«MystTerra». Весеннее путешествие к Таинственной Земле

27 апреля 2013 года в Харькове впервые прозвучали песни с нового альбома московской группы «MystTerra».

mystterra_kh2013 (1)

«Orbis Terrarum. D-minor equitis uiam ad MystTerra», что означало: «Круг земной. Рыцарей ре-минорных путь к Таинственной Земле». Эта надпись прилагалась к старой, слегка потрёпанной карте Европы, где был начертан маршрут для искателей приключений – тех самых ре-минорных рыцарей. Эта карта была обнаружена ими в ларце на чердаке одного из серых замков Третьего Рима, где рыцари обитали вот уже шестой год. И в тот же день, на совещании за круглым столом незамедлительно было принято решение отправляться в путь. За подвигами и славой.

Музыкальный орден «MystTerra», давно прославившийся своими приключениями на родной земле (и не только), в этом путешествии представляют нам:

…благородные рыцари

Денис ‘Kvedulv’ Бахтинов – вокал, духовые
Леонид ‘Anakharsis’ Черницкий – ударные
Евгений ‘Eugene’ Черкашин – гитара
Сергей ‘Hakon’ Кокин – бас
Игорь ‘Varvar’ Гончаров – гитара, бэк-вокал
Алексей ‘Clover’ Шкуропатский – волынка

…а также милые дамы

Лена Басс – волынка
Наталия Хомутовская — колёсная лира, вокал
Виктория ‘Volnaya’ Черногорова – менеджмент.

.
Информация:

«MystTerra», 2012 год. Знакомство с группой и репортаж о новогодних концертах

.

mystterra_kh2013 (2)

При том, что маршрут на карте не вызывал никаких вопросов, совершенно не было указано, где же находится та самая Таинственная Земля. Вот знакомые названия государств, земель и городов… А где заветная страна, которая наверняка откроет путешественникам многие тайны и секреты? Рыцари решили узнать это прямо в пути. Они знали, что Таинственная Земля точно ждёт их.

* * *

О том, как прошло это самое музыкальное путешествие по Европе, ре-минорные рыцари поведали на своём втором полноформатном альбоме «Orbis Terrarum». Городу Харькову выпала честь впервые услышать новые мелодии и ритмы фолк-металлической эстрады. Произошло это 27 апреля 2013 года, в стенах известного в нашем городе арт-кафе «Агата». Уже давно пришла весна с её жаркой погодой, и порция хорошей музыки в тот вечер должна была стать подходящим саундтреком к весеннему времяпровождению.

mystterra_kh2013 (3)

mystterra_kh2013 (4)

Итак, усаживаемся поудобнее в уютном концертном зале этого агатового замка, среди его огненно-алых стен и готовимся слушать эпичную песнь о путешествии в поисках Таинственной Земли. Также надо бы предварительно изучить маршрут, дабы иметь возможность быть в курсе всех событий. Этот маршрут пролегает, как уже было сказано, по территории Европы. На карте, то есть на буклете альбома, мы видим также печать в виде зодиака из фигур медведя, рыбы, саламандры и орла, символизирующих четыре стихии и четыре языка, на которых написаны тексты песен.

mystterra_kh2013 (5)

mystterra_kh2013 (6)

Вообще, сам буклет, по словам музыкантов, является отдельным произведением искусства, так как выполнен в виде книги-путеводителя в средневековом стиле. Есть и портреты ре-минорных рыцарей в соответствующих образах, есть и тексты песен, и предыстория с комментариями. Над оформлением работали художницы Анна Звиняцковская (иллюстрации) и Алина Горда (обложка), дизайном и вёрсткой занимался Артур Горда.

