«Кипелов». Игра с Отражением

27 мая 2013 года легенда российской метал-сцены группа «Кипелов» вместе с харьковскими поклонниками отпраздновала десятилетний юбилей…

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката…» Действительно, других ассоциаций не возникало. Правда, в отличие от московских Патриарших, движение вдоль проспекта имени маршала Жукова было весьма оживлённым. Пространство перед Дворцом спорта, заметно выделявшегося на общем фоне серого района, постепенно заполнялось многолюдной толпой. Кто пешком, кто на транспорте – у всех взоры и намерения были устремлены сюда и только сюда. Со стороны казалось, что людей в тот майский вечер что-то притягивает в один эпицентр, как большим невидимым магнитом. Насчёт магнита неудивительно – они же металлисты. И вот, двери дворца распахнулись, и вся дружная толпа постепенно оказалась внутри, где, в отличие от улицы, было прохладно и свежо. Но они пришли совсем не за прохладой. Наоборот, они пришли за настоящим металлическим жаром, от которого, кажется, рушатся стены и мир начинает раскачиваться. Здесь куют металл, а в роли огромной наковальни выступала сцена, где и должны были в скором времени появиться главные действующие лица жаркого вечера… Наверное, это больше, чем просто название, ибо равнодушных к нему нет. Группа «Кипелов»!

Валерий Кипелов – вокал
Вячеслав Молчанов – гитара, бэк-вокал
Андрей Голованов – гитара
Алексей Харьков – бас
Александр Манякин – ударные
.

Для самой группы этот приезд в город Харьков стал уже седьмым по счёту за десятилетнюю историю. С одной стороны, десять лет – срок не такой и большой. С другой стороны, ни группа, ни лично Валерий Кипелов за всё это время не были обделены вниманием, порою даже чрезмерным. Десять лет осталось «в шуме ветра за спиной», но этот бронепоезд, однажды стартовав от мрачного здания вокзала в памятный Судный день, продолжает своё движение. Харьковский Дворец спорта стал очередной остановкой на гастрольно-творческом пути. На дворе было 27 мая 2013 года – тяжёлый понедельник.
.

«Время забыть то, кем ты был
но помнить, кем ты стал!»

 «Солнце чертит круг и снова
За спиною, как часовой
Чуть короче жизнь, и чуть длиннее тень.
Но ответить не готово
Небо над моей головой,
Для чего я здесь считаю каждый день?..»

(Маргарита Пушкина, «Вавилон»)

«Вавилонская башня» (авт. Питер Брейгель-ст., 1563 год)

Рассветными лучами Солнце коснулось самой вершины скалы, осветив на ней силуэт с гордой осанкой и волевым профилем. Вот он – тот, кто сам для себя возвёл сию невиданную Башню и на всём пути твердил лишь про «стремленье вверх во имя перемен». И вот теперь он здесь… «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Человек на вершине своего собственного Вавилона, по сути повторивший путь многих других, но раз и навсегда прошедший его для себя.

«Окрылённый дух мятежный
К небосводу ступени возвёл.
Выше гор стал образ твой –
В чём же Его вина?..
Заглянув к богам в обитель,
Он не прочь взойти на престол…»

(Сергей Маврин, «Вавилон», неозвученные строки)

Воля! Возможность созерцать и быть услышанным. Находясь здесь, он волен говорить на разные темы, всё дальше за обозримый горизонт устремляя свой взор и всё глубже погружаясь внутрь собственных мыслей. Времена, люди, события – он видел всё и говорил обо всех. Любовь, надежды, разочарования – он всё это прочувствовал. Он «позвал за собой других», и глас его был услышан.

С того мгновения всяк откликается на этот зов, и целое вавилонское столпотворение, порождающее шум и крики, собралось там внизу, оцепив собою Башню, но так и не решаясь даже прикоснуться, даже ступить на ту же самую тропу Судьбы. Всё то, что творится внизу, неподвластно воле сверху, но является прямым следствием мысле-творения на вершине. И две разных половины столпотворения являются лишь двумя сторонами одной жизни, отражённой в искривлённом зеркале. А тут ещё и Солнце движется по своду небесному, заставляя кривые отражения на лицах блестеть по-разному, проявляться во всё новых образах. Вечный диалог на разных языках.

«…Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой!
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падёт опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он…»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)

Молчать, собравшиеся у подножия скалы! Ведь не по воле вашей и не вопреки ей сия вершина стала покорённой. В предрассветный час вы не первыми здесь встали, не застав ни восхождения, ни творения. Всё течёт, всё изменяется…, но причём здесь вы? Его Величество Время, что неподвластно никому, кроме себя, разберётся и рассудит. И вряд ли будет вам понятно, что всё от основания до самой вершины – это просто игра. Игра с Отражением.

kipelov_2013 (5)

С самой вершины, как с высокой колокольни, этого не видно – там текут свои процессы, скрытые от глаз толпы на грязных площадях. Диалог с миром внешним, обрамлённым небесами, перекликается с диалогом внутренним – с Отражением «собственного Я». Игра с Отражением непрерывна уже в течение многих лет. Наверное, он и сам не помнит точно, сколько времени прошло. Осознание Отражения, понимание его природы и взаимоотношений с миром по эту сторону зеркала… Оно воспринимает всё по-своему или этот только так кажется на первый взгляд? А может быть, оно служит воплощением мгновений прекрасных? Есть в нём что-то такое, непохожее на того, кто смотрит в зеркало. Хоть и имя одно, и слава одна на двоих, но прикосновение к зеркальной поверхности (небесной в том числе?) оставляет ощущение другого мира, мира воспоминаний, а может быть, и мира будущего.

Да, на пути в край не взятых высот, при близком знакомстве с Отражением возникает слишком много вопросов. Так ли просто, покорив вершину и выйдя на свободу из плена обыденностей, открыться душою вольному ветру? Возможно ли понять себе подобных и отличать искренность от фальшивой боли и радости? Хватит ли сил и воли выбрать свой «путь наверх» – туда, где Солнце ярко светит в глубине небесного океана? Где творчество порождает безумие и восторг, где любовь есть воплощение правды, где не скрыто истины лицо… И возможно ли по-настоящему взглянуть на своё Отражение? И увидеть мир, которого нет, и мир, который ты сам сотворил. Увидеть собственные грёзы и вспомнить о том, как всё было в это Смутное время, когда «…нет правды на земле, но нет её и выше».

