«Король и Шут». Роковой театр или Театральный рок?

16 марта 2013 года ставшая уже легендарной группа «Король и Шут» посетила город Харьков с новой концертной программой.

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Этот город завёрнут, как в саван, в туман
и царит в нём безумье, порок и обман.
Город мрачных трущоб, весь изглоданный Злом,
по ночам его мгла накрывает крылом.
И в глазницы домов смотрит ночь, словно Ворон…
Этот город
безукоризненно чёрен.
Только толпы теней, только Темза-свинец,
этот город страшней, чем оживший мертвец!
И в роскошных дворцах вечный холод и тлен,
и часы мертвецам отбивает Биг Бен.
Вы не бывали в Лондоне, сэр?
Этот город
безукоризненно сер…»

 Вы не бывали в Харькове, дамы и господа, если не знаете, как здесь любят группу «Король и Шут». Каждый раз эти питерские рокеры, уже ставшие легендарными за свою более чем двадцатилетнюю творческую жизнь, дарят своим поклонникам море положительных эмоций и поистине незабываемый праздник. Праздник крови, разумеется.

Этот «каждый раз» по традиции последних лет случается либо тихим и чёрным октябре-ноябрьским вечером, либо вечером бурного и просыпающегося месяца марта. И точно так же по традиции, музыкантов принимает в своих стенах концертный зал «Украина». Группу «Король и Шут», не нуждающуюся в представлении, на сегодняшний день представляют нам:

Михаил Горшенёв – вокал

Александр Леонтьев – гитара, бэк-вокал

Яков Цвиркунов – гитара, бэк-вокал

Сергей Захаров – бас

Александр Щиголев – ударные

Павел Сажинов – клавишные

.
«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

Итак, с виду обычная концертная программа КиШей была, на самом деле, своего рода презентацией. А презентовать они собирались то, чего до них, пожалуй, никто не делал… По крайней мере, в столь необычном жанре.

 * * *

…Когда два года назад КиШ представили в Харькове свой «Театр демона», с акустикой, виолончелью и прочей «арт-панковой» атрибутикой, казалось, что это лишь разовое представление, безо всякого продолжения в обозримом будущем. И что «театр» так и останется своего рода неформатом. Но группа удивила всех, ибо в том же году было объявлено, что начинается работа над постановкой мюзикла (или по-другому, зонг-оперы) о жизни и судьбе небезызвестного Суини Тодда, да и ещё и в чисто КиШовском стиле. То есть это настоящий театр! К сожалению некоторых поклонников, уже без участия Князя и Каспера, ушедших в свободное творческое плавание.

В стиле арт-панк. Так начинался «театральный» период КиШа

Концерт в стиле арт-панк. Харьков, 3 марта 2011 года

Концерт в стиле арт-панк. Харьков, 3 марта 2011 года

Работу над мюзиклом «Король и Шут» провели совместно с Российским Академическим Молодёжным театром. Режиссёр-постановщик мюзикла – Александр Устюгов. Музыка была написана лидером КиШа Михаилом Горшенёвым (в простонародье — Горшок) при участии его родного брата Алексея из «Кукрыниксов». Либретто и тексты песен вышли из-под пера Андрея Усачёва и Михаила Бартенева. Продюсированием проекта занялся Влад Любый и компания «Театральное дело». Сам мюзикл получил название «TODD» и уместился на двух полноформатных альбомах, первый из которых вышел в декабре 2011-го, а второй – в мае 2012 года. Премьера состоялась в Москве 6 и 7 ноября 2012 года, в Театре Киноактёра.

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут» в очередной раз пошли на эксперимент и представили вниманию слушателей достаточно кровавую рок-оперу – именно жанр «ужастика» оказался новым шагом и вообще новаторством для отечественной рок-сцены. В центре сюжета этого живого спектакля находится персонаж по имени Суини Тодд – цирюльник-маньяк, известный по лондонским городским легендам. Жил он, как повествуют эти самые легенды, где-то в середине девятнадцатого века, в британской столице по адресу Флит-стрит, дом 186. Роль Тодда исполнил (как многие могли догадаться ещё до выхода релиза) сам Михаил Горшенёв.

