Никас Сафронов. Перспектива на грани Реальности

Репортаж о персональной художественной выставке Никаса Сафронова в Харькове, открывшейся в Областном Центре культуры и искусства.

«…Вы знаете этого, с нимбом на голове?
Ну так вот: мы с ним соперники. Он сделает, а я доделываю!»

(из фильма «Господин Оформитель»)

Весна, безусловно, – самое лучшее время для творческих начинаний. С весенней капелью, на фоне непредсказуемой погоды, рождаются ноты, мелодии, гармонии, тексты рифмованные и прозаические, художественные произведения самых разных форм и содержаний. И, конечно же, с весенними ручьями из мира внутреннего искусство переносится в мир внешний, открывая всё своё разнообразие во всей своей красе. И в какие-то моменты искусство то и дело концентрируется в одной точке, собирая фрагменты прекрасного воедино и выходя при этом за рамки картин: из нарисованной реальности в реальность ощутимую. Первым по-настоящему весенним аккордом во всей этой симфонии стало открытие художественной выставки Никаса Сафронова, состоявшееся вечером 29 марта 2013 года в Харьковском Областном Центре культуры и искусства.

Никас Сафронов – один из самых известных современных художников, можно сказать, один из самых популярных, мейнстримовых. Никас Сафронов – это имя, это своего рода художественный бренд, качество, выразительность. И разумеется, что сам факт организации и проведения выставки картин мастера, известного на весь мир, не мог остаться незамеченным, не мог не вызвать интерес и породить последующий ажиотаж среди любителей и ценителей искусства. Итак…

.

Художественная весна в Харькове. Акт I
Слово и дело Мастера.

Никас Сафронов

Самого Никаса Сафронова часто называют экстравагантным явлением в современном искусстве, массовой культуре. Большая популярность, пристальное внимание к его творчеству и к его творческой персоне, восхищения, критика – из всего этого складывается портрет самого художника. Первое знакомство с ним начинается по эту сторону полотна, постепенно продолжаясь уже по ту сторону, где действует лишь язык Искусства. А кто, как ни сам мастер, может быть лучшим экскурсоводом и проводником в мире собственных картин? Поэтому пресс-конференция с Никасом Сафроновым, назначенная 29 марта на 16:00 в пресс-центре Харьковской облгосадминистрации, должна была стать своеобразной первой ступенькой на лестнице, ведущей в галерею под названием «Избранное».

Неделей ранее здесь уже состоялась пресс-конференция с непосредственными организаторами выставки, теперь же и самому мастеру предстояло сказать своё слово и поведать о грядущих творческих планах. Его появление в зале было незамедлительным. Сафронову была предоставлена честь открытия художественной весны в Харькове.

Никас Сафронов, Михаил Добкин, Татьяна Ищенко

Михаил Добкин

Пресс-конференцию почтил своим присутствием губернатор Михаил Добкин, который, как выяснилось, является не только поклонником творчества Сафронова, но и обладателем одной из его картин в своей коллекции.

Михаил Добкин:

«Сегодняшнее событие – это, безусловно, повод для того, чтобы заново открыть Харьков как культурную столицу Украины».

Благодарность Сафронову выразила и Татьяна Ищенко – директор Центра культуры и искусства, в помещении которого была организована выставка.

Татьяна Ищенко:

«Для нас, для Центра культуры и искусства это, конечно же, большая честь, что такое событие, как выставка Николая Степановича Сафронова проходит именно у нас. Я выражаю благодарность Никасу Сафронову за согласие принять участие в этом мероприятии, за его личное присутствие, за возможность общения с ним, и прежде всего, за возможность творческого общения…»

.