«Когда вернётесь из Зазеркалья, обязательно напишите мне, что вы там видели. Сравним наши впечатления».

(Маргарита Пушкина, из книги «Ария Маргариты», 2002 год)
.

«Всё, что было – рок мой!»

«И звоном небо расколото…» Звон утреннего колокола, возвестивший о начале новой жизни после Судного дня, расколол не только мир небесный, но и вполне привычный для нас мир земной. То есть легендарную группу «Ария», в тот момент казавшуюся просто неуязвимой. О том, что происходило впоследствии, кажется, знают абсолютно все, и лишний раз напоминать не надо. Всё тонуло в многоголосии из эпитетов, пасквилей, ругани, комплиментов, восторга, ненависти, печали и радости… В общем, скучать не приходилось. Как бы там ни было, но 1 сентября 2002 года действующий список кующих металл пополнился ещё одной группой, наречённой по фамилии её создателя – «Кипелов». Пути назад больше не было, был лишь один путь – наверх.

«…Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды…»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)

По иронии Судьбы, путь наверх начинался для Кипелова, как это ни парадоксально, с самой вершины. Но эта самая вершина была покорена не так быстро, как это могло показаться со стороны. Группа «Ария» двигалась к заветной цели ни много ни мало – целых семнадцать лет! Разве тогда, в 1985 году могли предположить Владимир Холстинин и Алик Грановский, что их детище будет настолько успешным и превзойдёт все ожидания? Притом, что будущее для них не выглядело ни хорошим, ни плохим – его просто не было. Но, как известно, широта горизонта зависит от высоты точки зрения наблюдателя… А где-то там, на горизонте виднелись глыбы льда и бетона, складывающиеся в слово «Ария», позже запечатлённое на обложке дебютного альбома под названием «Мания величия».

Группа «Ария», чья история была подробно описана во всякого рода «легендах о динозаврах», пережила разные времена и эпохи. Собравшись воедино в условиях повсеместной цензуры, арийцы начали путь уже в атмосфере гласности, а продолжили его на фоне поверженного колосса на глиняных ногах, когда старуха с клюкой выбралась наружу из чьих-то умных голов и начала хозяйничать вовсю, устанавливая свои порядки. Были взлёты, падения и снова взлёты. Кризис начала девяностых, затем постепенный, осторожный подъём во второй половине десятилетия, успехи начала нулевых… Были периоды стабильности и лихорадки, сытости и голода. Люди уходили – на их места приходили новые. Когда, как и почему – всё это хорошо известно. Но каждый из них был и остаётся частью «Арии».

kipelov_2013 (6)

Альбомы «Арии», озвученные Кипеловым: величественный, вопросительный, героический, огненный, кровавый, ночной, злой, химерный.

Таким образом, «Ария» оказалась на пике своей славы как зрелая и сформировавшаяся группа с весьма солидным репертуаром из восьми полноформатных альбомов, песни на которых озвучил Валерий Кипелов – его узнаваемый голос стал настоящей «визитной карточкой» группы. За семнадцать лет этот голос поведал много разных арийских историй о добре, зле, храбрости, чести, любви, вере, надежде. А также о бесстрашном Тореро, о Понтии Пилате, о Герое асфальта, о Жанне, что из тех ещё королев… Неудивительно, что именно рассказчик стал в итоге центральным персонажем для публики в этой игре.

«…Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашёл созвучия своим созданьям…»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)
.

«Не пройдя Преисподней,
вам не выстроить Рай!»

Созвучия были найдены, и можно было уверенно смотреть вперёд. Начало же этого пути было положено ещё в далёком 1997 году, когда арийцы, взяв небольшую паузу после записи альбома «Ночь короче дня» и тура «Сделано в России», уделили внимание сольным проектам. Так, Валерий Кипелов и Сергей Маврин (на тот момент уже три года как экс-гитарист «Арии») начали работу над альбомом, получившим название «Смутное время». Название, кстати, вполне соответствовало окружающей действительности. Это был своего рода эксперимент, стремление сделать музыку максимально не похожей на арийскую, но в то же самое время не уходить слишком далеко от привычного тяжеляка. Творческих идей и замыслов накопилось много, и все они в итоге были преобразованы в десять композиций, наполнивших «смутный» альбом.

kipelov_2013 (7)

Альбом «Смутное время» (1997)

Альбом создавался очень долго, даже пересводился и переписывался в процессе работы на студии МДМ, но конечным результатом музыканты были в целом довольны. Впоследствии выяснилось, что «Смутное время» (благодаря пиратам появившееся на музыкальных прилавках с логотипом «Арии» на обложке) по продажам переплюнуло недавние арийские релизы. Поклонники, приобретавшие этот альбом, наверное, были крайне удивлены тем фактом, что музыка на нём вообще не похожа на типично арийскую, да и Кипелов поёт в несколько иной манере. И только потом замечали на обложке надпись: «Сольный проект вокалиста и экс-гитариста группы». Впрочем, поклонники и не считали себя разочарованными, потому как песни многим пришлись по душе. Уже тогда, если верить «Легенде о динозавре», слушателям понравились баллады «Ночь в июле», «Свет дневной иссяк» и «Я свободен».

Песня «Я свободен» стала для Кипелова своеобразным мостом из «Арии» в собственный проект. Мало кто из представителей тяжёлой сцены может похвастаться наличием в репертуаре такого суперхита. Эта мелодичная рок-баллада с запоминающимся текстом была запущена в ротацию в самом начале «пути наверх» и с тех пор стала самой узнаваемой песней группы. Раз за разом, эфир за эфиром (не только на рок-радиостанциях, но и внезапно даже на попсовых!) – и вот Валерий Кипелов и «Я свободен» в сознании поклонников теперь неотделимы друг от друга. Можно предположить, что не все правильно понимают изначальный смысл данной песни. Впрочем, она имеет двоякое толкование. Первый вариант, разъяснённый ещё давно, подразумевал, что песня об абсолютной свободе, когда человеку уже всё равно… там, в земле… Но лирический «любовный» вариант оказался для поклонников предпочтительнее: о плохом думать не хотелось. А свобода в этой песне она такая… лёгкая, парящая. Когда герой становится выше мирской суеты.