Афиша мюзикла «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street» (1979)

Вообще, Суини Тодд – весьма знаменитая личность в западной массовой культуре. Впервые он возник в цикле рассказов «Жемчужная нить», издававшихся в Лондоне в середине позапрошлого столетия. Позднее, уже с появлением кинематографа с телевидением, Тодд «поселился» и на белых полотнах, и на голубых экранах. И, безусловно, на сценах театров – да, КиШ не стали первооткрывателями в этом деле, но им удалось, прежде всего, совместить типично панк-роковый драйв с театральной художественностью. Поистине культовой стала «бродвейская» постановка 1979 года от режиссёра Гарольда Принса по пьесе Кристофера Бонда. Именно этот вариант сюжета, с тех пор считающийся каноническим, был положен в основу недавнего фильма Тима Бёртона «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street» с Джонни Деппом в главной роли.

Но КиШ и РАМТ решили не повторяться, а потому замутили свой собственный сюжет, отличающийся от театрально-киношного. Это своеобразное новое прочтение поклонники услышали в концептуальном аудиоспектакле, а некоторые и успели увидеть на сцене. Правда, пока только в Москве, но планы у группы грандиозные, и Горшок прямо на харьковском концерте пообещал однажды привезти мюзикл и в Украину.

Двойной альбом «TODD» включает в себя две части (акта): «Праздник крови» и «На краю» – и являет слушателю логическое продолжение «театрального арт-панка». Но теперь это не просто песни, каждая со своим сюжетом – это цельное произведение с единой драматической линией. Обложка выполнена безо всяких хоррор-элементов – лишь суровое лицо Тодда-Горшка. Над оформлением диска и буклета работали Дмитрий Нил и Анна Солуянова, фотографии сделал Сергей Луканкин. «Праздник крови» был записан на студии «Станция звука», а «На краю», в свою очередь, – на «Нева Рекордс». Звукорежиссурой занимались Денис Неволин и Сергей Шпуль, за сведение взялись Павел Сажинов и Валерий Аркадин, а за мастеринг отвечал Андрей Субботин. В записи вокальных партий КиШам помогали такие известные личности, как Константин Кинчев, Илья Чёрт, Билли Новик, Юлия Коган, Лена Тэ. Текст от автора на альбоме читает народный артист России легендарный «мушкетёр» Вениамин Смехов.

Учитывая непредсказуемую мартовскую погоду в Харькове с дождями, лужами и туманами, не составит большого труда мысленно перенестись в Лондон девятнадцатого века с такой же холодной атмосферой, таким же туманом и такими же тёмными улицами. Пускай всего на пару часов концертный зал «Украина» станет для нас Королевским театром «Ковент-Гарден», площадь Свободы аналогично назовём Ковент-Гарден Плэйс, парк Шевченко станет Гайд-Парком, улица Сумская – Оксфорд-стрит, Лопань станет соответственно Темзой, ну а Горбатый мост можно переименовать в Вестминстер-бридж. И так далее… А вместо рокеров, панков, металлистов и вполне респектабельного вида граждан, на концерт будут идти галантные и воспитанные английские джентльмены со своими леди. В звучащей фоном музыке слышны бой часов, завывания ветра и почти бесшумные шаги, атмосфера Лондона вместе с туманом постепенно обволакивает слушателя.

