что и получил бан на одну гонку. Но вернувшись, не перестал чудить и как назло, успел дважды вынести Уэббера. А тот, в свою очередь, пообещал французу «поговорить по-мужски». Обошлось без членовредительства, но говорят, что механики Lotus еле оттащили Уэббера от перепуганного Гросжана.

Но Буйе смиловался, и Гросжан, кстати, выигравший Гонку Чемпионов-2012, вместе со спонсорами из Total вновь будет защищать золотисто-жёлтые цвета команды. На шасси Е21, построенном Джеймсом Эллисоном, пилоты вновь планируют бороться за регулярное попадание на подиумы. Грандиозных целей пока нет, и это тоже фирменный почерк «энстоуновцев»: постепенный, но ощутимый прогресс у них всегда приводил к отличным результатам.

Mercedes AMG Petronas F1 Team

(Mercedes F1 W04 – Mercedes FO108Z)

Пилоты: Нико Росберг (№9), Льюис Хэмилтон (№10)

Тест-пилот(ы):

Mercedes F1 W04

«Всё, что не убивает вас – делает вас сильнее». Так говорил один немецкий философ, и в Mercedes с немецкой же точностью постарались следовать этому афоризму. А по-другому никак, ибо то, что произошло с командой в 2012 году, иначе как катастрофой не назовёшь. Начало сезона выдалось почти отличным, с подиумами и одной победой, но всю вторую половину команда боролась лишь за редкое попадание в очки. Как ни старались Нико Росберг и особенно Михаэль Шумахер, но пятое место стало пределом, и оно чуть не превратилось в шестое: штутгартцам повезло, что преследовавший их Sauber был не очень стабильным в результатах.

Но из ямы нужно выкарабкиваться, иначе вся затея с приходом Mercedes в «Формулу-1» в качестве заводской команды могла накрыться медным тазом. Поэтому на базе в Брэкли под руководством Росса Броуна ударными темпами принялись за разработку новой машины, которой стала W04. Но это было не единственное обновление. Броун вновь решил мыслить стратегически и начал масштабную реструктуризацию. Прежде всего, он переманил в конструкторский штаб профессионалов из других конюшен. Так в Mercedes появились Альдо Коста, Боб Белл и Падди Лоу. Вторым шагом стало приглашение Тото Вольффа на должность руководителя Mercedes Motorsport (вместо Норберта Хауга). В роли управляющего к команде присоединился и Ники Лауда. И наконец, главная сенсация – это Льюис Хэмилтон! Темнокожий британец осенью принял решение начать в своей жизни новую главу и ушёл из McLaren под крыло других «серебряных стрел». Таким образом, по словам Броуна, начинается вторая глава в новейшей истории «формульной» команды Mercedes. Шасси W04 он называет шагом вперёд, и по тестам это заметно: удавалось показывать лучшее время тренировочного дня. Но остаётся вопрос: удалось ли решить проблемы с надёжностью? А вот своих подопечных, Росберга и Хэмилтона, Броун вообще называет лучшей парой пилотов в пелетоне. Однако слова словами, но «лучшим пилотам» всё же нужны лучшие результаты – без этого никуда.

Sauber F1 Team

(Sauber C32 – Ferrari 056)

Пилоты: Нико Хюлькенберг (№11), Эстебан Гутьеррес (№12)

Тест-пилот(ы): Робин Фряйнс

Sauber C32

Смахивая скупую мужскую слезу, счастливый Петер Заубер ушёл на заслуженную пенсию. Весь 2012 год стал для него одним большим поводом для радости за команду, которой он посвятил двадцать лет своей жизни. Настолько успешно его подопечные ещё никогда не выступали: впервые больше одного подиума за сезон – целых четыре! Шестое место в Кубке Конструкторов, пусть и не стало рекордным, но позволяет говорить о том, что Sauber занял лидирующие позиции среди прочих середняков, а иногда машина позволяла бороться и с топ-командами. Несомненно, Серхио Перес стал главным открытием 2012 года в целом и для Заубера лично. Теперь же дело сделано, и базой в Химлине отныне будет руководить преемница герра Заубера – Мониша Кальтенборн. По её словам, команда нацелена закрепить успех.