Таким образом, к жизни после «Арии» Валерий Кипелов и примкнувшие Сергей Маврин, Сергей Терентьев, Алексей Харьков и Александр Манякин были готовы на все сто. Именно песни со «Смутного времени» должны были получить новую жизнь на концертах группы «Кипелов». Первый из концертов состоялся 11 сентября 2002 года в Питере, затем группа отправилась в большой тур (более сорока городов России, Украины и Беларуси), получивший соответствующее название «Путь наверх». Сказать, что те концерты были аншлаговыми – значит, не сказать ничего. Образ Кипелова, созданный им в «Арии», да и слава арийского же вокалиста стали ключевыми факторами успеха – вот так центральный персонаж песен с лёгкостью превратился в главного героя отечественной метал-сцены.

kipelov_2013 (8)

kipelov_2013 (9)

Репертуар на концертах состоял из песен альбома «Смутное время», а также из песен «Арии», написанных самими участниками группы – в этом можно убедиться, взглянув на сет-лист концерта «Путь наверх», прошедшего в Питере 24 мая 2003 года и выпущенного впоследствии на видео. Осенью была покорена и Москва – 4 октября группа выступила в Лужниках, где сыграла новую песню «Вавилон». Эта была первая песня, написанная во время «независимости». Кипелов выбрал себе путь и решил идти до конца.

«…Не бросил ли я всё, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошёл ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)
.

«Для героев Рай, Ад – для дураков…
Я такой, как есть!»

Когда человек достигает вершины, то видит над собой лишь бескрайний небесный простор. Глубина небес манит своей красотой, своей бесконечностью, независимо от времени суток. Огненные восходы, яркий полуденный солнечный свет, алые закаты, загадочные мерцающие звёзды на ночном небе… Ко всему хочется прикоснуться, дотянуться рукой и больше не думать о том, что осталось там, внизу. Хочется полёта. Конечно, с одной стороны, человек – не птица, не имеет крыльев и не может, взмахнув, устремиться ввысь. Но с другой…

«Здесь на вершине, рядом со мной
В небе кружат три белых орла.
Гордость им имя, Дух и Покой,
А за ними – ни Зла, ни Добра…»

(Маргарита Пушкина, «Рабство иллюзий»)

kipelov_2013 (10)

Человек на вершине созерцает бесконечность, но при этом осознаёт, насколько он «среди гор ничтожно мал». Сиюминутная суета кажется такой незначительной, происходящее там внизу теперь не является определяющим. Не надо спешить, ведь время кажется ему вечным. Он один на самой вершине, он свободен и получил, всё, что хотел.

Первый шаг в своём пути наверх отсюда нельзя сделать физически – за этим кроется нечто другое, спрятанное внутри человеческой души. И человек обращается к себе внутреннему, пытаясь понять своё состояние в единении с бесконечностью. То, что внизу – понятно давно, однако на это стоит посмотреть другим взглядом. А может быть, кое-что переосмыслить. Кажется, что с вершины «вперёд дороги нет и нет назад пути», но мысль, неподвластную ни времени, ни пространству, держать внутри больше нет сил. Но прежде всего надо осознать и самому прочувствовать эту собственную мысль. Снаружи видно то, что видно, и «пусть не знает никто, что творится в душе!»

«Тореро был слишком стар для быков, и он сам знал об этом. Он был богат… Какой смысл ему выходить на одну арену с животными, назначение которых – убить его? А что же мне ещё делать? – спрашивал он. – Это моё единственное поле для игры. И я счастлив, что у меня есть своё поле для игры. У большинства людей его нет!.. И я не могу допустить, чтобы меня лишили его!»

(монолог из песни «Тореро» в конце 80-х, впоследствии не зачитывался)

Концепция такого «пути наверх» была выбрана Кипеловым, похоже, с самого начала. В своей группе он играет главную роль и в творческом, и в песенном процессе, а потому позиция с его вершины является определяющей. Путь наверх ему предстоял слишком неординарный и не слишком привычный, поскольку надо было обратиться к состоянию внутреннему и через него прочувствовать то, что происходит вокруг.

И вот оно снова – Отражение! Когда «собственное Я» отражается в обличии «чужого Ты» напротив, когда на происходящее можно взглянуть и глазами другого, прочувствовать его состояние. Поэтому при всё той же «арийской» музыкальной составляющей, текстовое содержание становилось во многом личностным, исходя именно из «собственного Я». Повествующий о событиях был не отстранённым рассказчиком, но как будто самим участником этих событий.

kipelov_2013 (11)

Первая же песня, «Вавилон», дала начало этой концепции. Глас вопиющего в пустыне! При этом упоминаний о Вавилонской башне, как это могло бы показаться вначале, нет. Песня посвящена гордыне и грехопадению древнего города, а сам главный герой исполняет роль библейского пророка, обращающегося к вавилонскому царю в частности и народу в целом. Также не забываем о том, что история имеет свойство двигаться по спирали, а значит, сюжет можно спроецировать и на современный мир. Ну, а Вавилонская башня (с картины Питера Брейгеля) появилась уже на обложке сингла и в клипе.

Тема пророчеств была подхвачена и в дальнейшем. Кстати, в песне «Пророк», например, время действия чётко не обозначено: то ли это древний мир, то ли средневековый, то ли уже современный… Сама песня имеет два прочтения. Или даже три, если учесть, что была написана на основе мавринского «Падшего». У самого же Маврина было собственное видение «Пророка». Поэтому они и непохожи друг на друга. «Пророк» Кипелова намного старше, это чувствуется, да и музыка тяжелее и мрачнее. У этих пророков вообще разное состояние. Мавринский просит «родиться вновь», дабы получить шанс всё-таки сформировать свою незрелую личность и понять, кто же он на самом деле. У Кипелова «родиться вновь» означает скорее переосмысление, рождение новых смыслов жизни. Пророк переживает состояние одиночества (на своей вершине?), но переживает относительно спокойно, так как знает, что есть Свет и Тьма, а он где-то посередине – там, где есть Добро и Зло, и первое не всегда сильнее, когда у тех, кто внизу (те самые «жители дна») есть «страх душой прозреть».

kipelov_2013 (12)

Альбом «Реки времён» (2005)

kipelov_2013 (13)