Текст песни «Счастье». Буклет альбома выполнен в «чисто английском» стиле

…В шумной городской толпе трудно заметить ничем не примечательного человека по имени Суини Тодд. А ведь именно он является главным персонажем всего повествования, более того – именно он сам поставил себя в центр этой толпы. Читая пьесу Бонда, смотря фильм Бёртона или слушая мюзикл «Короля и Шута» мы наблюдаем за судьбой главного героя, его мыслями, мечтами, переживаниями и метаморфозами, «с надеждами в сердце и бритвой в кармане». В зонг-опере «TODD» это удалось раскрыть сполна. Как раз метаморфозы характера главного героя занимают одно из центральных мест в сюжете. И от его лица, и со стороны мы наблюдаем за превращением на той стадии, когда грань уже преодолена и назад пути нет. Чувство справедливости превращается в манию, а благородный и чувственный мститель – в палача. Стремление наказать виновных постепенно делает всех виноватыми. В придачу к бритвенному лезвию Тодд берёт на вооружение следующий принцип, от которого не отступает ни на шаг: «Виновны все: и богатые, и бедные, и сытые, и голодные – все, кто из трусости или корысти дали втоптать в зловонную грязь любовь, веру и справедливость!» Светлые благородные чувства уступают место холодному, как бритва, расчёту. Разумные поступки сменяются маниакальной жаждой крови, неважно чьей – но во имя справедливости, основы которой известны только одному Тодду. Сначала он поставил себя в центр толпы, но теперь уже превознёс себя над толпой – таким он посчитал своё законное место, смысл своего бытия. Момент убийства продажного Судьи и Священника, де-факто благословившего Тодда на преступления, символично обозначил: теперь Тодд сам для себя – правосудие и вера в одной плоти. Такое же продажное правосудие и такая же кровавая вера. Он не требовал власти, денег, богатства – он просто делал свою работу по перемалыванию населения Лондона в начинку для пирожков. С какого-то мгновения поставленная поначалу цель отошла на второй план – гораздо важнее стал сам процесс, который уже нельзя было остановить. Свою правую руку, всё крепче сжимавшую лезвие с каждым убийством, Тодд был готов назвать чуть ли не рукой Господа, а лезвие превратилось в Дамоклов меч, нависший над окружающими его людьми. Не стали исключениями ни собственная дочь Элизабет, ни любовница – миссис Ловетт. Ибо движение карающей руки стало не только главнее процесса, но и главнее разума. Также нельзя не заметить, что на протяжении всего действа, профессионально работая бритвой, Тодд как будто замыкает круг вокруг себя: первыми его жертвами стали враги, затем просто незнакомые прохожие, затем друзья, и в итоге лезвие коснулось и близких людей. Круг постепенно сужался и наконец замкнулся на самом герое… Он «остался один. Один во всём мире». И каждый сам себе палач, и каждый – тень среди других. И путь серийного убийцы, со страниц книг пугавшего Лондон задолго до появления реального Джека-Потрошителя, казалось, вёл к вершине, к высшей точке безумного бытия, и таки привёл. К самому краю пропасти, от которой уже нельзя было увернуться. Для Тодда это и стало высшей точкой бытия – суд над самим собой. Процесс завершён, дело закрыто.

«Напрасны мольбы и бесплодны молитвы!
Здесь время гуляет по лезвию бритвы,
И все мы гуляем по лезвию бритвы,
По лезвию бритвы…
»

…Нет, это всё-таки не Лондон. Это Харьков, где морозным субботним вечером 16 марта поклонники КиШа спешат на концерт в тёплый и уютный зал. Как же знакомы и близки всем эти белые своды, красные занавески и сидячие места, на которых никто не собирается сидеть. Всё такая же разнообразная публика, жаждущая… нет, что вы, вовсе не крови – рок-н-ролла! Итак, роковой театр или театральный рок? А может быть, немножко того и немножко другого.

Сегодня «Король и Шут» для многих стал больше чем просто набором дисков на полках и мр3-файлов в компьютерах. Теперь это – то ли убеждение, то ли образ жизни, то ли музыка вне времени и пространства. Неважно, сколько лет фанатского стажа в рюкзаке за плечами, сколько отечественной и зарубежной музыки было переслушано за эти годы, и неважно, в каком городе всё это происходит. Вновь и вновь возвращаешься к уже не раз прослушанным альбомам. Можно, кстати, сделать вывод, что альбомы КиШа не похожи один на другой – группа не боится экспериментировать и не подгоняет себя под условный формат. Скорее, они сами меняют формат в свою пользу! Более чем за двадцать лет мы слышали в их исполнении и панк-рок, и хардкор-панк, и фолк-рок, и арт-рок (арт-панк, конечно же). А группа живёт, процветает и продолжает двигаться дальше, попутно собирая полные залы на своих концертах.

