Ралли «Пекин – Париж 2013» в Харькове. Rally «Peking to Paris 2013» in Kharkiv

19 июня 2013 года: история в Харькове, или 23-й день международного ралли-марафона «Пекин – Париж».

rallykh1

«Хронику лет кладёт протектор
киноплёнкой на асфальт…»

(группа «Ария», композиция «Дальний свет»)

Сложно поверить своим глазам, когда по улицам столь знакомого города один за другим на полной скорости несутся Porsche, Lancia, Bentley, Rolls Royce…, приводя в изумление ни о чём не подозревающих прохожих. Кажется, что такое просто невозможно! Но тем не менее, всё это было на самом деле. Автомобили-истории в этот день оказались именно в Харькове. Они стартовали у Великой Китайской стены, а финишируют под Триумфальной Аркой. А площадь Свободы – да, всего лишь одна из остановок на их нелёгком пути.

Итак, город Харьков стал одной из контрольных точек на маршруте международного ралли-марафона «Пекин – Париж» («Peking to Paris»), проводившегося уже в пятый раз. Эта гонка исторических и легендарных автомобилей объединила людей с разных стран и континентов, объединила их желания и цели. Это не звёзды мировой величины. Это просто любители гонок и адреналина. Им нужна дорога, эмоции, борьба со стихией, холодом и жарой, путь через границы и континенты, на фоне сменяющих друг друга пейзажей… И там вдали – недосягаемая нить горизонта, куда уходит лента шоссе и где есть желание встретить и провести завтрашний день прямо в пути, любуясь красивыми восходами в отражении бокового зеркала.

Маршрут этого ралли-марафона ни разу в точности не повторялся за всё время его проведения, а потому приезд такого количества таких ретро-автомобилей в Харьков стал своего рода уникальным явлением. И это были не просто автомобили – это была одна большая машина времени, дававшая зрителю возможность прочувствовать весь автомобильный двадцатый век. Харькову в очередной раз предстояло стать частью истории. А история эта была действительно насыщенной.

rallykh2

* * *

Конец XIX – начало XX века ознаменовались скоростью в прямом смысле этого слова. Мир, как маховик, раскрученный разного рода техническими революциями уходившего столетия, стал двигаться намного быстрее, чем прежде. Одно за другим возникали технические новшества, одно за другим они получали практическое применение, ускоряя передвижение человека по жизни. Одним из таких новшеств стал поначалу неуклюжий агрегат под названием «самодвижущийся», то есть автомобиль.

Совсем немного времени прошло с тех пор, когда Карл Бенц и Готтлиб Даймлер вывели свои причудливые «самоходы» на дороги общего пользования, а сообразительные люди уже успели прикинуть, что «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения»© А потому будущее представлялось именно за вот такими «самодвижущимися экипажами». Автомобиль, несмотря на свою хрупкость, в ту пору  действительно претендовал на звание символа начала двадцатого века.

Естественно, что, как только автомобилей стало появляться всё больше, разные энтузиасты решили помериться силами друг с другом. То есть, силами своих новоприобретённых «железных коней». А почему бы и нет? На максимальную скорость. На дальние расстояния. На техническую надёжность. Да и вообще, автомобиль был престижен.

Выяснять отношения лучше всего было на междугородних трассах. Именно на одной из таких трасс между Парижем и Руаном состоялась первая в истории автомобильная гонка. Это было в 1894 году. С тех пор автогонки стали неотъемлемой частью четырёхколёсного мира. Франция, Италия, Великобритания, Германия, США, Россия – во всех «автомобильных» странах до самого начала Первой Мировой войны регулярно проводились диковинные по тем временам соревнования, да и просто показательные пробеги. Для гонщиков и зрителей это был хороший заряд адреналина, а для производителей авто – не менее хорошая реклама. Тогда же произошло разделение на «кольцевиков», наматывавших круги по замкнутому маршруту, и «раллистов», едущих из пункта А в пункт Б.

rallykh3

Франция, 1894 год. Так начиналась история автоспорта.