Вот так, песня за песней, группа «Кипелов» подошла к первому альбому «Реки времён», увидевшему свет в октябре 2005 года. Презентован он был за два дня, 18 и 19 ноября в московской Горбушке. Забойный хэви-метал, сыгранный-спетый в старых добрых традициях, и тот самый случай, когда форма хорошо сочетается с содержанием. Содержание же было по сути ретроспективным, песни постоянно отсылали слушателя к прошедшему времени, к тому, что было раньше, иногда к уже знакомым образам… Древнего города Вавилона среди них не оказалось – вопиющий пророк из пустыни так и остался в одиночестве. А вообще-то, «у прошлого множество лиц». Перед глазами мелькали распутье Смутного времени из трёх дорог, горячее небо войны с объятым пламенем истребителем (а в повседневной жизни бывает по-другому?), вышеупомянутый Пророк, огни ночного города, наблюдаемые из окна машины, возможная аналогия города с большой матрицей, где всё давным-давно запрограммировано… Но «пусть повезёт… тем, кто рискнёт!» И любовь, оставшаяся где-то в прошлом, чувства, сначала отвергаемые, но затем вновь и вновь оживающие… И тщетность бытия даже для великих полководцев и простых солдат, ведь одинакова судьба, когда всё ближе к финалу. Подытоживается альбом фразой, ставшей своего рода маршрутом: «Вверх, к заоблачным далям, в край не взятых высот!» Впрочем, со своей вершины виднее, как на неё забираться.

«…Что пользы в нём? Как некий херувим,
Он несколько занёс нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)

Мысль продолжила свой полёт, но сформировавшегося продолжения кипеловской «концепции» пришлось ждать долго – до марта 2011 года. И если музыкально всё было выражено скоро и без лишних слов, то вопрос текстов для альбома №2 стал камнем преткновения – наверное, одним из тех самых камней, находящихся на высокой скале. И опять возникло оно – Отражение, беспорядочно проецирующее сюжеты, заставляющее блуждать в улицах строк и кварталах рифм, бесконечно мыслить, переосмыслять… Когда невозможно повториться. Когда то самое «собственное Я» с вершины вступает в противоречие с уже переосмысленным миром. Когда «выход ищут слова», но не могут выйти неосознанными. Впрочем, нельзя заблудиться лишь в тупике, а значит, выход есть всегда. Лишь бы душа не замолчала.

kipelov_2013 (14)

«На грани»: композиция и состояние

И вот оно, осознание! Первая глава («Реки времён»), как уже отмечено, была ретроспективной. А в этот раз хотелось петь о настоящем времени, в образе эдакого современного Гамлета, живущего вопреки… Стоп! «Вопреки» – вот оно, ключевое слово, надо бы за него ухватиться, да получше. А появилось оно не сразу, сначала был просто «Монолог», говоривший в числе прочего о «звёздах старых знамён». И о «немоте тысяч глаз», что впоследствии преобразилась в «Зло под маской Добра».

Направление было выбрано, и работа закипела. Сначала постепенно, и так до точки кипения, когда чуть ли не срывало башню от накала мыслей и фраз… Озвучить прошедшее проще, озвучивать настоящее сложнее. А пропустить его через себя – насколько это вообще реально? Ведь настоящее – это мы сами, мы сами принимаем в нём участие каждое мгновение. И принцип «что вижу – то и пою» здесь не сработает, ибо песни не сиюминутны. То есть они из настоящего, но о вечном.

Слова нашли выход в том пределе между временами: «Где предел, за которым всё можно понять и прозреть?» И то, что отразилось в душе, дошло-таки до сознания (или осознания). Альбом, озаглавленный «Жить вопреки», получился в своём роде предельным, и дело совсем не в пределе эмоций, чувств и всего наполнения, хотя в этом плане (музыкально-текстовом) работа получилась даже более целостная, чем предыдущая. Дело в самом восприятии действительности на нём. Хотелось петь о реальности настоящего – получили некую транс-реальность, откуда можно созерцать за мирами разных времён, направляя взор то по течению реки, то против него.

kipelov_2013 (15)

Альбом «Жить вопреки» (2011)

Итак, альбом «Жить вопреки» стал своеобразным путеводителем по реальности мира настоящего. Один за другим возникали образы, описанные словами и озвученные голосом… Начало было положено вместе с бодрой одноимённой композицией, музыка которой действительно напоминает бег: «И снова бежать по лезвию бритвы…» Пока только лишь созерцание, наблюдение, но с уже устоявшимися внутренними принципами. Затем всё переходит в быструю, взрывную песню о войне, наблюдаемой сквозь огненную завесу: кажется, именно огонь правит бал, когда человек переступает границу дозволенного. Стихия – Отражение (снова!) людской сущности. А сущность человека в современном мире стоит, как известно, дёшево, особенно если на замену быстро находится «двойник тщеславный». Хоть сиюминутная слава и кажется вечной. Говорится об этом под лёгкую музыку без лишних эмоций, несмотря на то, что хочется и пожёстче. А вот дальнейшее весьма спокойное рассуждение «На грани» повествует о наблюдении уже за иной стихией – не огнём, но ветром, что гонит осеннюю листву из прошлого в будущее… Ну, вероятнее всего, в будущее, пусть и не столь далёкое: не зря ведь звучит вопрос «Сколько ещё?»

«Снова будет
Плыть за рассветом рассвет,
Сколько еще будет
Жить тебе, мир, которого нет?
Но молчанье в ответ… Лишь молчанье в ответ…»

(Маргарита Пушкина, «На грани»)

Страшнее всего осознать, что мысль тщетна, что внутренний мир, о котором говорится, не существует для других людей. Так и до сумасшествия недалеко. О, «Безумие»! Тот случай, когда гениальность выходит за предел реальности. Обращение к Всевышнему не поможет – сам же и отрицал его существование! В «грузящей» музыке есть всё: и атмосфера одиночной комнаты, и вид сквозь мутное стекло, и мелькающие тени из прошлого, и созерцания мира в приступе отчаяния… Ницше стал новым пророком, пришедшим на смену своим предшественникам. Отчаянный шаг – быть выше мира сего, «ради власти над самим собой». У каждого, как вы понимаете, своя вершина. А там и последователи подоспели со своими ещё более химерными конструкциями мира и бытия.