Уникальность харьковского концерта была ещё и в том, что первый тираж «Orbis Terrarum» был напечатан как раз накануне отъезда музыкантов в Украину, а значит, именно украинские поклонники группы получили возможность первыми приобрести этот альбом и первыми ознакомиться с хроникой путешествия.

mystterra_kh2013 (7)

mystterra_kh2013 (8)

По стилистике «MystTerra» по-прежнему остаётся верной себе, и, как обещали годом ранее Kvedulv с Anakharsis’ом, новый альбом стал логическим продолжением предыдущего, но в то же самое время песни стали более разнообразными, появилось много новых тем. Музыкальная составляющая – всё тот же привычный medieval metal, с флейтами, волынками, бузуками, лирой и неотъемлемым обязательным драйвом.

Как не имеет географических границ само творчество, так и альбом записывался в разных странах на разных студиях, словно мозаика постепенно складываясь в общую картину. Ударные были записаны на сербской «Revolver Studio», гитары – на украинской «Blacklight Studio», а для записи партий лиры была выбрана студия «Барабановъ рекординг». Остальные инструменты прописывались на московской «Slaughter Studio», где гитарист Eugene взял на себя также процесс сведения и мастеринга. В записи альбома помогали и музыканты из дружественных групп «Лешак», «Калевала», «Znich», «Svarun» и, кроме того – давняя знакомая рыцарей, сербская певица Тамара Дулич, совместная песня с которой уже полюбилась многим.

mystterra_kh2013 (9)

mystterra_kh2013 (10)

Группа «MystTerra» на концерте в Харькове 27.04.13: Kvedulv, Eugene, Anakharsis, Hakon, Varvar

На харьковском концерте «MystTerra» появилась в составе: Kvedulv, Eugene, Anakharsis, Hakon, Varvar. Именно этим суровым викингам и весёлым вагантам, прихватившим все необходимые инструменты для новых подвигов, предстояло сыграть самый первый концерт в поддержку нового альбома. В свою очередь, волынщик Clover присоединился к ним уже на киевском выступлении на следующий день, 28-го числа, после чего группа отправилась в Москву для съёмок клипа и презентации альбома для российских слушателей. Презентация состоится 11 мая в клубе «Рок Хаус».

mystterra_kh2013 (11)

Харьковская группа «Vendetta Corsa»

mystterra_kh2013 (12)

Харьковская группа «Vendetta Corsa»

А тем временем, после показа клипов «Metallica», «Led Zeppelin» и «U2» на экране, со сцены прозвучали первые аккорды. Это была харьковская группа «Vendetta Corsa», разогревавшая пришедшую публику перед появлением главных действующих лиц того вечера. «Vendetta Corsa», уже долгое время известная в местной тусовке, исполнила свои песни «Пурга-вьюга», «Знамя», «Капитан», «Пленник сна», «Профессор», «Вампир», «Королева Марго». Неизменный почерк группы – сочетание хэви-металлической тяжести и рок-н-ролльной безбашенности. В завершение, в честь музыкантов «MystTerra» прозвучала давным-давно ставшая народной песня «День рожденья» («Пусть бегут неуклюже…»).

mystterra_kh2013 (13)

mystterra_kh2013 (14)

Поздравлять ре-минорных рыцарей ордена «MystTerra» действительно есть с чем. За минувший год, помимо записи альбома, они также путешествовали по городам и весям, принимая участие в различных фестивалях, таких как «Битва наций» (в Польше; то есть группа впервые побывала в Европе), «Стародавній Меджибіж», «Форпост», «Былинный берег», «VagantsFest», «На таран!», «Былины Стародавнего Киева». Не стоял на месте и излюбленный процесс переосмысления современных хитов: были сочинены два новых кавера на раммштайновские песни («Rosenrot» и «Pussy»), и один – на песню «Iron Man» группы «Die Krupps». Альбом-трибьют «круппам», в котором также засветились известные коллективы «Rosa Infra», «Type V Blood», «Ungrace», «Bog Morok», «Сонцесвіт», в настоящее время готовится к изданию на лейбле «Artifical Sun».