Но от радужных перспектив и впечатлений стоит перейти к суровым реалиям. Для Камуи Кобаяси, обожаемого всеми зрителями за безбашенный пилотаж, места в команде, увы, не нашлось – финансы менее безбашенного Нико Хюлькенберга в итоге стали решающим фактором. Место второго пилота предсказуемо занял мексиканец Эстебан Гутьеррес, а это значит, что маленькую швейцарскую команду по-прежнему спонсирует миллиардер Карлос Слим. Третьим пилотом взяли голландца Робина Фряйнса – действующего чемпиона «Формулы-Рено».

Прошлогодняя конкурентоспособная машина получила продолжение в виде модели С32 (конструктор – Мэтт Моррис) в элегантной чёрной ливрее. Времена, показанные на тестах, могут обнадёжить Хюлькенберга и Гутьерреса и мотивировать их на успешный итог сезона. По словам Мониши Кальтенборн, команда не нацелена на какое-то конкретное место в зачёте Кубка Конструкторов, однако всегда есть желание подняться ещё выше. При этом не стоит забывать, что и остальные середняки-2012 не дремлют.

Sahara Force India F1 Team

(Force India VJM06 – Mercedes FO108Z)

Пилоты: Пол ди Реста (№14), Адриан Зутиль (№15)

Тест-пилот(ы):

Force India VJM06

Force India долго тянула с объявлением состава пилотов на 2013 год. Виджей Малья, чей бизнес переживает не самые лучшие времена, желал для команды только одного: уверенности в завтрашнем дне. Команду, к счастью, удалось сохранить, но состав было решено формировать исключительно по финансовым соображениям. Первым пилотом оставили ди Ресту (как протеже Mercedes). А вот напарника ему подбирали долго. Так Force India начала обрастать слухами о возможных претендентах на место в кокпите, среди которых называли то Альгерсуари, то Петрова, то Льюцци, а то и вообще Картикеяна. Но к началу зимних тестов кандидатов осталось всего двое: собственный тестер Жюль Бьянки (он же тестер Ferrari по совместительству) и Адриан Зутиль с очень серьёзными намерениями. В результате предпочтение было отдано немцу, и «блудный сын» вернулся в команду, из которой год назад ушёл не по своей воле. Для Force India это стало своеобразным реюньоном состава-2011. А Бьянки поначалу уже был готов махнуть рукой на «Формулу-1», но затем неожиданно для себя оказался в стане Marussia, о которой речь пойдёт ниже.

На VJM06, которая в этом году станет боевой машиной для «индусов» из Сильверстоуна, Энди Грин решил убрать «утиный нос», остальные изменения оказались незначительными.  Ходили слухи, что в конструкции будут использованы узлы с прошлогодней машины, но Грин опроверг это уже на презентации. Осталось немного: после тестовых километров вывести машину на старт Гран-При, где Зутиль и ди Реста будут бороться, прежде всего, со своим бывшим напарником Хюлькенбергом.

Williams F1 Team

(Williams FW35 – Renault RS27)

Пилоты: Пастор Мальдонадо (№16), Валттери Боттас (№17)

Тест-пилот(ы): Сьюзи Вольфф

Williams FW35

Если от тех же Sauber и Force India ждут лишь стабильности и закрепления результатов, то от Williams ожидается значительный прогресс. По крайней мере, такая надежда не покидает членов самой команды во главе с Фрэнком Уильямсом. В 2012 году прогресс по сравнению с предшествовавшим сезоном был значителен: машина позволяла Пастору Мальдонадо хорошо проводить квалификации и уверенно ехать в гонках, а один раз даже выиграть, сотворив большую сенсацию (из-за этого он стал национальным героем у себя на Родине). Но венесуэльцу сильно мешал тот самый синдром, которому подвержены большинство молодых пилотов, а именно горячность. По этому показателю Мальдонадо уступил, наверное, только Гросжану. Так что свою скорость он доказал, а вот над стабильностью ещё надо серьёзно поработать. Но и будущее самого Мальдонадо не безоблачно: возможные изменения в политической ситуации Венесуэлы (после смерти Уго Чавеса) могут напрямую коснуться компании PDVSA – одного из главных спонсоров Williams. Ближе к осени будет ясно, что к чему.

А вот Бруно Сенна, напротив, был очень бледен не только на фоне напарника, но и всего остального пелетона. Поэтому осенью уже было ясно, что для бразильца – носителя легендарной фамилии, но ничем кроме фамилии, не способного похвастать – дни в команде сочтены. Замена не заставила себя долго ждать – не зря же Валттери Боттас откатал 15 пятничных тренировок на Гран-При! Именно его и пристроил Тото Вольфф, перед тем как благополучно уйти в Mercedes. А в Williams на должности тест-пилота осталась его супруга – Сьюзи Вольфф (урождённая Стоддарт), которая надеется однажды попробовать себя за рулём формульного болида не только во время показательных заездов. Впрочем, пускать ли женщину за руль – вопрос риторический.