Впервые термин «ралли» появился в 1907 году, во время гонки в Монте-Карло (сегодня это уже воистину легендарное ралли, ежегодно открывающее Чемпионат мира). Отличительной особенностью раллийных гонок стала, прежде всего, езда исключительно по дорогам общего пользования, с прохождением контрольных точек на спецучастках. Раллийные гонки могут быть различными по своей протяжённости, территориальной дислокации, статуса и т.д. Это этапы Чемпионата мира, разных региональных и национальных первенств, это и ралли-рейды по всей стране, и ралли-марафоны чуть ли не через континенты. В разное время разные гонки считались престижными. Сейчас чаще всего вспоминается «Париж – Дакар», от которого осталось только одно название, да и то внезапно… в Южной Америке. Но не все знают, что начиналось всё это ещё на самой заре автоспорта, когда несколько энтузиастов решили проверить судьбу  на прочность и отправились в путь на многие тысячи километров. Это был первый в мире сверхпротяжённый ралли-марафон «Пекин – Париж». На дворе стоял 1907 год.

В дальнейшем, особенно в межвоенный период, автомобили, всё чаще появляясь на дорогах, становились всё более привычным атрибутом жизни, её неотъемлемой частью. Автомобильный спорт вышел на новый виток развития, неся скорость в массы и адреналин в кровь. Даже Великий Комбинатор оценил.

«…Остап вынул из кармана «Известия» и громким голосом прочел экипажу «Антилопы»  заметку об автомобильном пробеге Москва – Харьков – Москва.
– Сейчас, – самодовольно сказал он, – мы находимся на линии автопробега, приблизительно в  полутораста километрах впереди головной машины. (…) Совершенно  ясно,  что  некоторое  время мы продержимся впереди автопробега, снимая пенки, сливки и  тому  подобную  сметану  с этого высококультурного начинания!»

(Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок»)

rallykh4

«Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения!» (кадр из худ.фильма «Золотой телёнок», 1968; реж. М.Швейцер)

rallykh5

Классика жанра. «Антилопа Гну» на автопробеге Москва — Харьков — Москва (кадр из худ.фильма «Золотой телёнок», 1968; реж. М.Швейцер)

«Peking to Paris». Дорога длиною в 100 лет

Всё началось с того, что 31 января 1907 года в парижской газете Le Matin была опубликована небольшая заметка международного масшатаба:

«Что требуется доказать на сегодняшний день… так это то, что человек, имеющий автомобиль, может делать что угодно и отправиться куда угодно. Есть ли кто-нибудь, кто осмелится проехать этим летом из Пекина в Париж на автомобиле?»

rallykh6

То самое «приглашение» на ралли-марафон Пекин-Париж в газете Le Matin от 31 января 1907 года

Это был одновременно и вопрос, и вызов тогдашним автомобилистам. Как говорится, требовалось доказать, что автомобиль является не просто средством передвижения, но что владелец авто «может делать что угодно и отправиться куда угодно». Хоть на край света. Или с одного края на другой. Например, из Пекина в Париж. У автора заметки, очевидно, было хорошее воображение: он так и представлял себе, как маршрут этого протяжённого марафона проходит на фоне различных, подчас контрастных, пейзажей, в различных погодных условиях. Красота, да и только. И сенсационные репортажи, естественно… А многочисленные автолюбители на своих лучших и быстрейших для того времени автомобилях преодолевают этот нелёгкий путь. Преодолеть же его предлагалось… летом того же 1907 года. Учредителем гонки выступила всё та же газета Le Matin.

rallykh7

Маршрут ралли-марафона Пекин — Париж 1907 года

Несмотря на то, что желающих поучаствовать в гонке набралось несколько десятков, в Пекин смогли приехать всего лишь восемь человек (пять экипажей): три французских и по одному из Италии и Нидерландов. В состав трёх экипажей было включено по одному «пассажиру» из журналистской братии. В обязанности этих пассажиров входила отправка телеграмм на контрольных пунктах и подробное документирование всех событий. Таким образом, число участников возросло до одиннадцати. Победителю была обещана бутылка дорогого шампанского.

