«Чёрный Обелиск». На пути в новый день

О том, как группа «Чёрный Обелиск» движется снизу вверх и не только.

blackobelisk2013-1-1

…Солнце включилось точно по расписанию, и над Городом распахнулось вширь огромное небо. Подзарядившись утренней дозой кофеина, жизнь пошла своим чередом. В этом Городе сходятся все пути-дороги человеческих добродетелей и пороков, сюда стекаются реки серебра и злата. Здесь всё имеет свою цену – стоит лишь озвучить её…, и твой драгоценный металл в то же мгновение превращается в пыль. Сам Город больше похож на мираж, но, тем не менее, живее всех живых камней. В Городе, надо заметить, вообще нет ничего необычного. Улицы направлены не по своим названиям, прямые дороги неизменно приводят в тупик, а встречающиеся на пути памятники в пиджаках стыдливо опускают глаза и отворачиваются. День и месяц не имеют значения – время одинаково и монотонно движется вокруг Города.

Он был построен много сотен лет назад и был истоптан миллионами безымянных ног. За сотни лет в Городе многое изменилось, лишь только нравы и дороги остались прежними. Мёртвые окончательно перестали писать письма, проблем с живыми стало ещё больше, ширпотреб подорожал, а эксклюзивный товар подешевел. С тех пор каждая тварь мнит себя гением, в календаре красным днём стал Праздник слепоты, а госпожа Смерть успела затовариться новыми масками. Химеры и прочие синие птицы, сидящие на крышах, зевают от скуки, и под этими крышами музыка теперь звучит совсем по-другому. Атланты, увековеченные в стенах Города, держат на себе его каменные своды и смотрят сверху вниз на людей, спешащих по своим делам и никогда не поднимающих взгляды.

И день за днём в этой толпе неторопливо, но уверенно движется квартет рок-старов, тяжёлыми шагами отмеряющий свой путь снизу вверх… Идут по улицам своего, нарисованного в своих же песнях, Города четверо закалённых жизнью людей, повидавших всякого на своём веку. С упорством, достойным одного античного персонажа, они чёртову дюжину лет несут на своих плечах большой чёрный камень с написанными на нём текстами, который, казалось, никому не было под силу даже поднять. Да, это тот самый «Чёрный Обелиск».

Дмитрий Борисенков – вокал, гитара

Михаил Светлов – гитара

Даниил Захаренков – бас, бэк-вокал

Максим Олейник – ударные

.
blackobelisk2013 (2)

blackobelisk2013 (3)

Читайте также:
.

«Чёрный Обелиск». Живая музыка «Мёртвого сезона»
(2012 год, знакомство с группой и рассказы о песнях)

.

«Вот мой мир – и в нём я сам себе кумир!»

blackobelisk2013 (4)

Едва отгремела живая музыка «Мёртвого сезона», а неутомимые обелисковцы вновь принялись за работу. Представив в январе-мае свежую программу своим поклонникам из России и Украины, летом 2012 года они объявили о записи нового релиза – сборника лучших песен под названием «Мой мир».

«Мой мир», поначалу окрещённый просто как «The best…», стал не совсем обычным сборником, поскольку представлял собой не банальную компиляцию выбранных треков с предшествовавших альбомов, а включал полностью перезаписанные песни, в новом качестве и с новым звучанием. Так что, хоть это и сборник римейков по сути, но представляется он именно как новый альбом – так, если бы все эти песни сочинялись одновременно и составляли общее музыкальное полотно.

Как известно, ничто не стоит на месте, особенно музыка, и со временем, как признавались сами обелисковцы, всё хочется сделать качественнее и интереснее, дать новую жизнь своим лучшим песням. А песни были выбраны действительно лучшие за последние 12 лет, начиная с альбома «Пепел» – первого полноформатника возрождённого «Чёрного Обелиска». Хотелось как бы заново прокрутить всю историю с момента, когда музыканты подняли упавшее знамя и продолжили свой путь: «Я пожелал им удачи и прямого пути, надеясь на то, что кому-то должно повезти…»

Ударными темпами работа была проделана очень быстро, и первая часть «Моего мира», так называемый «Том первый» (с пометкой «Special Limited Edition» на обложке и одиннадцатью римейками внутри) увидела свет в октябре того же года. Это был предварительный релиз, по нему уже можно было судить, в каком направлении движется группа. Полная, окончательная версия альбома стала доступной для онлайн-прослушивания уже 30 января 2013 года.

blackobelisk2013 (5)

Альбом-сборник «Мой мир» увидел свет дважды: в конце 2012 (слева) и начале 2013 года

Сборник-альбом «Мой мир», действительно отличающийся записью высокого качества, включает в себя перезаписанные песни со всех альбомов нового «Чёрного Обелиска»: «Пепел» (2002), «Нервы» (2004), «Зелёный альбом» (2006) и даже, как это ни внезапно, совсем недавний «Мёртвый сезон» (2012). Песни обрели второе дыхание, при этом некоторые изменились не особо, а некоторые даже очень. Музыканты утверждают, что это определённый выигрыш, поскольку именно в таких аранжировках все представленные песни исполняются сейчас на концертах. Хотя поначалу, после «первого тома» поклонникам было непривычно слышать данные римейки – так и напрашивалось сравнение с исходными версиями. Победило качество.