Майк Кофлэн, вот уже второй год занимающий пост технического директора на базе в Гроуве, решил спроектировать FW35 буквально с чистого листа. На презентации он заявил о том, что это на 80% новая машина, со значительно облегчённой конструкцией и улучшенной аэродинамикой. А также новой выхлопной системой…, которую FIA, недолго думая, запретила, в связи с чем пришлось использовать старую конструкцию. Аэродинамические испытания несколько затянулись, и поэтому Williams представили машину позже других команд – накануне второй тестовой сессии (на первой использовалось прошлогоднее шасси). И знаете, всё-таки есть вероятность, что Williams наконец-то поднимется со своего восьмого места.

Scuderia Toro Rosso

(Toro Rosso STR8 – Ferrari 056)

Пилоты: Жан-Эрик Вернь (№18), Даниэль Риккардо (№19)

Тест-пилот(ы):

Toro Rosso STR8

Будущее Toro Rosso напрямую зависит от состояния молодёжной программы Red Bull, и Вернь с Риккардо прекрасно это понимают. Исходя из уже семилетней истории команды из Фаэнцы, это значит, что каждый пилот «золотого телёнка» живёт, как на вулкане. Гарантией для того, чтобы остаться в «Формуле-1», может быть только показанный результат, да и то не факт. Поэтому для нынешних пилотов Toro Rosso 2013 год является шансом показать всё, на что они способны и даже ещё больше. Прошлый год они проводили примерно на одном уровне, но Вернь в итоговой классификации оказался выше. А на пятки им вовсю наступает молодой португалец Антонио Феликс да Кошта, успевший блеснуть в GP3 и «Формуле-Рено».

Машина STR8 была серьёзно доработана при участии нового технического директора Джеймса Ки, а Франц Тост даже заявил о наполеоновских планах на 2013 год: шестое место в Кубке Конструкторов, хотя так высоко команда не поднималась с 2008 года. Слабым местом Toro Rosso в прошлом году была аэродинамика, хотя по максимальной скорости на прямых «телята» уделывали весь пелетон. В конце прошлого года руководство команды таки признало недостаточную эффективность работы отдела аэродинамики. Аэродинамическую трубу в Англии немного усовершенствовали, хотя если судить по тестам, то воз и ныне там, а чтобы опередить Williams, Force India и Sauber, потребуются большие усилия. Впрочем, если Toro Rosso боязно смотреть вперёд, то оглядываться назад им точно можно без опасений.

Caterham F1 Team

(Caterham CT03 – Renault RS27)

Пилоты: Шарль Пик (№20), Гидо ван дер Гарде (№21)

Тест-пилот(ы): Александр Росси, Ма Цин Хуа

Caterham CT03

Если в начале 2012 года казалось, что Caterham вот-вот подберётся к середнякам, и разрыв вот-вот сократится до минимума, то с первых же Гран-При все иллюзии развеялись. Как выяснилось, отставание составило всё те же три секунды на круге, и общая картина за год не изменилась. Правда, однажды Ковалайнен и Петров таки смогли пободаться с Toro Rosso (было это в Валенсии), не без последствий, конечно… А так, уже до начала квалификации зачастую было известно, кто займёт третий ряд с конца на стартовом поле. Осенью вообще обнаружилось, что болиды Marussia в некоторых гонках едут быстрее, и промежуточное десятое место в Кубке Конструкторов (с полагающимися бонусными миллионами доходов от телетрансляций) медленно уплывало от Тони Фернандеса. Всё решилось на финальном этапе в Бразилии, где Виталий Петров под дождём опередил Шарля Пика и выхватил-таки эти 10 миллионов. Радости Фернандеса не было предела.

Впрочем, десятое место не помогло пилотам. Команда, болтающаяся в нижней части турнирной таблицы, требовала спонсорских вливаний, а у Ковалайнена их не было – соответственно, ему первому указали на дверь. Петров ещё некоторое время надеялся, что Фернандес оставит его хотя бы в знак благодарности, но тоже оказался за бортом. А вот его менеджер (судя по всему, уже бывшая) Оксана Косаченко, пошла на повышение и стала коммерческим директором Caterham. Так что состав команды на 2013 год был полностью обновлён: новым пилотами стали Шарль Пик (напоминаю, именно в борьбе с ним Петров выиграл 10 место) и Гидо ван дер Гарде, гонявшийся за «молодёжную» Caterham в серии GP2.