Всё на контрасте, на пределе. И вот уже звучит космическая музыка, а сама песня, как несложно догадаться, о конце света (который так и не наступил в указанный срок). То ли пророчество, то ли предостережение, но отсылка к «Апокалипсису» точно имеется. Далее – боевая песня, о которой шутят, что она «не для серых мышей». «Ведь жизнь не подарят другую…» Да, жизнь одна, а Отражение – это не физический двойник, хоть и чертовски похож. Пауза. И опять пустыня, как в клипе «Я здесь», да и песня как будто продолжает ту же тему. Прошли годы, а любовь оказалась «последней». Ну, может быть, ещё встречались какие-то чувства, но повторить былого не удалось. «Всё то, что в тебе звучало, больше не звучит». Значит, опять надо что-то переосмыслить? Обратиться что ли, к безмолвному небу, авось и будет ответ… И ответ был. Мысль, посланная в самом начале пути, отразилась от неба и вернулась той же самой: «Жить вопреки». И снова… Кстати, возникает вопрос: если «Реки времён» о прошедшем, «Жить вопреки» о настоящем, то следующий альбом №3 по логике будет о будущем? И каким оно будет, это будущее?

kipelov_2013 (16)

«Всё время хочется вырваться, – говорил Кипелов (…) А ведь знаешь, что не вы­рваться… Я вообще-то не поклонник резких перемен, но душа жаж­дет иногда чего-то необычного»… Несколько раз на моей памяти Ки­пелов пытался сделать решительный шаг, совершить прыжок в сто­рону от протоптанной дорожки. И ни разу у него это не получалось. Он словно зависал в воздухе, поддерживаемый некоей тайной силой, которая секунд через пять резко разворачивала прыгуна и швыряла на прежнее место. А печаль о неизведанном оставалась, пурпурной рекой перетекая из песни в песню…»

(Маргарита Пушкина, из книги «Ария Маргариты», 2002 год)
.

«Смотрит сквозь меня Судьба…»

Разумеется, о группе «Кипелов» можно рассказать многое. Официальная, общедоступная информация гласит о биографиях музыкантов, о переменах в составе, о релизах, о гастролях, о признании и наградах. Да, уже в прошлом участие Сергея Терентьева и Сергея Маврина, ушедших из группы в разное время по своим причинам. В прошлом осталась и сессионная работа знаменитого гитариста Виктора Смольского в концертных турах 2005 года. Сегодняшний состав (Кипелов, Молчанов, Голованов, Харьков, Манякин) отличается стабильностью, и музыканты группы вместе уже более семи лет.

kipelov_2013 (17)

В текущем 2013 году группе «Кипелов» исполнится уже одиннадцать лет, ну а пока музыканты продолжают праздновать десятилетие. Десять лет прошло с того момента, когда раскололась «Ария». Кажется, это было так давно… Первые концерты, «Путь наверх», «Вавилон», «Реки времён», «Москва-2005», переиздание «Рек времён» (ремастированная версия), «На грани», «Жить вопреки» (в том числе и на виниле!), «Отражение». Клипы «Я свободен», «Вавилон», «Я здесь», «Не сейчас». Концерты в Горбушке, Лужниках, Олимпийском (тот самый концерт 12 декабря 2009 года, где была представлена большая часть песен из ЖВ), Крокусе, Арене. Большие гастроли по России и странам СНГ, фестивали «Нашествие» и «Рок над Волгой». Награды «MTV», «Нашего радио», «RAMP», топовые места в рейтингах на порталах «NEWSmusic», «Mastersland» и других.

kipelov_2013 (18)

Среди всего прочего, поклонникам особенно запомнилось выступление группы совместно с вокалисткой Тарьей Турунен (экс-«Nightwish»). Произошло это в рамках фестиваля «Рок над Волгой» 12 июня 2011 года. Валерий Кипелов и Тарья спели дуэтом песню «Я здесь». Пение по-русски знаменитой финской вокалистки было оценено по достоинству. Жаль, что студийная версия так и не появилась. В остальном, можно отметить относительно недавнюю страсть музыкантов и Кипелова лично к исполнению народных песен и романсов, причём в несколько утяжелённой обработке. Так, на разных концертах уже прозвучали: «Не для меня», «Ой, то не вечер», «Чёрный ворон», «Любо, братцы, любо». Последняя кстати, даже исполнялась Кипеловым совместно с группой «Пикник» на одном из «Нашествий». Ещё одним романсом стала «Колыбельная России», исполненная лишь один-единственный раз, 10 декабря 2011 года на московском концерте. Такого Кипелова, наверное, слышали немногие. И это было прекрасно.

Стоит также упомянуть о сольных работах Вячеслава Молчанова, в недавнем прошлом известного как участника метал-групп «Hieronymus Bosch», «Легион»; а также игравшего в аккомпанирующих составах известных поп-исполнителей: Николая Носкова, Григория Лепса, Алексея Глызина. Так вот, Молчанов одно время занимался группой под названием «Sixth Sense», был выпущен один альбом, сейчас готовится второй по счёту сольник, но уже «именной». Кроме того, Молчанов издал на видео авторский курс обучения игре на гитаре.

kipelov_2013 (19)

«Сальери и его Отражение»

Самая новая на данный момент работа группы – макси-сингл «Отражение» – увидела свет в апреле 2013 года. Наверное, самое примечательное в данном релизе то, что в записи принял участие симфонический оркестр «Глобалис», тот самый, с которым однажды началась «Классическая Ария» (и, конечно же, незабываемый фестиваль «Нашествие» 2001 года). Релиз включает в себя четыре песни: новую, «кавер» на оперную арию и два римейка старых песен (оригиналы всё-таки непревзойдённые!).

Так вот, возвращаясь к начатому разговору об отражениях. В новом макси-сингле «Отражение» заглавная песня написана по мотивам пьесы Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». Содержание передано чуть ли не дословно. Но Моцарт лишь упоминается. Главные герои – Сальери и его Отражение! Вот тут-то и раскрывается суть этого зеркального двойника: он пропускает через себя все мысли и ощущения «оригинала», формируя их в законченные фразы. Последнее слово – по ту сторону зеркала! И в итоге не человек смотрит на своё Отражение – Отражение пристально смотрит на него из тьмы.

По своей природе Отражение сродни подсознанию: то, что находится глубоко внутри, о чём невозможно сказать вслух, выплёскивается само собой, но теперь уже в другой роли, как бы от другого лица, от другого имени. Отражение – это желаемый и видимый образ Личности в зеркале (или в песне, как вы уже, наверное, догадались). Зеркало – это та грань, за которой играет свою игру Отражение и за которой оно ведёт за собою реальность. И в один прекрасный момент осознаёшь: этот во многом идеальный, отражённый от реальности образ сам начинает диктовать тебе сюжеты… И в песнях, и в стихах, и в театре абсурда.