blackobelisk2013 (6)

blackobelisk2013 (7)

Обложка получилась мрачноватой, но в целом передавала общее настроение внутри «Моего мира». Альбом был «упакован» в формат digi-book, и его музыкальное содержимое уместилось на двух дисках, что было сюрпризом. На первом диске звучала основная часть – собственно, те самые римейки, или, как однажды пошутили музыканты, «каверы на самих себя» (всего 21 песня), с порядком которых можно ознакомиться на оборотной стороне альбома. Второй же диск включал в себя почти все те же песни (но меньше – всего 16), записанные при участии гостей – вокалистов из дружественных рок- и метал-групп. Столько разных людей в одном месте ещё не собиралось: Михаил Семёнов («Декабрь»), Алексей Горшенёв («Кукрыниксы»), Дмитрий Спирин («Тараканы»), Лусинэ Геворкян («Louna»), Дарья Ставрович («Слот»), Михаил Житняков («Ария»), Михаил Сидоренко («Фактор страха»), Олег Жиляков («Catharsis»), Артур Беркут и другие. Особым подарком стала песня «Капли дождя» с текстом на украинском языке, в исполнении Андрея Подгайного из днепропетровской группы «ТОК». Поучаствовал и Владимир Насонов – заслуженный работник сцены и обелисковой студии исполнил песню «Тебя больше нет», к удивлению, с не переделанным текстом. Почти все песни-римейки были записаны и сведены на собственной студии «Чёрного Обелиска», и лишь Максим Самосват работал над песней «Дым» в привычной для себя обстановке – на студии «Dreamport».

blackobelisk2013 (8)

«Мой мир» и его участники — сами обелисковцы и приглашённые гости

blackobelisk2013 (9)

«Мёртвый сезон» — один из самых успешных «тяжёлых» релизов 2012 года. «Мёртвая» тематика существенно оживила дела группы

Вообще, если говорить о нынешних тенденциях, то «Чёрный Обелиск» сейчас переживает заметный и ощутимый подъём. После «Мёртвого сезона» в 2012 году процесс заметно оживился, но дело не только в самом альбоме, хотя он и «взорвал» тяжёлый музыкальный мир, попутно заняв топовые места в различных рейтингах и чартах (порталы «Mastersland», «Drugmetal» и другие). Просто сама группа начала с тех пор жить по-новому. Во-первых, музыканты, занявшиеся самиздатом, решили идти в ногу со временем и присоединились к процессу так называемого «краудфандинга» – то есть непосредственного сотрудничества группы и поклонников. Суть его заключается в совместном («народном») финансировании того или иного проекта: все желающие поклонники имеют возможность поддержать группу в финансовом плане, становясь акционерами данного проекта. Заранее оговаривается цель проекта, необходимая сумма, сроки, просчитываются расходы, музыканты берутся за дело и – вуаля, новый релиз! Благодарные поклонники-акционеры получают прямо в руки новую пластинку как минимум, а как максимум (согласно купленным акциям) – автографы, плакаты, разнообразный мерч, VIP-приглашения на концерты и прочие ништяки и бонусы. Для возможности стать ближе к народу группа уже больше года сотрудничает с порталом Planeta.ru: так увидели свет обе части «Моего мира» и новый макси-сингл «Вверх», изданный осенью 2013 года. К слову, на этом же портале прописались и другие известные рок-коллективы: «Земфира», «Пикник», «Аквариум», «Би-2», «Animal ДжаZ», «Billy’s Band», «Мураками», «Louna», «Слот», «Омела» и прочие и прочие. «Чёрный Обелиск» также почувствовал уверенность в востребованности своей музыки. Кроме этого, за прошедшее время группа расширила своё присутствие в режиме онлайн: помимо портала ThankYou.ru (где был выложен «Мёртвый сезон», а впоследствии и всё остальное), теперь песни «Чёрного Обелиска» звучат и на Яндекс. Музыке.

blackobelisk2013 (10)

Сотрудничество возобновилось. «Чёрный Обелиск» в студии «Нашего Радио» (передача «Живые», эфир от 29.08.2013) (стоп-кадр)

Во-вторых, что не менее важно, после долгой паузы возобновилось сотрудничество группы с радиостанцией «Наше Радио», обелисковые песни вновь зазвучали в медиа-пространстве. После назначения небезызвестного Семёна Чайки на должность программного директора, «Наше Радио» начало несколько обновлять свой формат, таком образом понемногу оживив движение в рок-тусовке, прежде всего её молодой части. Но и «старики» не остались в стороне. 29 августа 2013 года «Чёрный Обелиск» отыграли живой концерт в студии «Нашего Радио», в рамках новой передачи «Живые», где впервые представили песню «Снизу вверх». А также на вопрос о фестивале «Нашествие» дали утвердительный ответ. По крайней мере, будем надеяться, что утвердительный.