И вот, настало время Никаса Сафронова для того самого творческого общения. Он, кстати, прибыл в Харьков ещё в четверг, 28 марта. Торжественный приём по случаю прибытия венчало, кстати, выступление фольклорного ансамбля «Муравский шлях», произошедшее в стенах Центра культуры и искусства, как раз накануне открытия выставки. Затем Сафронов отправился в цитадель художественной Слобожанщины – в дом-музей Ильи Репина. «Мы только что вернулись из музея Ильи Ефимовича Репина, – начал Сафронов, – там особое место, особая атмосфера… У меня давно возникло желание написать картину специально на тему Репина и подарить её этому музею, как дань прекрасному городу, краю. К следующему приезду, надеюсь, эта работа будет закончена мною». От дел минувших – к делам насущным. Сафронов много говорил о предстоящей выставке, об её открытии, о своих дальнейших намерениях…

Никас Сафронов:

«Главная цель заключается в том, чтобы люди, прежде всего, знали об этой выставке. Они могут принять решение идти туда либо не идти, но мы им должны сказать: смотрите, вот идёт поезд, а в нём везут, к примеру, самый большой бриллиант в мире. Вы хотите посмотреть на поезд? Ну, или на бриллиант…

И я всячески надеюсь, что люди посмотрят. Я не претендую на то, чтобы вот так всем всё понравилось, нет. Однако вы, наверное, помните знаменитую историю с Сикстинской Мадонной? Этот случай произошёл, когда трофейные картины, вывезенные из Германии, возвращали обратно в Дрезден, в ГДР. И вот, на последней выставке люди шли к этой картине Рафаэля. Очереди стояли огромные, у всех был большой интерес, ажиотаж, и вообще, что замечательно, люди тянулись к искусству… Тогда уже хватало хлеба, но ещё не хватало духовности. А сегодня её, духовности этой, даже слишком много, но не такой, какой хотелось бы… Так вот, какой-то молодой человек подошёл к картине и сказал: «Да подумаешь, баба как баба, чего все так восхищаются?» А рядом стояла Раневская и сказала: «Молодой человек, она стольких людей восхищала, что уже вправе выбирать сама, кому ей нравиться, а кому нет!»

Понимаете, я говорю об этом вот почему. Нравится или не нравится – это личное мнение, субъективное. Объективность – это История, которая всех нас рассудит».

История по-своему рассуждает о Сафронове уже в современности, не дожидаясь будущего: общемировой уровень, картины в частных и музейных коллекциях, знакомство с сильными мира сего и прочими знаменитостями. И главное – популярность имени Никаса Сафронова! Популярность, наверное, не меньшая, чем у тех, чьи портреты он написал. А среди них: Софи Лорен, Роберт де Ниро, Джек Николсон, Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Стинг, Мадонна, Элизабет Тейлор, Элтон Джон, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Дайана Росс, Жан-Поль Бельмондо, Хулио Иглесиас, Клинт Иствуд, Тина Тёрнер, Муслим Магомаев, Никита Михалков, Татьяна Синявская… Но кисть Сафронова рождает портреты не только творческих личностей, но и заметных персон политического мира – например, Владимира Путина. А также первых лиц других государств. Так, среди работ Сафронова есть и два портрета Леонида Кучмы: первый, как сказал Сафронов на пресс-конференции, был заказан по просьбе Виктора Черномырдина (в то время – главы российского посольства в Украине) и впоследствии исчез в недрах кабинетов при «новой власти». А вот второй раз уже экс-президент Кучма пригласил Сафронова лично. Говоря о заметных фигурах современной украинской действительности, Сафронов особо упомянул Виталия Кличко и Олега Скрипку. Говоря об исторических персонах, хорошо отозвался о Тарасе Шевченко не только как о художнике, но и поэте, «художнике слова». А также рассказал об, увы, незавершённой работе над портретом Богдана Ступки…

Никас Сафронов:

«…Я очень жалею о том, что не успел написать портрет Богдана Ступки. Мы были с ним, кажется, на фестивале «Кинотавр», и я успел сделать всего лишь лёгкий набросок. Вообще, хочу заметить, что с каждым годом, с каждой игрой, каждой новой своей ролью Богдан Сильвестрович как актёр был все мощнее, всё ярче…»

Рисуя портреты представителей «высших миров», Сафронов в итоге и сам стал частью этого высшего мира, бомонда, если угодно. А высшие миры всегда были мирами больших возможностей. Финансовых в том числе.