Ралли-марафон «Пекин – Париж 1907» был как раз тем случаем, когда абсолютно всё было новым и неизведанным. Например, дорожных карт не было вообще, поэтому маршрут был начерчен приблизительно – как говорится, где-то между пунктами А и Б. Кроме того, в азиатской части этого марафона понятие «дорога» было чисто условным, и новоявленным гонщикам приходилось ехать там, где ни один автомобиль ещё ни разу не оставлял свой след. На Елисейских полях финишировали четыре автомобиля. Победителем первого в мире международного ралли-марафона стал итальянский экипаж: принц Скипионе Боргезе и Этторе Гуиззарди на автомобиле марки Itala. Сопровождавший их журналист Луиджи Барзини в следующем году издал книгу «Пекин – Париж» с подробным отчётом и большим количеством фотографий.

rallykh8

В своей книге «Peking to Paris» Луиджи Барзини подробно задокументировал события первого в мире ралли-марафона

Годом позже Le Matin совместно с New York Times организовали ещё более протяжённый марафон – «Нью-Йорк – Париж», он же «The Great Auto Race 1908». В этот раз победил американский экипаж под командованием Джорджа Шустера, на своём Thomas Flyer преодолевший весь путь за 170 дней. В целом, оба ралли-марафона не отличались продуманной организацией, но стали очень смелым вызовом. Да, все участники были любителями-авантюристами, но в гонках ими были продемонстрированы качества настоящих бойцов: решительность, смелость, изобретательность и находчивость. Не меньшую роль играли техническая подготовка, обслуживание и умение грамотно обращаться со «средством передвижения». Всё это было впервые, но именно с этого всё и началось.

Но история остаётся. И уже позднее история о ралли-марафоне «Нью-Йорк – Париж» была воплощена в приключенческом фильме «Большие гонки» («The Great Race»), вышедшем на экраны в 1965 году. Сюжет был придуман практически заново, с оглядкой лишь на название и общий маршрут, но соперничество киношных героев Тони Кёртиса и Джека Леммона было передано весьма впечатляюще и с большой долей юмора. Кроме того, харьковчанам этот фильм также может быть небезразличным, ведь главную женскую роль в нём сыграла Натали Вуд…, родители которой проживали именно в Харькове! Героиня Натали Вуд – журналистка, сопровождающая гонщиков на всём пути марафона. Как знать, возможно, в этом фильме Харьков даже остался где-то рядом, за кадром…

rallykh9

История ралли-марафона Нью-Йорк — Париж легла в основу приключенческой комедии «Большие гонки» (1965, реж. Б.Эдвардс)

rallykh10

«Харьковчанка» Натали Вуд в роли участницы ралли-марафона Нью-Йорк — Париж (кадр из худ.фильма «Большие гонки», 1965, реж. Б.Эдвардс)

В дальнейшем, по известным геополитическим причинам, подобные ралли-марафоны не проводились в течение многих десятилетий. Однако после падения «железного занавеса» появилась возможность возродить давний маршрут.

Второй ралли-марафон «Пекин – Париж» состоялся в 1997 году, в честь 90-летия той исторической гонки. 94 экипажа на ретро-автомобилях проехали более 16 тысяч километров по территории Китая, Непала, Индии, Пакистана, Ирана, Турции, Греции, Италии, Швейцарии и Франции (то есть маршрут гонки кардинально отличался от предыдущего). Победителями стали англичане Фил Сёртиз и Джон Бейлисс на своём джипе Ford Willys времён Второй Мировой войны. Стоит отметить, что с этого момента марафон «Пекин – Париж» стал традиционным соревнованием исторических автомобилей, так что участники могли не только показать себя в «гоночно-боевых» условиях, соревнуясь друг с другом на время, но и почувствовать дух соответствующей эпохи.

rallykh11

Маршрут состоявшегося в 1997 году второго ралли-марафона Пекин — Париж: «южный вариант»

А в 2005 году состоялась историческая реконструкция ралли 1907 года, на точных копиях автомобилей тех лет. Организатором этого масштабного мероприятия выступила австралийская газета The Daily Telegraph и Австралийская Радиовещательная Корпорация. Каждый день этой гонки широко освещался в прессе и на телеканалах. Также несколько раз энтузиасты отправлялись по «обратному» маршруту. Так, в 1990 году прошёл марафон «Лондон – Пекин» (через Турцию, Кавказ и Среднюю Азию), организованный сыном Луиджи Барзини. В 2005 году итальянцы Данило Элиа и Фабрицио Бонзерио на своём Fiat 500 преодолели 16 тысяч километров из городка Бари до самого Пекина. В 2006 году компания Mercedes отправила 33 автомобиля модели E320 из Парижа в Пекин. Через два месяца странствий участники подоспели как раз к открытию Пекинского автосалона AutoChina 2006.