Концертная деятельность группы также идёт полным ходом и останавливаться, видимо, не собирается: за полтора года обелисковцы представили вживую «Мёртвый сезон» и «Мой мир» для значительной части своей необъятной страны и не только. Всё по плану: осенью и весной – гастроли, летом – байк-фестивали. А для разнообразия можно и эксперимент какой-нибудь замутить. Например, концерт 12 июня 2013 года в московском «Gogol’ Club» прошёл целиком и полностью в unplugged-формате (то есть акустическом). Для «Чёрного Обелиска» это был первый акустический концерт, и все привычные уху песни преобразились до неузнаваемости. Приятный культурный шок, в общем. Или воспоминания про студийные посиделки MTV.

blackobelisk2013 (11)

У «Чёрного Обелиска» случаются и не совсем обычные выступления: и акустические концерты (афиша слева), и участия в метал-сейшенах с другими известными группами

Музыкальная жизнь существует и за пределами выбранного курса: нет-нет, да и делаются периодически шаги в сторону. Так, ещё прошлым летом группой был записан кавер на «Аквариум» – «Танцы на грани весны», и получилась чисто обелисковая песня. А в апреле этого года увидел свет альбом «Династии Посвящённых» – третья и последняя глава с названием-поговоркой: «Так проходит мирская слава» («Sic Transit Gloria Mundi»). Дмитрий Борисенков вновь любезно не отказал авторам проекта, озвучив две песни: «Возрождение» и «Крысолов». Да и среди концертов тоже бывают своего рода эксклюзивы, потому что «Чёрный Обелиск» иногда делит сцену и с другими известными группами. Это и юбилей «Мастера» (4 ноября 2012 года), и по-трезвому новогодний концерт вместе с «Catharsis» (1 января 2013 года), и участие группы «Декабрь» на питерском концерте памяти Крупнова (22 марта 2013 года). И грядущее событие, многими ожидаемое – это, конечно же, «ARIA-Fest», проведение которого намечено на 9 ноября в стенах московского «Stadium Live». Отечественный метал-блок представят собственно «Ария», «Чёрный Обелиск» и «Catharsis» – достаточно гремучая смесь из верхних эшелонов русского тяжмета. Зарубежными гостями станут сумрачные тевтонцы «Rage» и эпичные норвежцы «Sirenia». Соблазнять всех присутствующих своей красотой будут украинские дивчата из секс-симфо-группы «Symfomania».

Кстати, раз уж заговорили об Украине, нельзя не заметить положительных тенденций и в этом направлении. Гастрольная жизнь «Чёрного Обелиска» идёт не только вдаль, но и вширь. После первой презентации «Мёртвого сезона» на харьковской земле прошло, кажется, всего ничего, а «Чёрный Обелиск» уже успел провести три полноценных украинских тура, и это не может не радовать поклонников, приходящих на концерты. Если прежде, по словам Борисенкова, группа выступала чаще всего в Днепропетровске, изредка заглядывая в Киев, то за прошедшие год-полтора список городов, где побывали обелисковцы, заметно удлинился. Так, концертный тур в сентябре 2013 года включал в себя Киев, Донецк, Харьков, Днепропетровск и Одессу, а ещё ранее группа успела засветиться в Запорожье, Николаеве, Житомире и Севастополе. Сколько там ещё городов осталось?.. «И хоть пока ещё остались места, где не бывали мы, но будем и не раз…»

blackobelisk2013 (12)

В сентябре 2013 года состоялся уже третий полноценный тур «Чёрного Обелиска» по городам Украины. На концертах в Киеве, Донецке, Харькове, Днепропетровске и Одессе были представлены новые песни и старые полюбившиеся хиты

blackobelisk2013 (13)

Большой осенний тур в поддержку нового макси-сингла «Вверх» и концерт-презентация в Москве (06.10.2013)

А тем временем, информация о новой пластинке «Чёрного Обелиска» – макси-сингле, получившем символическое название «Вверх» – была представлена в конце сентября. Сообщалось, что данный сингл станет продолжением свежих музыкальных идей, заложенных в сборнике «Мой мир», при этом большое внимание будет уделено качественному звучанию. Интернет-релиз состоялся 1 октября – в тот день макси-сингл стал доступен для прослушивания на всё том же портале ThankYou.ru. Трек-лист сингла насчитывает семь песен: пять абсолютно новых (причём одна из них дублирована ещё и в качестве бонус-трека с иным «прочтением»), а также одну старую, не слишком знаменитую. К слову, три новые песни («Снизу вверх», «Помни обо мне», «Новый день») уже были достаточно хорошо знакомы слушателям, поскольку исполнялись на концертах ещё до релиза.