«Художник должен быть голодным!»
(народная мудрость)

…в таких случаях принято добавлять: «Голодным до творчества!»

Никас Сафронов:

«Знаете, иногда с удивлением, а то и с откровенным непониманием спрашивают: вот почему художник зарабатывает деньги, да ещё такие огромные? И сразу многие, даже не раздумывая, дают ответ: он не профессионал, не талант, и вообще забирает деньги у людей. Я вам так скажу: искусство – это тоже работа, более того – это профессия. Дело для профессионала, то, что он умеет лучше всего. При этом мой интерес к работе всегда был и остаётся велик, при том, что человек, заказавший работу, может быть разным по образу жизни и своему статусу. Он может быть Фиделем Кастро, а может быть и простым тружеником, врачом, шахтёром. В портретном жанре я начинал работать со всеми. И когда достиг определённого рубежа, то стал писать портреты звёзд.

В каком-то смысле, портретные картины для меня – это мой хлеб. Но порою следующим рубежом становится желание дарить написанные портреты, как например, для Софи Лорен… Разумеется, те, кто оплачивают свой заказ, непременно хотят стать твоими знакомыми, друзьями, близкими, всё это так. Но, к слову, чей бы портрет я ни писал, я никогда не думаю сначала о деньгах – для меня важнее, прежде всего, сам заказ, сама возможность рисовать, сам процесс создания. Я творю в угоду лишь своим мыслям и желаниям, а не в угоду кому-то. Люди бывают разные, но, найдя с ними общий язык, я работаю с удовольствием. И не только ты к людям, но и люди к тебе относятся с уважением».

Художник, как и вообще любой творческий человек, очень ревностной относится к восприятию себя внешним миром, порою несоответствующим внутреннему. И он живёт не настоящим, но будущим, не ретроспективой, но перспективой. Главным успехом считается возможность обратить на себя внимание именно с творческой стороны. Никас Сафронов так и сказал: «Главное, что эти люди пришли к тебе. И тебе выпала эта честь». А ещё добавил: «Никто не интересуется тем, кто ищет миллион – все интересуются тем, кто нашёл!»

Никас Сафронов:

«…Скажу вам так: не придаю большого значения тому, сколько именно. Но я всегда, если можно так сказать, возвращаю деньги в виде благотворительности. Ибо есть такая народная мудрость, которой я придерживаюсь: заработав три копейки, одну отдайте на благие дела. Я отдаю полторы, даже две, и одну оставляю себе – мне хватает на жизнь…»

«…Слово «талант» тяжёлое. Может быть, оттого, что одним из его значений является древняя денежная единица. Килограммы драгоценного металла слиты в слово «талант», и ради этого металла люди способны на предательство, воровство и убийство… Денежные знаки нынче не оттягивают наш карман. В бумажный век и деньги легковесны. А потому не будем отвлекаться на омоним, а будем говорить о таланте как об уникальной способности…»

(Протоиерей Андрей Ткачёв, настоятель храма
прп. Агапита Печерского (Киев
)

* * *

Официальное открытие выставки картин Никаса Сафронова было назначено на 30 марта, ровно на одиннадцать часов утра. Однако любое торжество имеет прелюдию, и вечером 29 марта организаторами был устроен своеобразный «закрытый показ», лишь для VIP-гостей и представителей СМИ, где была возможность увидеть воочию, что же ожидает харьковчан в ближайшие два месяца. Стоит напомнить, что эта выставка будет проходить с 30 марта по 26 мая.