Но всё это были разовые акции, которые можно назвать скорее демонстрационными автопробегами, чем спортивными соревнованиями. И вот тогда британская ассоциация ERA (Endurance Rally Association), занимающаяся организацией ралли «на выносливость», устроила новый, уже третий по счёту, марафон «Пекин – Париж», как раз к столетнему юбилею. Только теперь подобные гонки планировалось проводить регулярно, а именно раз в три года. Маршрут «Пекин – Париж 2007» как раз был более близок к маршруту 1907 года. Пекин, Улан-Батор, Бийск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Казань, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Таллинн, Рига, Вильнюс, Гданьск, Потсдам, Реймс, Париж… Из 126 экипажей, принимавших участие в гонке, лучшими оказались Дэвид и Сэди Уильямс на Chevrolet Fangio Coupe. В 2010 году ERA решила провести гонку по «южному маршруту», то есть через Среднюю Азию. В четвёртом марафоне победили австралийцы Мэтт Брайсон и Джерри Краун на «классическом» Holden EH 60-х годов. Вообще, тот факт, что марафон «Пекин – Париж» стал проводиться регулярно, свидетельствует о наличии большого интереса как со стороны участников, так и со стороны любителей автоспорта в разных странах. Как к соревнованиям в целом, так и к исторически автомобилям в частности.

rallykh12

 «…Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, были усмирены картофельные бунты. Люди научились брить бороды. Полетел первый воздушный шар. Были изобретены железные близнецы: пароход и паровоз. Затрубили автомашины. А   дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике…»

(Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок»)
.

19 июня 2013 года. Пункт назначения – Харьков

rallykh13

Пятый по счёту международный ралли-марафон «Пекин – Париж» торжественно стартовал 28 мая 2013 года. Его маршрут был проложен по территории Китая, Монголии, России, Украины, Словакии, Австрии, Швейцарии и Франции. За отведённые 33 дня предстояло преодолеть в общей сложности 12,5 тысяч километров. На пути гонщиков лежали пустыни, степи, леса, горы и равнины. Километр за километром, от города к городу – между пунктом А и пунктом Б было, как сказано в одной известной книге, «тысяча лет и тысяча километров грунтовой и шоссейной дороги».

rallykh14

V международный ралли-марафон «Пекин — Париж 2013». Карта маршрута

rallykh15

V международный ралли-марафон «Пекин — Париж 2013». 33 дня и почти 12,5 тысяч километров. Информация с официального сайта Endurance Rally Association: http://www.endurorally.com

Позади осталось более восьми тысяч километров пути. Пекин, Улан-Батор, Айя, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Уфа, Самара, Саратов, Воронеж… И вот, жарким летним днём 19 июня колонна ретро-автомобилей на полном ходу двигалась уже по Белгородскому шоссе в направлении Харькова, в центре которого, на площади Свободы, называемой «самой большой в Европе», харьковчане готовились встречать дорогих (во всех смыслах) гостей города.

rallykh16

Торжественная встреча участников ралли-марафона в Харькове

При въезде на площадь со стороны улицы Сумской была установлена арка, ставшая финишной чертой двадцать третьего дня этого авто-путешествия. Там же находился контрольный пункт с организаторами действа, представителями СМИ и девушками в национальных костюмах. И с хлебом-солью. Сама же площадь превратилась в своеобразную «красную дорожку». Прибывавшие гонщики торжественно проезжали по ней, как раз мимо столпившихся зрителей, впечатлённых столь большим разнообразием автомобильной техники в центре города. Незнакомые очертания, непривычные звуки моторов и, в конце концов, сам статус мероприятия вызывали удивление и восхищение. Ведь не каждый день есть возможность прикоснуться к истории, и даже стать её частью! А тем временем прибывали всё новые и новые участники… Они приветствовали зрителей, и те отвечали взаимностью. Каждый стремился запечатлеть это событие, если не на фотокамеру, то хотя бы в памяти. У гонщиков таких городов на пути – десятки, таких зрителей – десятки тысяч. Но, тем не менее, в каждом городе они «свои», их всегда рады видеть.