А затем музыканты «MystTerra» под аплодисменты вышли на сцену и начали своё весьма театральное и красивое повествование о путешествии «за край этого мира, к другим временам, таинственным, манящим и пугающим, но всё же прекрасным берегам Тайноземья – MystTerra…» А также о том, где нашлась эта самая Таинственная Земля.

* * *

Длительное путешествие, в том числе и творческое, всегда требует тщательной подготовки. Необходимо собрать все инструменты, карты с маршрутами, путеводители, летописи, хроники. Всё это нужно для правильного следования выбранным курсом, чтобы не сбиться, не заблудиться в музыкальных дебрях. И ещё для того, чтобы знать и понимать, что ждёт впереди на пути к заветной мечте.

mystterra_kh2013 (15)

mystterra_kh2013 (16)

Orbis Terrarum. Путешествие к Таинственной Земле

Итак, получив напутствия от милых леди, оставшихся в родном замке, ре-минорные рыцари, как положено настоящим героям, отправились в путь на рассвете. Отправились под аккорды первой песни – «Заря». И вот, «разлилась широко река раздольная…» и разлилась по-настоящему весенняя музыка. Туман развеялся багряным светом и дыханием свободного ветра. Действительно, если начинать путь, то именно с этой песней. В тот час, когда ещё не наступает привычная дневная суета с её бесконечными потоками людей и машин, можно почувствовать истинную гармонию окружающего мира. Природа просыпается, умывается утренней росой и чистым взглядом смотрит в небеса, хвалясь своей столь неземной красотой.

Маршрут, обозначенный на карте, ведёт рыцарей на юг, через Украину, Крым, Чёрное море, Балканы. Спешат герои к землям южных славян, спешат на торжества, посвящённые национальному празднику сербов, хорватов и боснийцев – Дню Святого Георгия, или «Djurdjevdan». Там дорогих гостей ждёт их давняя знакомая – Тамара. Вторая песня как бы становится продолжением первой, потому что в этот день 6 мая, по народным поверьям, «заря с зарёю сходится». А вот главные герои этой песни – парень и девушка – увы, никак не могут встретиться в столь прекрасный день. На праздник Djurdjevdan у южнославянских народов существует традиция собираться всей многочисленной семьёй и исполнять одноимённую песню общим хором. Под национальные мотивы приходит «зелёная весна», всё цветёт вокруг, и деревья одеваются в свои пышные красивые одежды. Djurdjevdan, помимо этого, связан с окончанием весеннего поста, что подразумевает собой очень сытный и сочный праздник. Тем не менее, здоровье – прежде всего, а южнославянские девушки в этот день по традиции желают всем присутствующим здоровья и благополучия, а также занимаются сбором лекарственных трав и утренней росы.

Для мужчин Djurdjevdan – это, прежде всего, праздник воинской доблести, так как Святой Георгий Победоносец считается покровителем воинов, освободителем пленных, защитником обездоленных и вообще олицетворяет храбость. «Доблесть из доблестей», как написала про него когда-то в своём стихотворении Марина Цветаева. Георгий знаменит тем, что победил страшного дракона, нападавшего на жителей одной деревушки. Так и впоследствии, через много столетий, доблестные рыцари Средневековья сражались с драконами. Так что, тост за Георгия и за храбрость! Естественно, употребляется сухое виноградное вино, которое почитается южными славянами уже многие столетия.