Возможность приобрести «Вверх» на физическом носителе поклонники «Чёрного Обелиска» получили впервые на автограф-сессии 5 октября в «МузТорге» и 6 октября на концерте-презентации в московском клубе «Б2». Этот концерт обелисковцы-виновники торжества отыграли вместе с музыкантами дружественных групп «Декабрь» и «Третий Рим». Они же встретятся снова на презентации в Питере 17 ноября. Ну а вслед за московской презентацией – большой тур по стране, более двух десятков выступлений, каждое из которых будет открываться классической фразой: «Чёрный Обелиск» приветствует своих болельщиков!»

.

«Я всё же выбор оставляю за собой!»

blackobelisk2013 (14)

Макси-сингл «Вверх» — новая пластинка «Чёрного Обелиска». Птица не выдержала и улетела)

…Итак, развернулись на триста шестьдесят градусов, быстренько взглянув на пройденный за двенадцать лет «Мой мир», и продолжили двигаться вперёд, с новыми песнями навстречу новому дню и новым концертам.

Судьба корабля «Америка» известна: в итоге он завалился набок и исчез в глубине моря. Над водной гладью у берегов Канарских островов снова воцарилась тишина. А значит, и музыкальное сопровождение должно быть соответствующим. После «Мёртвого сезона», который пронёсся двенадцатибалльным ураганом по металло-роковому миру, группа взяла курс в спокойные воды, дабы немного «смягчить» свою музыку. По словам самих музыкантов, сейчас наступило время, когда можно играть «и хорошо, и просто», в смысле, можно добиваться качественного звучания при минимальных стилистических извращениях. И делать это по-своему.

blackobelisk2013 (15)

Действительно, после первых же прослушиваний макси-сингла «Вверх» стало понятно, что вслед за бурей наступило некоторое затишье. Чисто металлической тяжести здесь нет, хотя почерк «Чёрного Обелиска» по-прежнему узнаваем, а музыка всё такая же своеобразная. И характерно-эмоциональный вокал Борисенкова ни с чьим не спутаешь, это точно. И всё это с очень качественным саундом (напомню, музыканты «Чёрного Обелиска» сами себе хозяева на своей студии). Некоторое смягчение музыки намекает на мейнстримовый курс, хотя уж кого, а «Чёрный Обелиск» точно не назовёшь группой, стремящейся к определённому «формату». Их привычное местоположение – как раз вне жанровых рамок, и так было всегда. По сравнению с новой волной «русского рока» они более умудрённые опытом и взрослее в музыкальном плане, по сравнению с коллегами по тяжёлому цеху – более изобретательны и неординарны. Вот такой у них мир. В конце концов, такая группа как «Чёрный Обелиск» никогда не будет останавливаться на достигнутом, а станет искать новые пути музыкального самовыражения.

Отдельно стоит сказать про обложку нового релиза, поскольку она получилась самой яркой в дискографии «Чёрного Обелиска» – в жёлто-красных тонах, чем резко выделяется на фоне остальных обложек. «Фирменная» обелисковая птица, на «Мёртвом сезоне» скромно спрятавшаяся рядом с печатью (в районе библиотеки №8), теперь расправила крылья и решила перелететь на лицевую сторону. Да ещё как перелетела – вырывается из закатного пламени аки пресловутый Феникс! А пламя бушует за размытыми контурами многоэтажек, и сразу вспоминается строчка: «Город, подожжённый с разных сторон, очень ярко горит…»

blackobelisk2013 (16)

Одно из художеств в буклете (автор — Андрей Дубравушкин)

blackobelisk2013-16-1

Фрагменты из жизни Города

blackobelisk2013 (17)

Сам макси-сингл выполнен в формате digi-book и наполнен изнутри разными картинками – фрагментами из жизни Города. Взлетающая птичка и прочие художества в буклете принадлежат кисти Андрея Дубравушкина, вёрсткой занималась Маргарита Незнамова, уже знакомая нам по кораблю «Америка» на обложке «Мёртвого сезона».

И всё это – тот же «Чёрный Обелиск», со своим музыкально-текстовым наполнением, которое всегда качественное и без излишеств. Простыми словами объясняются простые вещи, песни не «перегружены» содержанием, всё на своих местах. Весь обелисковый репертуар вообще не является вылизанным до блеска, но ведь не встретишь и леди с абсолютно идеальной фигурой. А взглянешь на неё – ну красавица же, других слов не подберёшь. И продолжаешь рассматривать всё остальное.

blackobelisk2013 (18)

* * *

«Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги. И хотя светило солнце, а небо было резко-голубым, всё в городе выглядело бесцветным…»

(Джордж Оруэлл, «1984»)

Начинается макси-сингл композицией «Снизу вверх», в которой, несмотря на такое говорящее название, речь идёт не совсем о полётах. Обо всём можно сказать и в достаточно приземлённой форме. В данном случае следует представить себе самый обычный двор в обычном спальном районе обычного города. Земля вокруг усыпана опавшей листвой, заходящее солнце медленно опускается вниз за силуэты домов.