«…– Как остальные машины?
– Отстали, – равнодушно ответил Остап. – Проколы, поломки, энтузиазм населения. Всё это задерживает.
– Вы в командорской машине? – не отставал шофёр-любитель. – Клептунов с вами?
– Клептунова  я  снял с пробега, – сказал Остап недовольно.
– А профессор Песочников? На «паккарде»?
– На «паккарде».
– А писательница Вера Круц? – любопытствовал  полушофёр. – Вот  бы  на неё посмотреть! На неё и на товарища Нежинского. Он тоже с вами?
– Знаете, – сказал Остап, – я утомлён пробегом.
– А вы на «студебеккере»?
– Можете считать нашу машину «студебеккером», – сказал Остап злобно, – но до сих пор она называлась «лорен-дитрих». Вы удовлетворены?
Но шофёр-любитель удовлетворён не был.
– Позвольте, – воскликнул он с юношеской назойливостью, – но  ведь  в  пробеге нет никаких «лорен-дитрихов»! Я читал в газете, что идут два «паккарда», два «фиата» и один «студебеккер».
– Идите к чёртовой  матери со своим «студебеккером»! – заорал  Остап. – Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским  языком ему  говорят,  что «студебеккер» в последний момент заменён «лорен-дитрихом», а он морочит голову! Студебеккер!..»

(Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок»)

rallykh17

«Паккарды», «студебеккеры»… В марафоне «Пекин – Париж 2013» было заявлено 96 автомобилей 34 различных марок: Bentley, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Datsun, Delage, Dodge, Ford, Holden, Jaguar, La France, Lancia, Leyland, Mercedes, Mercury, MG, Morris, Nissan, Packard, Peugeot, Pontiac, Porsche, Renault, Rockne, Rolls Royce, Rover, Studebaker, Toyota, Vauxhall, Volkswagen, Volvo, Москвич. Особенно многочисленны были представители Ford, Mercedes, Bentley, Porsche и Chevrolet. Кроме того, участников сопровождали ещё около 30 машин вспомогательной службы (сервис, медицинская помощь) и представителей организаторов.

В общем зачёте ралли автомобили были разделены на две категории: «Vintage» (в основном 20-40-е годы) и «Classic» (конец 40-70-е годы). Первых насчитывалось 41, вторых – 55. И те, и другие вызывали интерес своей раритетностью, а некоторые даже и легендарностью.

rallykh18

Экипаж каждого автомобиля по традиции состоял из двух человек: гонщика и помощника. Таким образом, в боевых условиях было задействовано 192 участника из двадцати одной страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония. Украинских гонщиков в списке участников не значилось, однако на месте стало известно о том, что команда под жёлто-синими флагами планирует заявиться на шестой марафон в 2016 году. А также о том, что спустя пару дней в Киеве к участникам марафона смогут присоединиться (правда, лишь вне зачёта) два украинских экипажа: на «Запорожце» и ЛАЗе. Они проследуют вместе с колонной до самого Парижа.

На момент прибытия в Харьков, после 23 дней марафона, общий зачёт возглавляли действующие чемпионы: Мэтт Брайсон и Джерри Краун. Но в этот раз австралийцы пилотировали Leyland Р76 1973 года выпуска. Это было лидерство как в абсолюте, так и среди «классиков» в частности. А в категории «Vintage» лидировали англичане Фил Гарратт и Кирон Браун на ярко-красном Chevrolet Fangio Coupe.

rallykh19

Лидеры V международного ралли-марафона «Пекин — Париж 2013». Сверху вниз: класс 1 – Chrysler 75 Roadster (Бр.Уошингтон/Б.Уошингтон), класс 2 – Chevrolet Fangio Coupe (Ф.Гарратт/К.Браун), класс 3 – Porsche 911 (П.Ловетт/Т.Смит), класс 4 – Leyland P76 (Д.Краун/М.Брайсон; также лидеры абсолюта)

rallykh20

Промежуточные итоги ралли после 23 дня (топ-10 для каждого класса). Информация с официального сайта Endurance Rally Association: http://www.endurorally.com