…А ведь знаете, вино – важная философская составляющая мировоззрения. После него в пока ещё не захмелевший ум приходит старая, но верная мысль: «In Vino Veritas!», или проще говоря, «Истина в вине!» Дорога, ведущая с Балкан в Центральную Европу, помогает немного развеяться, а заодно и поразмышлять над сущностью бытия. Ну, и заглянуть в историю, разумеется: откуда есть пошло вино, как до славян оно дошло, и о том, как многие мудрецы и простолюдины искали истину на дне… даже не бутылок – а бочек. Так получилось, что ещё со времён греческого бога Диониса винная традиция распространилась вдаль и вширь, более того – дошла до христианского Средневековья и благополучно существует до сих пор. Это как там, «…на Руси есть веселие пити – не можем без сего быти!» Вот уж действительно, алкоголь – это топливо для истории! Ну а песня – своего рода «гимн веселью, радости и вину» – как это часто бывает, была сочинена в скучные серые будни. Но меру надо знать даже в размышлениях, а то будет, как в следующей песне…

mystterra_kh2013 (17)

Песня «В кабаке» (In Taberna)

Чем дальше на север, тем меньше люди пьют вино и больше потребляют пиво. На германской земле, в пивной Баварии, простой обыватель живёт согласно кодексу чести, прописанному в самой правильной книге – «Carmina Burana», написанной где-то в 12-13 веке и состоящей из песен лирических, сатирических, поучительных и застольных. Все эти песни исполнялись в Средние века баварскими (и не только) вагантами, поэтами, трубадурами, менестрелями. Исполнялись они на латыни, на немецком и даже на старофранцузском языках. А иногда – на так называемом макаронном языке, в котором смешались слова из многих центрально-европейских языков и наречий, а потому он был не всегда и не всем понятен. Впрочем, учитывая, сколько пива там употреблялось, о причинах такой «непонятности» несложно догадаться… Одной из таких застольных песен является «В кабаке» (она же «In Taberna»), в оригинале 1160 года состоящая аж из четырнадцати тостов за всех и вся. Средневековая Таверна – действительно священное место. Сюда приходят люди разных сословий, профессий, характеров. С понятной целью: приобщиться к прекрасному и быть причисленным к праведникам. Средневековая Таверна – это эпицентр веселья, братания, азарта, блуда, споров, драк, примирения… В общем, эдакое сосредоточение всего мира в четырёх стенах. Всё в одном месте, всё тождественно в этом мире. Воистину, историю можно писать по кабакам, и от этого она не станет менее насыщенной. Об этом и повествует нам четвёртая глава путешествия, которую музыканты «MystTerra» немножко переосмыслили для себя: «Текст во многом автобиографичен и порой страшно актуален!»

На выходе из таверны:
— Что это за странный запах?
— Это свежий воздух!

(народное творчество)

Вот такое оно, хмельное бытие. С утра. Ну что ж, все напелись (или напились – тут уж кому как), наплясались, отдохнули по полной программе – и на трезвую голову снова в путь. Как это ни удивительно, но от пивной и весёлой Германии маршрут путешествия теперь поворачивает на восток, а именно – на Украину (где тоже любят музыку и танцы). В типичном украинском селе рыцари встречают девушку по имени Петранка, которая знакомит их с народной песней «Вербовая дощечка». Как известно ещё со стародавних времён, одним из самых дорогих подарков, который украинский хлопец может сделать украинской дивчине, являются те самые красные черевички, увековеченные Гоголем в «Ночи перед Рождеством». Красный цвет символичен – это цвет горячей любви, пылающих чувств, цвет страсти, от которой, кажется, всё вспыхнет и загорится. Неспроста песня столь быстра, словно пламя, распространяющееся вокруг. Но, между прочим, в финале песни звучит призыв гасить водой пылающую дубраву, а то ведь ненароком от этих чувств может остаться лишь горстка пепла. А почему упоминается верба? Это священное растение в украинском фольклоре, символизирующее юность и весну.