Новая машина получила индекс СТ03 и стала первым шасси Caterham, разработанным на новой базе в Лифилде. Уже сейчас, судя по заявлениям технического директора Марка Смита, команда нацелена не на 2013, а на 2014 год, рассчитывая на возможность приспособиться к кардинальным изменениям в регламенте. А это означает, что три секунды отставания так и останутся тремя секундами. Короче, цель та же – 10 миллионов.

Marussia F1 Team

(Marussia MR02 – Cosworth CA2013)

Пилоты: Жюль Бьянки (№22), Макс Чилтон (№23)

Тест-пилот(ы): Родольфо Гонсалес

Marussia MR02

Отчаянная борьба за 10 место в Кубке Конструкторов для Marussia ни к чему не привела, и команда осталась у разбитого корыта. То, что в стане британо-российской команды не всё ладно, было понятно уже по ходу сезона. Николай Фоменко не проявлял никакого интереса к своему детищу, так что капризная «Маруся» воспитывалась исключительно усилиями Джона Бута. В общем, как бы «Маруся» не меняла имя в паспорте, а прописка у неё та же – Банбери, база Manor Motorsport.

Отсутствие нормальных результатов не могло не сказаться на команде: в межсезонье её покинул Тимо Глок, которому надоело ездить в хвосте пелетона третий год подряд. В качестве альтернативы немец выбрал чемпионат DTM, где будет выступать в составе BMW. А в команду взяли Макса Чилтона, который уже пилотировал Marussia на молодёжных тестах. Вторым пилотом сначала определили вице-чемпиона GP2 Луиса Разию и даже провели с его участием одну тестовую сессию. Но, как известно, чем ближе к концу турнирной таблицы, тем больше перевешивает денежный фактор. Из-за того, что спонсоры не смогли оплатить дальнейшее участие Разии, контракт с ним был расторгнут, едва будучи подписанным. Так что вторым в Marussia неожиданно для всех и для себя стал тест-пилот Ferrari Жюль Бьянки (вице-чемпион «Формулы-Рено»). Джон Бут сделал такой шаг с явным расчётом на будущее. После 2013 года моторостроительная компания Cosworth вновь покидает «Формулу-1», и Marussia, как единственный их клиент, остаётся без двигателей. Не исключено, что именно турбомоторы Ferrari будут стоять на машинах этой команды.

Главным техническим достижением на MR02 стало, пожалуй, наличие KERS (впервые за историю команды). Других серьёзных нововведений Пэт Симондс и компания не сделали – с действующим регламентом, наверное, больше и не получится. Аутсайдеры вообще всячески надеются на грядущие технические изменения, но как показывает история, чаще всего результаты такого ожидания бывают весьма скромными. Пожалуй, единственным реальным ожиданием для Marussia станет ожидание Гран-При России в 2014 году.

* * *

Формула-1. Превью сезона

Старт Гран-При Австралии 2012. Начало захватывающего сезона

Старт Гран-При Австралии 2012. Начало захватывающего сезона

2013 год. "Гонка чемпионов" продолжается. Слева направо: Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо

2013 год. «Гонка чемпионов» продолжается. Слева направо: Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо

Уже в эти выходные в австралийском городе Мельбурн стартует 64-й Чемпионат мира «Формулы-1». Три с половиной месяца ожидания наконец-то закончились, и всех ждут 19 непредсказуемых этапов. А может быть, и предсказуемых. Уже сейчас можно определить и фаворитов, и середняков, и аутсайдеров. Продолжится «гонка чемпионов» за чемпионским званием, и столь знакомые фамилии вновь замелькают в итоговых протоколах. Кто-то увидит это вживую, кто-то на экране. Эмоции у всех участников по ту и эту сторону трассы будут разные, согласно предпочтениям, мнениям и убеждениям. Но праздник состоится. Осталось лишь дождаться того заветного мгновения, когда Чарли Уайтинг нажмёт на красную кнопку, и все мы с первых метров дистанции будем наблюдать за поистине дьявольским вальсом «Формулы-1», которую одни величают «Королевой автоспорта», а другие – «Цирком на колёсах».

Андрей Шабанов.

Обсуждение закрыто.