Вот так сидишь на скамейке во дворе и смотришь снизу вверх на происходящее. Этот двор – маленькая часть большого непричёсанного города, взъерошенного чисто житейскими проблемами. Люди снуют в этом городе туда-сюда, как муравьи, одними и теми же тропами. Да и сам дом, на который в этот момент смотришь, тоже похож на муравейник. Каждая квартира – это отдельная норка, из которой люди смотрят во внешний мир через окно. В каких-то окнах стёкла совсем грязные, в каких-то даже чистые. Наверное, люди, обитающие там, пытаются видеть мир незамутнённым. Или просто пытаются убедить себя в этом.

Люди-муравьи практически не видятся друг с другом – разве что, когда сверху вниз (или снизу вверх) идут по лестницам. Здороваются, спрашивают «Как дела?» и расходятся по своим норкам, укрываясь за семью замками в своём привычном мирке. Сейчас вечереет, и во всех окнах постепенно загорается свет, срывая тёмные покровы с городской жизни. Вон там сегодня праздник, наверное, справляют чей-то день рождения, а всего через пару окон царит мрак и уныние. Вон оттуда веет беспросветным одиночеством, а оттуда – шумной компанией. Где-то слышны бодрые разговоры и смех, а где-то ругань и ссоры. А завтра у всех всё может быть совсем наоборот. «Сегодня – так, а завтра вдруг исчезает то, что успел полюбить…» Человек сам хозяин своего мирка. Некоторым даже бывает тесно внутри и по выходным они выходят на улицу – туда, где в будние дни обычно стараются ничего не замечать. И где-то музыка играет одна и та же – уши бы её не слышали.

Всё привычно для всех, и каждый день вот так. Снизу вверх и сверху вниз – кто-то из князи в грязи, а кто-то просто мусор выносит. И кажется, что всем всё известно наперёд, известен каждый следующий день, и менять ничего не хочется, ползёшь себе по тропе в свой муравейник и ползи дальше.

blackobelisk2013 (19)

В процессе наблюдения открываешь для себя парадокс: после верха всегда бывает низ, и наоборот. Поднялся в квартиру – и зарылся в себе. Или, например, спустился вниз во двор и смотришь вверх на небо. Оттуда вниз упадут капли дождя, насытят землю, и деревья оттого будут расти вверх. Да и после шторма всегда случается затишье… И кому как не тебе знать о музыкальных взлётах и падениях. Нельзя говорить о дне и вершине, не побывав там. А ты уже побывал изрядно, видел своими глазами, почувствовал на собственной шкуре.

И вот сейчас замечаешь, как на фоне заходящего бетонного солнца парит птица. Редкая птица, между прочим, редкие песни поёт… Летит она себе вверх и не заботят её люди-муравьи. Эту птицу можно наблюдать изо дня в день, но кажется, что ей-то самой неведомо человеческое время, она существует вне его рамок. Никакие «синие птицы» не нужны – достаточно смотреть только на эту.

А дом-муравейник постепенно заполняется… Пора уже идти туда, подниматься вверх и пытаться не упасть вниз, хотя бы в своих собственных глазах. Можно и музыкально разбавить этот затянувшийся вечер. И вообще, с музыкой любой каприз судьбы переживается как-то легче. Или это так кажется?.. Ну да ладно, надо идти. Темнеет уже и холодает. Осень всё-таки.

«День прошёл, и было всё как вчера,
Всё как прежде – точь-в-точь.
Цепь событий разорвав до утра,
Город ринулся в ночь…
»

blackobelisk2013 (20)

Исходя из наполнения релиза, можно сказать, что чёткой концепции, присущей, например, тому же «Мёртвому сезону», здесь не наблюдается. По текстовой составляющей точно, хотя в общем звучании что-то такое прослушивается. Сама работа не воспринимается как «монолитная», что, впрочем, логично: это не полноформатник, а макси-сингл – своего рода демонстрационная версия мыслей из головы на текущий момент. К тому же мы не видим всю картину, а только отдельные её фрагменты-песни. Как будто порывом ветра вырвало несколько страниц из потрёпанного дневника на столе.

Судя по этим страницам, найденным на полу комнаты, мысли кажутся весьма разрозненными и касаются различных тем, больше с философским уклоном или даже лирической тематикой. Есть мнение, что из-за этого «Вверх» больше похож на «Зелёный альбом», наполненный подобными сюжетами. С другой стороны, можно сказать, что герой обелисковых песен за много лет переживал разные состояния, задавал сам себе разные вопросы и находил на них ответы (а на некоторые, возможно, так и не нашёл). И сейчас, обитая в настоящем среди серых стен своей квартиры, порою ещё оглядывается в прошлое, давая себе повод вспоминать свои предыдущие песни и слова.

blackobelisk2013 (21)