Отведав блюд украинской кухни и попрощавшись с гостеприимными селянами, герои держат путь на побережье балтийского моря, чтобы оттуда первым же дракаром отправиться в Скандинавию – суровый край суровых викингов, когда-то завоевавших чуть ли не всю Европу и пришедших на Русь под предводительством легендарного Рюрика. Так что подобная экскурсия позволит почувствовать всю атмосферу того времени, на собственной шкуре ощутить дыхание морского ветра, своими глазами увидеть скандинавские пейзажи. Музыка располагает к этому, а в своём повествовании «MystTerra» посвятила скандинавской теме три песни. Первая из них – «Скалы фиордов», настоящий боевой викинг-метал, точно в рамках жанра. Просты и пафосны мысли и речи суровых морских вояк. Это песня и о храбрости, и о дружбе, и о противостоянии стихии, и о кровавых битвах, и о павших героях. А корабль продолжает плыть, и «ветра песнь поют паруса». И даже в современности под такую музыку некоторые мечтают на катере рассекать воды Ботнического залива. Ну а пока «…снова море приветствует нас!» И всё ближе скалы фиордов, как своеобразные стражи скандинавских берегов.

Далее рыцари уже на берегу, встречаемые местным населением – судя по всему, их здесь ждали. В процессе пребывания на скандинавской земле герои узнают больше об истории викингов, их подвигах и культуре. По правде говоря, эта тема уже давно была интересна им самим, поэтому вторая песня скальдического цикла – «Один, к тебе мой путь…» – целиком и полностью спета и сыграна ими в стиле традиционно норманнской баллады. И действительно, как сообщают музыканты, «…эта баллада сочинена в одном из размеров, которыми пользовались исландские скальды эпохи викингов, сама её форма воспроизводит древнюю скальдическую традицию и для связи слов здесь используется не рифма, а аллитерация». А содержание песни раскрывается с первых же строк: любой викинг после смерти в бою считает за честь оказаться в Вальхалле, где встретит своих когда-то погибших друзей и будет вспоминать с ними о былых подвигах. Такие они, верные сыны Одина, готовые сражаться в одном строю даже там, «в битве последней со злом».

«…В битве я пал или нет?
Храбр ли был я в бою?
Славят ли скальды мой меч,
И как хорошо я пою?

Отец мой, я в битве пал!
Смерти смеялся в лицо!
Скальды о том воспоют,
Я и сам поэт – вот мой ответ!
»

Последняя остановка в этом скальдическом цикле происходит в Северной Атлантике, на Фарерских островах, где рыцари узнают о легенде про дракона, охраняющего большой запас золота. Боевая песня-марш называется «Regin Smidur» («Регин-кузнец»), которую музыканты окрестили для себя как «Драконье золото». Здесь дракон олицетворяет то самое абсолютное зло, прибравшее к рукам все богатства мира. И в битве с ним «…к смелым лишь Судьба благосклонна», но никому не удавалось до сих пор расправиться с чудовищем. Но всё ещё жива надежда о появлении богатыря… Хотя как знать, ведь есть и другая древняя легенда: убивший дракона сам станет драконом.

И вновь – на полуостров, а затем со скандинавских берегов на дракарах рыцари плывут по тому же самому маршруту, что и Рюрик много веков тому назад – до самой Ладоги. И вдруг в одном из походных мешков они обнаруживают лист бумаги, взятый ими ещё в Сербии. На этом листочке написан текст народной песни «Rasti, Rasti…». Всего несколько строчек (первая из которых переводится как «Расти, расти, мой зелёный бор…») и вспомнившийся мотив этой лирической баллады запали в душу музыкантам, и они решили по возвращении домой обязательно записать эту композицию совместно со своими друзьями из Сербии. Сами же рыцари так прокомментировали свои впечатления от песни: «Это – голос народа, который, будучи не раз побеждён сильнейшими державами своего времени, никогда не принимал рабского ярма, не прекращая сопротивления ни на один день…» Здесь даже Дракон бессилен.

И вот, открывается десятая глава, которая завершает путешествие по выбранному маршруту. Путь от Старой Ладоги домой, всю красоту русских пейзажей можно ощутить и услышать в композиции «Песнь древних лет». Всё такое привычное, родное взгляду и сердцу. Да и просто приятно вернуться домой, к вратам того же замка, где ждут милые дамы, к той самой заре, с которой всё началось.