Харьковский Областной Центр культуры и искусства (ул. Пушкинская, 62)

За много лет нельзя было не заметить, что Никас Сафронов предпочитает проводить персональные выставки либо писать картины для частных коллекций. Сам он говорит, что таким образом несколько нарушает устоявшееся мнение, что «раз в музеях нет картин – значит, и художника нет». Исходя из такого подхода, художник сам делает своё признание, а не просит об этом кого-то. Как бы своими силами от начала и до конца материализует, оформляет свою идею, создаёт свою собственную галерею, по своим же правилам и канонам.

Никас Сафронов:

«…Вот, я могу подарить картину любому музею, и потом всем говорить, хвалясь: «А моя картина в Лувре!», например. Они занесут картину в свой реестр под номер миллион двадцать пятый, и всё… Я же продаю свои картины, и это важнее для меня как для художника.

Но не все разделяют такую позицию. Вот, кстати, Александр Гордон критиковал меня в своей передаче, а я в свою очередь, доказывал ему своё мнение, в общем, там был целый сюжет… Не без хитростей».

На выставке, как и говорилось ранее, представлена 91 картина Сафронова. Сама экспозиция занимает три зала на двух этажах. В целом, это работы разных периодов времени, творческого пути, разного содержания и направления. Официальный сайт Сафронова (http://www.nikas-s.ru) среди прочих направлений называет дрим-вижн, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, символизм, исторические иллюстрации, пейзажи, портреты… Но сам он говорит, что не ограничивает себя рамками.

Никас Сафронов:

«…Искусствоведы уже не знают, в какую нишу меня определить и какой ярлык навесить. Даже авангардистом называли, толком не понимая, что такое авангард… В общем, нарисовали на меня портрет «скандального художника», хотя сам я, в общем-то, ничего не делал для того, чтобы получить такое прозвище. Но соглашусь с тем, что в последнее время меня иначе и не представляют. Впрочем, мне это никогда не льстило. Напротив, я духовный, а не скандальный… не пишу ни кровью, ни ещё чем-то непотребным. И в целом я позитивный человек, не люблю негатива.

Моя техника связана, прежде всего, с метафорами, с фантазиями. Я основываюсь на традициях своих любимых мастеров: Уильяма Тёрнера, Питера Брейгеля, Альбрехта Дюрера, Яна ван Эйка… А насчёт Сальвадора Дали, про которого мне очень любят напоминать… Он не вдохновлял меня, но я не раз говорил и буду говорить, что он – прекрасный мастер, фантазёр. Сейчас больше вкладывают в его имя, но сам по себе он профессионал высокого уровня. Если бы многие художники работали так же, как и он, то мы увидели бы больше прекрасных фантастических картин…»

У самого же Сафронова, по его словам, насчитывается больше тысячи картин, написанных с 1983 года, когда он, после бурной студенческой молодости, полностью посвятил свою жизнь искусству. Это касается одной только живописи. Кроме того, существует множество графических работ, набросков и простых эскизов, некоторые из которых, впрочем, «могут быть совершенно самостоятельными произведениями».

.

Итак, эксклюзивная презентация была запланирована на 18:00, в помещении Харьковского Областного Центра культуры и искусства. Приглашённые гости в зале, представители харьковских средств «массовой информации», официальные лица… И главный герой в центре публики – Никас Сафронов.

.

В торжественном открытии выставки принимали участие:

Татьяна Ищенко – директор Харьковского Областного центра культуры и искусства;

Дмитрий Кузнецов – директор Департамента культуры и туризма Харьковской облгосадминистрации;

Светлана Горбунова-Рубан – заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты;

Сергей Семёнов – Генеральный консул Российской Федерации в Харькове;

Вера Лагутина – заведующая отделом современного искусства «Мистецтво Слобожанщини»;

Илья Базарсад – директор выставки;

Наталья Христенко – арт-директор;

Максим Талалай – протодиакон, священнослужитель Озерянского храма УПЦ МП.

Татьяна Ищенко – директор Харьковского Областного центра культуры и искусства

Дмитрий Кузнецов – директор Департамента культуры и туризма Харьковской облгосадминистрации

Сергей Семёнов – Генеральный консул Российской Федерации в Харькове: «За Укрепление культурных связей между Украиной и Россией!»