Между прочим, кое-что наталкивает и на раскрытие самой сути произведения. Если исходить из пушкинской «Маленькой трагедии», то Моцарт и Сальери в данном случае не просто исторические персонажи, но скорее всего две стороны одной жизни, два антагониста, противоречащих друг другу, но друг друга дополняющие. Даже говорят на один манер! Это как две чаши весов – те самые, что постоянно качаются, пытаясь достичь равновесия и гармонии. Ну, и смотрят они друг на друга, соответственно, через собственное восприятие мироздания. Это не Добро и Зло, не Правда и Ложь – это гораздо более сложные сущности. Каждая из них обладает набором свойственных лишь ему особенностей, черт характера, суждений и амбиций. Ведь не зря и тот, и другой наречены «сыновьями Гармонии».
.

«Два солнца у меня –
на этом и прошлом свете…»

«…Сидит глу­боко внутри у «арийского» вокалиста тоска по другой жизни, тлеет огонь, взрывающийся фейерверком лишь в таких вот кипеловских одиночных алмазах. Мы с ним здорово похожи – ни Валерий, ни я не умеем делать резких движений, круто менять выбранный некогда курс, отрываться от уже привычного. То одних жалеем, то других, то самих себя. А потом жестоко расплачиваемся за это. Нервами, здо­ровьем, свободой…»

(Маргарита Пушкина, из книги «Ария Маргариты», 2002 год)

kipelov_2013 (20)

Валерий Кипелов сегодня – один из самых знаменитых вокалистов и вообще персонажей отечественной рок- и метал-сцены. Таких называют «рок-иконами», они личности сами по себе, с высоким статусом, вне временных рамок, событий. Они всегда на виду и к ним всегда пристальное внимание. Они собирают многотысячные толпы – большую армию поклонников. И здесь, и западном музыкальном мире есть свои «рок-иконы», оставившие свой след в истории музыки.

Но, даже глядя вперёд, всё равно порою озираешься назад. На ступенях, ведущих к вершине, навеки выгравированы четыре буквы – «Ария». Да, именно она! Семнадцать лет были и будут в истории. Восемь альбомов, концерты, фестивали – всё пережито вместе. И вершина взята тоже вместе. Приобщившиеся к тяжёлой музыке всё равно знают его как вокалиста легендарной «Арии», даже те, кто застали максимум времена «Химеры». И какой бы новой ни была жизнь, сколько бы времени ни прошло, от этого следа в истории никто не отречётся. Статус арийца непоколебим.

kipelov_2013 (21)

Однако ситуация после расставания долгое время оставалась напряжённой, а в лучшем случае просто нейтральной. Да, ещё долго был свежим в памяти пресловутый 2002 год, когда «Ария» раскололась надвое, и это серьёзно разбило её аудиторию со всеми вытекающими (и не всегда хорошо звучащими и пахнущими) последствиями. За это время нынешние и бывшие арийцы не общались и не виделись друг с другом. Но 2007 год обещал перемены, поклонники будто ждали чего-то с трепетом на душе, какая-то надежда витала в воздухе… И вскоре последовал положительный ответ – афиша московского концерта, анонсированного на 3 апреля 2008 года в «Лужниках». Надпись гласила: «Сенсация 2008 года!!! АРИЯ. Заключительный концерт тура «Герой асфальта: 20 лет». Принимают участие: ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ и СЕРГЕЙ МАВРИН»!

Таким образом, 3 апреля в отечественном «металлическом» календаре стало красным днём. Эмоции после этого концерта не стихали ещё очень долго, металлические сайты и форумы падали один за другим от нашествия слушателей, а любительские видео в интернете были засмотрены до дыр. Второй акт совместного выступления состоялся в Питере 8 ноября, там же был презентован официальный DVD с московского концерта. Страсти улеглись, былые интернетовские войны между поклонниками медленно угасали…

Бывшие и нынешние арийцы вообще со временем понемногу сближаются. Годом ранее Валерий Кипелов принял участие в юбилейном концерте группы «Мастер», который прошёл 28 апреля 2007 года в московском клубе «Тень». «Мастер» отмечал двадцатилетие, а потому без специальных гостей на таком особом мероприятии не обошлось. Среди прочих здесь были и Андрей Большаков, и Кирилл Покровский, и Михаил Серышев… Валерий Кипелов, кстати, в середине 90-х отыграл несколько концертов с «Мастером». Ещё одной встречей арийцев стал юбилей группы Сергея Маврина, названный «10 лет в Музыкальной Вселенной» и с размахом отмеченный 13 сентября 2008 года концертом в ДК МАИ. Там присутствовали практически все музыканты, когда-либо сотрудничавшие с Мавриным. Это были Валерий Кипелов, Артур Беркут, Стас Витарт, Артём Стыров, Алексей Харьков. Кипелов, в частности, отличился исполнением редкой песни – «Свет дневной иссяк».

Продолжение общих арийских приключений произошло спустя два года, когда «Ария» отпраздновала своё 25-летие. Мероприятие вышло действительно грандиозным и масштабным. Во-первых, потому что концерты состоялись в трёх городах подряд: Санкт-Петербурге (20 ноября), Москве (27 ноября) и Екатеринбурге (11 декабря). Во-вторых, московский концерт проходил в СК «Олимпийский», впервые в истории группы. И в-третьих, само действо представляло собой своеобразный фестиваль, на котором собрались все группы из так называемой «семейки Арии»: помимо самих виновников торжества, присутствовали «Кипелов», «Мастер», «Артерия» и «Маврин», сыгравшие в том числе песни, написанными их лидерами (Валерий Кипелов, Алик Грановский, Сергей Терентьев, Сергей Маврин) ещё в «Арии». Кипелов исполнил «классическую» часть арийского сета, и это как всегда вызвало восторг публики. Песни «Замкнутый круг» и заключительная «Дай жару!» были спеты им в дуэте с Беркутом. Окончание концерта отметилось большим поклоном всех музыкантов, подаривших своим слушателям этот праздник, и драйвовой песней «День рожденья» («Пусть бегут неуклюже…») в утяжелённой обработке. «К сожаленью, день рожденья только раз в году…» Пусть и ненадолго, но они снова были вместе. И это точно никогда не забудется. А чтобы уж наверняка не забылось, силами наиболее инициативных и активных поклонников был выпущен «народный» DVD с московского концерта, составленный из любительских и полупрофессиональных записей. Такое вот оно, искусство дивное, под названием «хэви-метал».

«Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном…»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)

kipelov_2013 (24)

Обложка «народного» DVD

Как ни крути, но то, что однажды было названо «арийской семейкой», воспринимается многими как единое целое. И это несмотря на то, что у каждого из них свой давно определённый путь. Группа «Ария», оседлав птицу-Феникса, продолжает ковать металл. Группа «Мастер» в творчестве продолжает оставаться по-хорошему злой и такой же прямолинейной. Маврин по-прежнему экспериментирует и наворачивает, не стесняя себя рамками. Терентьев тоже верен себе и похоже, что нашёл стабильность и уверенность. Беркут всё ещё у камня на распутье…

И Кипелов – в своём вечном образе созерцателя на своей вершине. Он знает, что всё хорошо. Хорошо, когда ты находишь понимание, поддержку и умеешь идти на компромисс. Когда есть те, с кем тебе по пути. Когда дома тебя ждут жена, дети и внуки, и всё благополучно. Когда там, в музыкальном мире ты – в числе первых при всей своей скромности. Когда не бывает равнодушия. Когда твоё имя произносят с придыханием. Когда на следующем концерте будет ждать армия благодарных кипфанов и море эмоций. Кажется, он достиг всего. Но ария ещё не спета до конца. Душа не замолчит, мысли продолжат свою игру с Отражением. А над головой всё то же самое небо, а внизу – тот же самый мир, что ещё не раз будет переосмыслен. Пути назад с этой вершины нет.
.

«Твой нерв оголённый струною звенит,
вторя волнам тяжёлых аккордов…»

kipelov_2013 (25)

Тяжёлый понедельник обещал как всегда хороший концерт, и обратный отсчёт до начала действа был запущен. Как уже было сказано в самом начале, для харьковских кипфанов этот концерт стал седьмым за всю текущую историю группы «Кипелов». 2002 год – дебют по «арийским» следам, программа «Путь наверх». 2004 год – программа «Вавилон», новые на тот момент песни. 2005 год – презентация альбома «Реки времён». 2006 год – украинский тур «В круге пятом», своеобразный «The Best Of…» 2010 год – долгожданное возвращение с новыми песнями. 2011 год – презентация альбома «Жить вопреки». И вот, 2013 год – празднование десятилетия.

В этот раз Кипелов сотоварищи отыграли четыре концерта в рамках украинского тура: Одесса, Днепропетровск, Харьков и Донецк. В Харькове концертной площадкой стал всё тот же Дворец спорта, принимавший кипеловцев в своих стенах, как и шесть раз тому назад.

kipelov_2013 (26)

«Смотри, начался отсчёт!» На большом экране позади сцены замелькали, как в кинохронике, кадры из творческого пути кипеловцев. Годы, альбомы, синглы, концерты, юбилеи. Река времени уносила образы вдаль, а на их месте появлялись новые. Пока, наконец, не возникла огромная римская «Х», означавшая десятилетний рубеж… Вместе с группой начинаем «Жить вопреки»! И всё внимание – на сцену, где металл уже вовсю куётся. А также на два боковых экрана, где всё действо видно крупным планом. В этот раз по инициативе группы была подготовлена даже многокамерная съёмка, но на присутствие камер мало кто обращал внимание. Музыка в первую очередь. Далее зазвучали истории про «Матричного бога», и про падший город «Вавилон», и про «Власть огня» на театрах военных действий.

kipelov_2013 (27)

kipelov_2013 (28)

Кипеловские песни легко запоминаются, надолго остаются в памяти, и предельно понятны, как музыкой, так и текстами. Для тех, кому «ещё нет двадцати» и не только. Есть такие группы, возраст аудитории для которых не имеет значения – лишь бы молоды душою были. А для понимания сути происходящего надо быть только таким «счастливцем праздным» – другим сие недоступно, у них иной путь в житейских дебрях. В целом же программа была разбита на два отделения (разделённых «guitar & drums» импровизацией в исполнении Молчанова и Манякина – раньше такое не практиковалось) и составлена из разных по характеру песен. Боевики – пожалуйста, медляки – будьте любезны! Народ радостно подхватывает, особенно стараясь на припевах. Тексты уже давно были заучены наизусть, а потому толпа не смолкала, и музыкантов это только раззадоривало. Военная тема, немного социальной… Особенно харьковчанам отчего-то нравится «Гламурная птица», судя по этому и двум предыдущим концертам.

kipelov_2013 (29)

«Гламурная птица» почему-то очень любима харьковскими кипфанами

kipelov_2013 (30)

Нельзя было не коснуться и вечных тем, понятных каждому. Уж сколько лирических баллад Кипелов может посвятить прекрасной половине своих металлических фанов! Не без иронии в голосе он посоветовал девушкам приготовиться… В этот раз были выбраны «Я здесь» и «Дыханье последней любви», как бы продолжающие одна другую. Последняя, несмотря на грустный мотив, даже внушает оптимизм, чтобы можно было «начать всё сначала…» А из совсем новых песен была исполнена «Ария Надира» из оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» («Les pecheurs de perles»). Тема любви вечна, а уж в тяжёлой музыке тем более. Это была больше привычная слуху рок-баллада, чем оперная ария, но столь смелый эксперимент нельзя не оценить. Неожиданно многие сошлись во мнении, что вживую ария звучит даже лучше, чем на студийной записи.

…В сияньи ночи лунной её я увидал,
И арфой многострунной чудный голос прозвучал.
В тиши благоуханной лилися звуки те,
И грёзы, и желанья пробудились в душе моей…

Звёзды в небе мерцали над задремавшею землёй,
И она, сняв покрывало, вдруг предстала предо мной.
О, ночь мечты волшебной, восторги без конца,
О, где же ты, мечта моя,
Где вы, грёзы любви и счастья?