Следующая песня, которая называется «Простите меня» – наверное, самая трагичная в контексте всего альбома. Что чувствует человек, оказавшийся в тупике, из которого не видно выхода? Тупик ведь может быть и не в виде высокой стены, на которую уже приходилось натыкаться и безнадёжно скрести по её шершавым камням. В этот раз тупиком стала бездна. Остался один шаг… Теперь понятно, что такое настоящее одиночество – рядом никого нет, наверное, и ангелов из одноимённой песни тоже нет. Пока чувствуешь только боль, но все ощущения скоро пройдут. Можно только обернуться назад и посмотреть, как дошёл до этого состояния: «…Оставил ли след иль исчез, как растаявший снег?» Страшно, да? И неизвестно, что будет через мгновение: герой всё ещё надеется здесь остаться, но уже чётко представляет возможное падение и своё состояние в нём: бездна вокруг и бездна внутри себя самого… Кто виноват? Винить можно только себя. А слова «простите меня» обращены не к кому-то конкретно: люди, оставшиеся где-то позади, в этот час стали безликими. Вот только вопрос: слишком уж резко оборвалась песня, значит, он всё-таки упал?.. Если в грядущий альбом этот листок будет вклеен последним, финал будет ещё более невесёлым, чем на «Мёртвом сезоне».

«Новый день», о котором поётся следом, больше напоминает ежедневную заметку. Эту заметку можно повесить рядом с календарём на кухне в качестве напоминания: «Когда наступит завтра новый день, всё будет так же, как было и вчера…» Даже музыка созвучна каждодневной суете, а подходящим видеорядом послужит жизнь за окном. Каждый день мы почему-то называем новым, но всегда находимся в замкнутом круге, как персонажи в фильме с повторяющимся сюжетом. Но, «…принимая всё таким, как есть, я всё же выбор оставляю за собой…» По-настоящему новым будет тот день, который останется в памяти, в котором можно будет сделать свой собственный выбор. И необязательно сдуру гоняться за несбыточной мечтой – ведь наверняка существует вполне осуществимая мечта, которую достаточно не отпускать и просто двигаться за ней.

blackobelisk2013 (22)

Дмитрий Борисенков: «А сейчас песня про наших с вами подруг, про девушек… Не бросайте их. По возможности»

…А теперь он бродит по дому, не находя себе места. Присутствует только одна фраза, занявшая в голове всё пространство: «Помни обо мне». Наступает время, когда люди друг для друга больше не существуют, не видят друг друга, ослепли взаимно. Нет, в этом не было ничего неожиданного. Он же говорил всем, кто был готов идти следом за ним: «Не обещай!» И за его словами люди шли толпами, а какая-то леди даже сходила с ума, напевая эту песню. В общем, идиллия. И где-то рядом была та, единственная. «Никогда… Никогда. Какое короткое время», – повторяла она, держа его за руку.

«Day after day, love turns grey
Like the skin of a dying man.
And night after night we pretend it’s all right,
But I have grown and
You have grown colder and
Nothing is very much fun any more…
»

(Pink Floyd, «One of my turns»)

И вот Она ушла. Точнее, он сам выгнал её. Рано или поздно это должно было случиться, но момент настал сам собой. Не каждый человек выдержит жизнь в обнимку с гитарой, понимая, что каждодневная рутина – это и есть пик всего твоего существования. Он тоже это понимал… И теперь он постепенно исчезает в квартире среди серых стен, где царит полный бардак. Время застыло на личной Стене – под знакомые мотивы там появляются картины счастливого прошлого, когда ещё была надежда на взаимное будущее. Но из памяти ничего не вычеркнешь и со стены не сотрёшь. Так и сидит он «среди живых, а ведь не хотел».

Искать его не нужно – он сам явится миру, когда это потребуется, когда надоест молчать. Явится приодетым, умытым и гладко выбритым. А когда встретит её на улице, то их взгляды больше не пересекутся. Ну, может быть, всего лишь на мгновение. «…Если встретишь вдруг среди бела дня, не иди за мной – ты сгоришь дотла!» Значит, было чему гореть. А пока что, при тусклом свете настольной лампы он сыграет вам на своей гитаре «Is there anybody out there?»…

blackobelisk2013-23-1

В собственном мирке внутри квартиры можно бесконечно ходить по кругу, время от времени отвлекаясь на события, происходящие за стеклом. Там, на далёких площадях и в высоких кабинетах «свои законы на протяжении тысяч лет». И в такие моменты лирика сменяется взрывом в колонках: накипело. Суть гражданской позиции героя под кодовым названием «Оборона» проста как пять пальцев. Стоит заметить, что «Чёрный Обелиск» всегда славился хорошей, годной социальщиной в текстах, да и музыка тут отнюдь не лишена драйва, и мелодия ложится на слух. А припев так вообще намертво впечатывается в мозг: «В наших руках оборона, здесь против нас все законы…» Да, законы джунглей, вы правильно поняли. При этом привыкший переступать всё и всех, человек разучился быть честным перед самим собой («…даже в храме сам себя не простишь»), даже в те моменты, когда может и должен что-то изменить для себя. А если ещё сверху вниз плюют, то и обратная реакция снизу вверх рано или поздно будет соответствующей.