Протодиакон Максим Талалай, Светлана Горбунова-Рубан, Никас Сафронов

Дмитрий Кузнецов, Наталья Христенко, Илья Базарсад

Также на открытии присутствовал сын Никаса Сафронова – Лука, талантливый пианист, лауреат нескольких международных музыкальных конкурсов. Для собравшихся гостей он сыграл на рояле несколько произведений. А в конце мая, накануне закрытия выставки, отец и сын Сафроновы запланировали проведение целого творческого вечера.

Информация:

Персона. Лука Затравкин

Лука — сын Никаса Сафронова

Но всё это будет потом. А в этот художественный вечер 29 марта 2013 года Никас Сафронов устроил для гостей небольшую экскурсию по галерее, рассказывая о представленных в экспозиции картинах. Кто же, как ни мастер даст ключ к реальности по сторону полотна?

Никас Сафронов:

«Художник может казаться ремесленником, но я требователен к себе всё время. Возможно, начало процесса и выглядит как обычное ремесленничество, когда я порою сам не до конца представляю о том, как всё будет выглядеть в итоге, но по мере работы над картиной я стараюсь всё делать профессионально, и чем дальше, тем больше. Я не могу позволить себе нарисовать не пойми что, черкануть пару-тройку раз на холсте, лишь потому, что я Никас и так далее… Чем дальше художник идёт – тем большую ответственность за свои работы на себя принимает, это правда. Я не могу иначе.

Это не просто процесс рисования – это именно что общение, притом взаимное. Как раз при взаимном общении достигается наилучший результат. Например, рисуя портрет, я делаю наброски, и человек своим видом, своим взглядом, внешностью как бы рассказывает мне о себе, где он родился, что любит, какие цвета. Художнику в человеке, прежде всего, нужно найти Личность. Ты как бы задаёшь ему вопросы, а он на них отвечает, такое вот творческое общение…»

.

Художественная весна в Харькове. Акт II
На грани Реальности.

«Арт» – это искусство. «Артистизм» – это процесс воплощения искусства в Реальность. Сафронов прав: насколько хорошо Искусство было воплощено им в Реальность – покажет Время. Ну а пока что, как говорится, вместо тысячи слов, можно попытаться открыть дверцу, ведущую в мир по ту сторону художественности.

Вообще, при наличии огромного количества направлений в живописи, очень сложно дать характеристику творчеству того или иного художника. Поиски зачастую выводят за рамки концепции и самодостаточности, которые служат в роли неких границ между определёнными направлениями и жанрами. Привычных терминов и понятий уже недостаточно, приходится вслед за художником включаться в процесс «артистизма».

Вот есть Реальность, а есть Запредельная Реальность, то есть Сверхреальность. Но картины Сафронова показывают и то, и другое не по отдельности, но в общей жанровой композиции. Такое ощущение, что художник находится на грани между этими двумя реальностями: находясь по эту сторону полотна, может увидеть и показать, что происходит по ту сторону. Словно стоит на последней ступеньке порога и не желает сделать последний шаг, как бы предостерегая себя от полёта в бездну фантазий – лишь созерцает за видимым. Это некое пограничное состояние, нахождение на грани Реальности, «трансреализм», когда, казалось бы, узнаваемым сюжетам, предметам, образам даётся совершенно фантастическая трактовка. А порой и не даётся вовсе, ведь фантазию можно познать целиком, лишь упав в её бездну… Сафронов же, напротив, никуда не падая (от нежелания либо от невозможности в рамках выбранной концепции), делает упор именно на Трансреальность – метафизическую реальность в глубине обыденностей, когда каждый предмет, явление, образ, событие представляет собой нечто большее, чем кажется в Реальности. Каждый элемент наделяется отдельным смыслом – гораздо большим смыслом, нежели в обычном своём состоянии. Стоит также уделить внимание и взаимодействию образов на грани Реальности – каждый из них являет собой не только смысл, но и ощущение, перевоплощение мыслей в процессе своеобразной медитации, не проникновения в Сверхреальность, но созерцания её глубины. На этом пороге невозможно прочувствовать Сверхреальность – её можно лишь видеть. То есть художественное воплощение, артистизм Трансреальности – это наблюдение, созерцание, объединение реальностей, попытка переноса смысла из-за грани, не переступая некий допустимый предел.