Также стоит отметить отличный результат Питера Ловетта и Тима Смита на Porsche 911, занимающих второе место в абсолюте и лидирующих в подкатегории «классиков» с рабочим объёмом менее двух литров. После 8,5 тысяч километров они проигрывали Брайсону и Крауну лишь 23 минуты! Среди «винтажников» впечатляют Брюс и Бен Уошингтоны на Chrysler 75 Roadster, уверенно преследующие лидеров, несмотря на более солидный возраст автомобиля. Да и старейший автомобиль этого марафона – столетний  (sic!) легендарный Ford T, за штурвалом которого находятся Ники Бейли и Надя Саралам, уверенно держится на трассе, правда, пока только 25-м среди «винтажников». Ну и, конечно же, особое внимание все обращали на австрийцев Инго Штрольца и Вернера Гасснера, точнее, на их автомобиль… с 14,5-литровым двигателем! А ещё на мощные Ford Mustang, жужжащий Citroen DS23, сумрачные Mercedes, милые миниатюрные Volkswagen Beetle, элегантного «папу вашего» Studebaker’a… И на «Москвич-412» Евгения Смирнова и Бориса Лыткина, появление которых сопровождалось особыми аплодисментами. Вот такая разнообразная техника и такие разные личности.

Подробнее:

Список участников V международного ралли-марафона «Пекин – Париж 2013»

rallykh21

Торжественно прокатившись по коридору-«красной дорожке», участники сворачивали прямо в закрытый парк, устроенный под открытым небом на стоянке возле гостиницы «Kharkiv Palace». Стоянка была предварительно огорожена, так что зрители могли наблюдать за дорогой техникой немного издалека. Автомобили были выстроены в несколько рядов… Такие непохожие, но все следующие одним маршрутом.

Корреспондент Сид Стельвио, продолжающий дело сеньора Барзини, документирует все события ралли-марафона. Город Харьков он назвал шумным, ярким и неожиданным.

Информация с официального сайта Endurance Rally Association:
http://www.endurorally.com

Сид Стельвио:

«…Неожиданным было приветствие, когда мы свернули на финишную прямую, ведущую к пятизвездочному отелю «Palace». Дорога оказалась закрытой для всех, кроме раллистов… Проехав мимо барьеров, мы свернули на большую площадь, по обе стороны которой, за барьерами, находились толпы людей. Да что там толпы! По оценкам полиции, здесь было 3000 человек, которые приветствовали нас на финише под большой аркой. Были представители не менее пяти телекомпаний, много фотографов и девушки в национальной одежде… «Мы чувствовали себя здесь королями, – так прокомментировал мне всё это Фил Бурган на Volvo. – Это можно сравнить с церемонией на Трафальгарской площади!»»

rallykh22

rallykh23

rallykh24

rallykh25

rallykh26

rallykh27

rallykh28

rallykh29

rallykh30

rallykh31

rallykh32

А на следующее утро, 20 июня участники ралли-марафона отправились в путь. Выезжая на площадь, один за другим они сворачивали в сторону спуска Пассионарии, чтобы затем выйти на Полтавский Шлях и покинуть гостеприимный Харьков. Впереди их ждали ровно десять дней и почти четыре тысячи километров. Киев, Львов, Кошице, Братислава… Они финишируют 29 июня, на всё тех же Елисейских полях, там же, где 106 лет назад принц Боргезе впервые отведал победного шампанского. И, наверное, когда-нибудь вернутся сюда.

Андрей Шабанов.
.
.

Rally «Peking to Paris 2013». Road to Kharkiv…

Фоторепортаж:
http://vk.com/album19622220_175860171

(фотоматериалы — Андрей Шабанов)

.
rallykh33

При использовании информационных, фото, видео материаловhttps://ursukhov.wordpress.com/ ссылка на источник и наличие информации об авторе статьи обязательны.

Обсуждение закрыто.