…Кажется, это уже было где-то. Да, было и будет ещё, если покажется мало! Кто-то скажет: ну знаете ли, в незабвенном «русском роке» вон сколько подобного! Но нетрудно догадаться, что протест протесту рознь. С одной стороны, бывает протест для неудовлетворённых (и в этом смысле тоже)… И совсем другое дело – уже достаточно взрослое понимание происходящей ситуации. К вопросу о взрослости: не забываем, что обелисковый герой – он из потерянного поколения рок-старов, много чего повидал и в сиюминутном экстазе не живёт, лишние эмоции не для него. Это он про себя говорит: «Тот, кто идёт по осколкам, не упадёт – ведь не скользко…»

По ходу звучания сама песня вроде как отматывает время назад в прошлое: первый куплет ассоциируется с нулевыми, второй – с девяностыми, а третий, судя по всему, с 1993 годом. Символично, что «Оборона» увидела свет как раз к двадцатилетию тех событий. Самому герою песни приходится повторять припев как заклинание на протяжении этих двадцати, а может и более лет. Возможно, поэтому он до сих пор в здравом уме (или хотя бы не притворяется). А то альтернатив бытия он увидел предостаточно, хватит уже… Он «…в потоке речей утонуть не готов», как уже известно нам. За это время много людей мелькало на голубом экране, вылезало по головам на трибуны и удачно пристраивалось в толпе промеж себе подобных. Цена обозначенной в тексте «немой жизни» за столько лет герою известна хорошо, просто он пока её не называет. Он подождёт до следующей песни.

Так что вроде не всё безнадёжно. Правда, вероятнее всего, услышавшие, как и прежде в таких случаях, похлопают в ладоши да разойдутся по уютным вконтактам и твиттерам: обмениваться демотиваторами, репостить «самые честные» новости и рассказывать друг другу боянистые анекдоты.

blackobelisk2013 (24)

blackobelisk2013 (25)

На этой небезнадёжной ноте завершается основная часть макси-сингла и начинается «бонусная», весьма неожиданная. Обелисковцы ещё с самого начала обещали, что перезапишут для сингла одну из старых песен. И этой песней оказалась действительно старая «Ты обманула меня» (ещё с альбома «Пепел»), кстати, далеко не самая раскрученная. Она обрела новое звучание, в духе крайних работ группы, однако на фоне остальных песен из сингла всё равно выглядит эдаким ухабом на ровном музыкальном пути. Возможно, такое восприятие возникает из-за текста, до краёв переполненного иронией в духе народной «Ти ж мене підманула». Сама же песня как будто не успела запрыгнуть на подножку уходящего поезда «Мой мир» и осталась на перроне ждать следующего релиза. Да и ладно, покрутили штурвал, подпрыгнули и полетели дальше.

А дальше мы завершаем полёт, и приземляемся с уже знакомой нам песней «Новый день»…, и тут же удивляемся фортепианному интро. А затем удивляемся звукам виолончели. Оказывается, музыканты решились на эксперимент и записали unplugged-версию своей песни. С тем же текстом и по сути той же музыкой, но с совершенно иным звучанием песня, кажется, получила совсем другое наполнение. Как неторопливо солнце опускается за горизонт, как осенний вечер накрывает собою Город, так и музыка «Нового дня» размеренно звучит, создавая соответствующую атмосферу. Музыканты не торопятся, и вы, пожалуйста, не торопитесь, а просто слушайте, и пусть следующий день будет по-настоящему новым.

«Когда наступит завтра новый день,
Всё будет так же, как было и вчера.
И, обгоняя свою собственную тень,
Мы поспешим к заботам и делам.

А я устал, а может, просто лень
Бежать по кругу и обманывать себя,
И ждать, когда наступит этот день,
Что нас избавит от печали навсегда.

Работа, дети, деньги, суета,
Как всегда. Суета.
Мы все боимся что-то не успеть
И забываем, что жизнь у нас одна.

Я не хочу прожить остаток дней
В погоне за несбыточной мечтой.
И, принимая всё таким, как есть,
Я всё же выбор оставляю за собой!

Кто-то верит, кто-то ждёт…
Кто-то – всё наоборот.
Если сможешь всё принять,
Приходи – я буду ждать…
»

И болельщики «Чёрного Обелиска» обязательно снова придут на концерты. Пусть кругом один лишь пепел и давно настал мёртвый сезон, но здесь в мёртвое время звучит живая музыка. Группа не останавливается на своём пути в новый день и движется снизу вверх, по городам и весям, сквозь ветры и туманы. Открывает суть мой мир, становится понятной свобода, а также почему мёртвые не пишут писем. Рок-стары потерянного поколения поют о себе и не только, поют про мир, где нервы натянуты гитарной струной, где капли дождя тренируют волю и становится понятен исход. Где ангелы-хранители спускаются с небес…, где девушки искренне и горько плачут от не-обещаний…, где не принято говорить об усталости и сдаваться. И где звучат бессмертные песни Анатолия Крупнова. И слова этих песен высечены на том самом чёрном гранитном обелиске, установленном когда-то живыми в знак напоминания о живом.

blackobelisk2013 (26)

blackobelisk2013 (28)

blackobelisk2013 (27)

blackobelisk2013 (29)

blackobelisk2013 (30)

blackobelisk2013 (31)

.