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

Харьковский концерт не стал исключением – более полутора тысяч человек приветствовали выход группы на сцену. «Эй, здоровенькі були!» – с приветствием обратился Горшок к фанатам, и начался рок-н-ролл! Как было указано на афише, программа предполагала «лучшие хиты + песни с зонг-оперы TODD». И ожидания оправдались. Без промедления, без подогрева, сразу изо льда в пламя, а может быть, впереди мистера Тодда в самое пекло… Ну где ещё возможно что-то подобное? Отменное настроение, заряд бодрости, дружеская обстановка, живое общение в стиле «арт-панк». В общем, эта леденящая душу история произошла… пардон, конечно же, душа не замерзала, а скорее наоборот, согревалась от музыкального сопровождения. Сопровождалось действо песнями со всех альбомов, буквально по паре-тройке с каждого, но насколько качественно и вкусно было приготовлено это роково-театральное меню.

«Король и Шут». Live in Харьков 16.03.2013

Программа концерта:

  1. Исповедь вампира
  2. Тень клоуна
  3. Добрые люди
  4. Король и Шут
  5. Истинный убийца
  6. Дагон
  7. Продавец кошмаров
  8. Фокусник
  9. Дурак и молния
  10. Смертный приговор
  11. Священник больше ничего не скажет
  12. Паника в селе
  13. Хардкор по-русски
  14. Смерть на балу
  15. Мастер приглашает в гости
  16. Блуждают тени
  17. Медведь
  18. Мёртвый анархист
  19. Ели мясо мужики
  20. Танец злобного гения
  21. Марионетки
  22. Счастье
  23. Проклятый старый дом
  24. Лесник
  25. Северный флот

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

«Король и Шут». Концерт в Харькове 16 марта 2013 года

Поклонники рокового театра и театрального рока смогли услышать старые и новые песни. Впрочем, деление на «старые» и «новые», как правило, условно: у КиШа песни с каждого альбома так или иначе со временем становятся признанными и любимыми у публики. И публика опять начинает ждать новых песен. Возможно, снова в стиле арт-рок, а возможно и хардкор-панк, а может быть, и что-нибудь новенькое, чего мы ещё не слышали. И только группа «Король и Шут» останется тем самым неповторимым «Королём и Шутом».

«Спасибо, что вы любите рок-н-ролл! Это очень хорошо, очень здорово!» – Горшок, в этот вечер щедрый на торжественные речи, подвёл итог очередной дружеской встречи группы и поклонников.

 * * *

…Так закончилась эта очередная роково-театральная история – история о харьковском концерте 16 марта 2013 года. История, вслед за которой будет написана новая. История, отголоски которой, подобно предыдущим, ещё долго будут слышны под Горбатым мостом и под сводами концертного зала. Вы не бывали в Харькове, сэр? «Этот город безукоризненно мёртв». До следующего концерта, разумеется.

Андрей Шабанов.

ФОТО и ВИДЕО – материалы – Екатерина Насрединова.

.

ФОТОГРАФИИ:

http://vk.com/album19622220_171391848

ВИДЕО:

Счастье
http://www.youtube.com/watch?v=ZesI5iNKa3Y
 
Танец злобного гения
http://www.youtube.com/watch?v=lSNs5JMsr5g
 
Проклятый старый дом
http://www.youtube.com/watch?v=F0D_2fkbkuA
 
Медведь
http://www.youtube.com/watch?v=eG2YZs05bOs
 
Марионетки
http://www.youtube.com/watch?v=-VNdN23THgc
 
Смерть на балу
http://www.youtube.com/watch?v=zoJT_yKAE3o
 
Фокусник
http://www.youtube.com/watch?v=fpQxGLPno3o
 
Священник больше ничего не скажет
http://www.youtube.com/watch?v=MSD-WDhyLDI
 
Мастер приглашает в гости
http://www.youtube.com/watch?v=TsoIhBDi-5E
 
Дурак и молния
http://www.youtube.com/watch?v=Sm7gslayijc
 
Лесник
http://www.youtube.com/watch?v=XaIYrWnsARw
 
Блуждают тени
http://www.youtube.com/watch?v=-HNmCqxAVJU
 
Паника в селе
http://www.youtube.com/watch?v=3gsR90fv0Bw
 
Мёртвый анархист
http://www.youtube.com/watch?v=qlHPu0HA194
 
Ели мясо мужики
http://www.youtube.com/watch?v=HF5r9agavDc
 
Северный флот
http://www.youtube.com/watch?v=kS-LWQ6kq8A

One response to “«Король и Шут». Роковой театр или Театральный рок?

  1. Уведомление: «Король и Шут». Последняя сказка | Корр-тайп