И не зря упоминалось про два солнца, что «на этом и прошлом свете». «Ария», куда же без неё! На любой вкус, и даже то, что давненько не слышали. Тут вам и «Грязь» о любви подешевле, и «Беспечный ангел», колесящий на киношном звёздно-полосатом «харлее» по родным дорогам, и «Мёртвая зона» в сердце главного героя на фоне индустриальных пейзажей… И холодный огонь в глазах, и скомканные истины… Самая хитовая для русскоязычных металлистов колыбельная – «Потерянный Рай» – была встречена аплодисментами с последующими медленными танцами влюблённых пар.

kipelov_2013 (31)

Песни о любви…

kipelov_2013 (32)

…и о войне

Военный марш «Призрачного взвода» прошёл под видеоряд о вьетнамской войне. На экране мелькали моменты боевых действий в огненных красках, лица простых солдат, для которых приказ главнее жизни… Для кого-то из них этот бой стал последним. Для кого-то… «Бой продолжается». Но это уже совсем другая ария.

С одной стороны, этот концерт группы «Кипелов» не был чем-то необычным. Сам Кипелов в голосе и хорошем расположении духа; Харьков, наиболее активно ведущий себя на сцене; Манякин, мерно отстукивающий ритм (и внезапно запустивший кардан в одной из баллад!); Молчанов и Голованов, отточено играющие свои партии. Всё, как и должно быть. С другой стороны, дать жару получилось, да ещё как! К тому же, взаимопонимание – это как само собой разумеющееся. По обе стороны невидимого зеркала, гранью которого выступает сцена. Музыканты и слушатели – они как отражения друг друга. И даже говорят на одном языке, и делят между собой славу и успехи.

«Кипелов». Х лет Live in Харьков (27-05-2013)

Первое отделение:
01. Intro
02. Жить вопреки
03. Матричный бог
04. Вавилон
05. Наважденье
06. Я здесь
07. Гламурная птица
08. Власть огня
09. Дыханье последней любви
.
Второе отделение:
10. G&D импровизация (Молчанов, Манякин)
11. Дыханье тьмы
12. Мёртвая зона
13. Ария Надира
14. Не сейчас!
15. Грязь
16. Потерянный Рай
17. Беспечный ангел
18. Призрачный взвод
.

Выход на бис:
19. Я свободен
20. Попурри (Встань, страх преодолей, Тореро, Воля и разум)

.
…Привычная «Я свободен», которая говорит массовому слушателю о Кипелове больше, чем все остальные песни, означала выход на финишную прямую. А закрывало концерт ставшее традиционным попурри из песен Грановского-Большакова: «Встань, страх преодолей», «Тореро», «Воля и разум». И на этом всё. Поздравления, выход на поклон, кипеловское «Друзья, храни вас Бог!» Всё, как и должно быть.

kipelov_2013 (33)

kipelov_2013 (35)

kipelov_2013 (34)

kipelov_2013 (36)

kipelov_2013 (37)

kipelov_2013-38-1

kipelov_2013 (39)

kipelov_2013-40-1

kipelov_2013 (42)

kipelov_2013 (41)

Особую благодарность Кипелов выразил, конечно же, Маргарите Пушкиной, без текстов которой песни бы не зазвучали и не заиграли. Некоторые любят спорить о том, какая чаша весов обычно перевешивает: музыка или текст. И постоянно ошибаются, ибо это не чаши весов, а две стороны одного бытия, выраженного в песне. И музыка, и текст не противостоят, а дополняют друг друга, гармонично вписываясь в общую конструкцию. Это отражения. И ведь Музыкант с Поэтом – это тоже своего рода отражения друг друга, и эти отражения ведут между собой постоянный диалог (в таком случае на зеркало не пеняют!). Всё-таки разные, находящиеся по разные стороны, по-разному представляющие свою игру. Но всё-таки служащие Её Величеству Гармонии. Так что зазеркальные миры сойдутся ещё не раз. Игра с Отражением продолжается.

«Друг Моцарт, эти слёзы…
Не замечай их. Продолжай, спеши
Ещё наполнить звуками мне душу.
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать! Никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов!»

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)
.

P.S.

«Тьма, пришедшая…» невесть откуда, накрыла Первую столицу в отдельно взятом районе. После концерта выходящие на улицу фанаты были встречены сумасшедшим ливнем, нагрянувшим совершенно неожиданно! Вот так музыка была… «Если бы не рёв воды, если бы не раскаты грома, которые, казалось, грозили расплющить крышу Дворца, если бы не стук града, молотившего по ступеням…»

Что ж, жаркий праздник удался в любом случае. Все поспешили в метро и на автобусные остановки, кто-то даже напевал по пути арийские песни… В подземке сразу стало многолюдно, жизнь возвращалась на круги своя, концерт завершён. Продолжал напоминать о нержавеющей музыке лишь «Осколок льда» в исполнении одной прекрасной незнакомки, эхом разносившийся по залу станции метро.

Андрей Шабанов.

.

«Кипелов». Х лет Live in Харьков (27-05-2013)

Фотографии

http://vk.com/album19622220_174871400

Видео

Жить вопреки
http://www.youtube.com/watch?v=-HCWH1xlG-0

Грязь
http://www.youtube.com/watch?v=lSP8Zod-dMI

Мёртвая зона
http://www.youtube.com/watch?v=Mkwyhi6YzxY

Потерянный Рай
http://www.youtube.com/watch?v=hWCbJFODmRc

Дыханье тьмы (+ импровизация Guitar & Drums)
http://www.youtube.com/watch?v=D-ByLzSw2B8

Власть огня
http://www.youtube.com/watch?v=HGiRbm10m5U

Ария Надира
http://www.youtube.com/watch?v=fOHXv7G1tMo

Призрачный взвод
http://www.youtube.com/watch?v=725sKqSWmQQ

(фото- и видеоматериалы — Андрей Шабанов)
.

А также:

Видео с концерта группы «Кипелов» в Харькове
26 мая 2011 года

(видеоматериалы Екатерины Насрединовой)

Вавилон
http://www.youtube.com/watch?v=hLTpK4uSQnc

Не сейчас
http://www.youtube.com/watch?v=bEBY7hQiAbM

Дыханье тьмы
http://www.youtube.com/watch?v=Dw67HdX86jg

Гламурная птица
http://my.mail.ru/video/mail/aragonita/_myvideo#video=/mail/aragonita/_myvideo/77

Дыханье последней любви
http://my.mail.ru/video/mail/aragonita/_myvideo#video=/mail/aragonita/_myvideo/73

Попурри
http://my.mail.ru/video/mail/aragonita/_myvideo#video=/mail/aragonita/_myvideo/83

.

Обсуждение закрыто.