P.S., или генерация мыслей в стенах «Пельменной»

«…Выпив дважды по двести у буфетчицы Лены,
Я гляжу в поднебесье, сидя в душной пельменной.
Я леплю тёмный шарик из орловского хлеба,
Я хочу быть как солнце, но не серым как небо.

Побежали к разливу трое пьяных прохожих,
Я хочу быть как солнце, на других не похожим.
Каждый мнит себя солнцем, или центром Вселенной…
Я хочу быть как солнце, сидя в душной пельменной!»

Как ни странно, но жизнь есть даже на изнанке Города – на его тысячу раз зарисованной, на первый взгляд незаметной стороне. Даже больше, чем жизнь. Под землёй это или на самых верхних этажах, в роскошных апартаментах или старой хрущёвке – не суть важно. Город, однажды вывернувшийся перед тобой наизнанку, показавший своё нутро, таким и остаётся навсегда… А может, оно и к лучшему: теперь знаешь, что к чему, и оттого понимание проще, без заумных слов и красивых стихов. И люди здесь не тени, не отражения себя, не маски и не картинки, а просто те, кем являются на самом деле. Не рифмуйте так усиленно слова – смысла в них от этого больше не станет. Не называйте цену – она и так очевидна.

Здесь, на изнанке Города, больше нет красоты туристических маршрутов, толстого слоя мишуры, фееричной сети украшений и блёсток праздничных огней. Но, если посмотреть вокруг, то происходящее будет совершенно настоящим, не фальшивым. Сразу понимаешь: так будет лучше. Для себя. Тогда многие вещи становятся объяснимыми, и оттого некоторые из них внезапно теряют кем-то вложенный смысл. Впрочем, не нужно заявлять об отсутствии смысла как такового. Не нужно говорить об усталости или нежелании продолжать. Ведь даже античный герой, упорно тащивший свой любимый камень снизу вверх, попытался подняться над бессмысленностью своего существования. Он сделал просто: в этой бессмысленности обрёл свой смысл и свою гордость.

…Лабиринты улиц и огни столиц останутся на своих местах, сказанные слова не будут вычеркнуты из памяти, а Город, что на трёх реках да на семи холмах, никуда не денется из-под ног. Всё здесь привычно: улицы, то уходящие за горизонт, то растворяющиеся между домов; старые здания с отпечатками времени на стенах, башни-новостройки, смотрящие наружу пустыми глазами-окнами; парки с длинными кривыми аллеями меж вековых деревьев; события, мелькающие на афишах… Надо бы запомнить, кстати. Здесь бывает и солнечно, и дождливо, но нигде больше не бывает такого солнца и такого дождя. Город с изнанки выглядит не таким ярким, захватывающим, но в любом случае принимаешь всё как есть. Я видел и слышал это не раз: и праздник, и мечты, и пустые слова, и грязь под кристальным снегом, и страсти, и пороки, и возвышенные чувства – если наткнёшься на таковые. Я встречал здесь разных людей: и чистых, и с гноем – одних лишь на мгновение, других судьба держала рядом подольше. Здесь дороги сходятся в одну и вскоре расползаются вдаль поодиночке, и это нормально. Город – это часть жизни, и один только его вид: серый, потрёпанный, в чём-то немного сумасшедший – даёт повод твёрже стоять на ногах. Достаточно один раз вдохнуть этот ни с чем не сравнимый, прожжённый воздух, чтобы понять и почувствовать: жизнь стоит того и жить здесь необходимо. Это моя стихия. И каждый мой шаг придаёт всё больше уверенности в моих мыслях и словах. И сколько бы времени ни прошло, сколько бы слов ни было сказано, сколько бы событий ни минуло, а взгляд на Город будет всё тем же и Город будет рядом. Я остаюсь здесь.

Андрей Шабанов.

blackobelisk2013 (32)

.
.

Репортаж с концерта в Харькове 27.09.2013

О том, как группа «Чёрный Обелиск» движется снизу вверх и не только:

В фотографиях…
http://vk.com/album19622220_180316998

…и на видео

Я остаюсь
http://www.youtube.com/watch?v=LvJ8UYwYMLk

Аве, Цезарь!
http://www.youtube.com/watch?v=jWNpwr7hHTE

Не говори
http://www.youtube.com/watch?v=wrWScGDnPS8

Мёртвый сезон
http://www.youtube.com/watch?v=1yuXbCAUeIA

Снизу вверх
http://www.youtube.com/watch?v=mmM0pB_Exyk

Ветры и туманы
http://www.youtube.com/watch?v=ryAWrbXt2BY

Разговоры
http://www.youtube.com/watch?v=7ZNvtpm05uM

(автор фото- и видеоматериалов – Андрей Шабанов).

Обсуждение закрыто.