Художник в Реальности (как мы видим со стороны), в свою очередь, лишь демонстрирует увиденную Трансреальность в процессе преодоления обыденности. Он как бы находит дверь, открывает её ключом и просто смотрит вдаль, пытаясь также определить, что есть Объект, а что Субъект созерцания. Ничто не мешает, например, взглянуть с той стороны Реальности на эту, вернее, представить, каким может быть этот взгляд. Трактовка Трансреальности целиком и полностью зависит от художника. Открытую дверь (картину) также можно представить в виде большого экрана, транслирующего образы и мысли, возможно, непонятные даже тому, кто увидел их первым. Одним из таких образов Сафронов считает шары, которые он называет «формой закрытого мира» или идеальным воплощением фантазии. Внутри закрытого сферического мира происходят невидимые человеческому глазу процессы и явления, возможно, там происходят какие-то фантастические метаморфозы, возможно, там обитает мечта, некая альтернативная реальность… И вот эти шары улетают в небо, как в клипе «High hopes» известной английской группы «Pink Floyd», унося в себе Тайну…

Особое место в экспозиции было отведено картине под названием «Призрак из прошлого», появившейся в 2011 году. Да, именно появившейся, ведь техника её написания не поддавалась, на первый взгляд, разумному объяснению. А всё оказалось, как обычно, и просто и сложно одновременно.

Информация о картине «Призрак из прошлого»:

«Первоначально картина задумывалась как портрет некоего молодого человека в образе и одежде XVII века, но после того, как автор завершил написание работы, он заметил, что краска, пропитавшись сквозь полотно, на обратной стороне создала свершено иной рисунок – туманный портрет старика. Тогда и было решено вставить полотно в раму тыльной стороной наружу».

Парадокс: картина, по сути, не была написана Сафроновым – сей образ был создан природой холста и красок. Возможно, это уже нечто большее, чем просто Реальность.

.

P.S.

Никасу Сафронову часто, и на этой выставке тоже, приходится слышать в свой адрес что-то вроде «Николай Степанович, да вы просто гений!» Но он лишь усмехается и говорит: «А вы знаете, кто такой гений? Вот есть талант, который напишет две прекрасные строчки и затихнет. А есть бездарь, который по двадцать пять бессмысленных книжек в год напечатает и не успокоится… Так вот, Гений – это Талант с упорством Бездаря!» А право решать свою судьбу и судьбу своих картин он оставляет Времени.

А по моему скромному мнению созерцателя, Гений – это нечто большее, чем отдельная взятая личность и даже больше, чем все личности вместе взятые. Это своеобразная мозаика или фреска, где каждый творец, художник, мастер оставляет свой фрагмент в общей композиции. Каждый фрагмент может быть разным по цветовой гамме, стилистике, размеру, содержанию. Некоторые становятся частью мозаики навечно, некоторые отпадают от неё со временем. Некоторых приходится удерживать в ячейке, а некоторые держатся на одной только силе артистизма. И вот так, на протяжении Истории, течения Реки Времени и формируется разными людьми Гений Искусства, по ту и эту сторону Реальности. Никас Сафронов согласился с этим.

Андрей Шабанов.

Никас Сафронов презентовал в Харькове выставку
(источник: ObjectivTv)
http://youtu.be/BbzHFPwAPfU

.

ФОТОРЕПОРТАЖ:

(фото автора)

Открытие выставки Никаса Сафронова 29 марта
http://vk.com/album19622220_172060153

Пресс-конференция 21 и 29 марта
http://vk.com/album19622220_172060050

Обсуждение закрыто.