«…Просыпался ли в объятьях росы,
Как рождённый зарёю огонь?
Возвращался ли домой, счастьем пьян?
Да слагал эту песню со мной?
»

И когда ре-минорные рыцари вернулись из путешествия домой, они поняли, почему загадочная страна MystTerra не была написана на карте. Таинственная Земля – это не карта и не территория, это нечто большее. Путешествие заставило по-новому взглянуть на окружающий мир, заглянуть в самые дальние уголки, даже в неприметных событиях и вещах, находя и открывая что-то необычное, ранее упорно не замечаемое. Они видели Таинственную Землю и в освещённом солнцем поле, и в широкой степи, и в холодных скалах, и в дубравах, и в горах, и в шумной толпе, и в одиночестве, и в веселии, и в философии. И даже в легендах, что ставали былью. И главное – в общении, тёплом и дружеском. Таинственная Земля – это храбрость, благородство, мудрость, дружба, любовь, страсть… Это то сокровенное, что в каждом человеке, понимание того, что «мы все – дети матери-Земли и едины в коллективном бессмертии человечества». И этих благородных рыцарей всегда объединяет музыка. Об этом они поют свои песни.

mystterra_kh2013 (18)

mystterra_kh2013 (19)

mystterra_kh2013 (20)

А на харьковском концерте ре-минорные рыцари также рассказывали и о других путешествиях и просто легендах. Так, можно было завернуть во Францию, на побережье океана и спеть лихую «Tri Martolod». А можно было по пути с Балкан посетить Венецию и потанцевать под давнюю фриульскую мелодию «Schiarazula Marazula» (что и было проделано с успехом!) А можно было послушать и весьма оригинальную версию нержавеющего арийского хита «Здесь куют металл»… Из германских приключений была поведана сказка про аленький цветочек (на мотив раммштайновской «Rosenrot») и старая легенда про рыцаря Маннелига, пререкающегося с колдуньей. Ну и на бис, как бы это помягче сказать… Вы бывали на Кайзерштрассе, что во Франкфурте? Или там же, в одном элитном квартале на набережной? Там, говорят, такие Красные Шапочки обитают, красоты необыкновенной… Говорят, сам Дьявол постарался на славу. Занавес.

MystTerra – Orbis Terrarum (Live in Харьков 27-04-2013)

1 – Djurdjevdan
2 – В кабаке
3 – Tri Martolod
4 – Истина в вине
5 – Скалы фиордов
6 – Schiarazula Marazula
7 – Заря
8 – Вербовая дощечка
9 – Rosenrot
10 – Здесь куют металл
11 – Песнь древних лет
12 – Herr Mannelig
13 – Pussy

.

mystterra_kh2013 (21)

mystterra_kh2013 (22)

.
Один лишь путь к Таинственной Земле, и он лежит через многие земли. Но каждый раз, возвращаясь домой, понимаешь, что самая Таинственная Земля – она здесь. Её не отнять и любовь к ней не объяснишь простыми словами. И на каждом празднике в её честь воспеваются благородные рыцари, боровшиеся за свет и разум и побеждавшие в битвах. Уставшие, но радостные, сжимая в руках свои боевые инструменты, они смотрят со сцены на пламя зари, которое, словно знамя, поднимается в небо. До следующих встреч на концертах и до следующих побед. «Echu e ma chanson… An hini oar e-gontinu», или «Вот и закончилась моя песня… Кто знает дальше – пусть продолжит».

Андрей Шабанов.

.
ФОТОРЕПОРТАЖ:
http://vk.com/album19622220_173436162

ВИДЕО:

Заря

Djurdjevdan

Вербовая дощечка

Здесь куют металл

Schiarazula Marazula

.
(фото- и видеоматериалы — Андрей Шабанов).

Обсуждение закрыто.